Введение. Оказание бесплатной юридической помощи населению является крайне актуальной проблемой

Оказание бесплатной юридической помощи населению является крайне актуальной проблемой. Это связано с тем, что жизнь поставила перед юристами важные и трудные задачи. Во-первых, обеспечить оказание эффективной бесплатной юридической помощи тем слоям населения, которые в ней нуждаются, но не могут позволить себе оплату дорогостоящих адвокатов, иных консультантов. И, во-вторых, организовать правовое просвещение населения. Весомый вклад и то, и в другое призваны и способны внести юридические вузы.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»[1] для реализации целей бесплатной юридической помощи населению, его правового просвещения и формирования у студентов, обучающихся по профессии юриста, соответствующих навыков образовательные учреждения высшего профессионального образования могут создавать юридические клиники. Такие клиники созданы и успешно работают во многих университетах и академиях, обучающих будущих юристов. Студенты под руководством опытных преподавателей оказывают бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

В Российской правовой академии Министерства юстиции РФ юридическая клиника работает в четырех зданиях (двух помещениях Академии и двух помещениях муниципальных социальных центров), территориально расположенных в разных районах г. Москвы. Аналогичные юридические клиники существуют и в филиалах РПА Минюста России.

Согласно новым учебным планам Академии, подготовленным во исполнение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, как для бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция», так и для специалитета по направлениям подготовки «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности» в Академии становится обязательным изучение дисциплины «Оказание правовой помощи населению» с необходимостью сдачи двух соответствующих зачетов. Эта дисциплина будет изучаться на 4 курсе в течение двух семестров. Для студентов очной формы обучения она предусматривает 36 часов аудиторных занятий (по 18 часов в семестр), из них 12 часов – лекций и 24 часа практическая работа с населением в помещениях юридической клиники Академии или муниципальных социальных центров.

Говоря об обучении студентов по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность», необходимо отметить, что одной из специализаций данной специальности является «Воспитательно-правовая специализация». В рамках этой специализации студенты будут, в частности, изучать такую дисциплину, как: «Деятельность Минюста России по правовому обучению и воспитанию граждан». При освоении указанной специализации студенты во многом должны быть ориентированы на подготовку к оказанию правовой помощи гражданам, их консультирования и правового обучения. Безусловно, выпускные квалификационные работы многих студентов, получающих эту специализацию, будут связаны с изучением опыта работы юридических клиник, направлены на совершенствование их деятельности.

Нельзя не отметить и необходимость ориентации многих студентов-юристов, получающих второе высшее профессиональное образование, на дальнейшую работу по оказанию юридической помощи населению и правового просвещения граждан. Действительно, среди таких студентов немало педагогов, психологов, лингвистов и других специалистов, чьи знания и профессиональные навыки в сочетании со знанием права должны быть широко востребованы при проведении этой работы.

Все вышеизложенное имеет также огромное значение с точки зрения выполнения требований ФГОС ВПО третьего поколения о необходимости широкого использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Дело в том, что при работе студентов в юридических клиниках по оказанию правовой помощи населению есть элементы ролевой игры, разбора конкретных юридических ситуаций, различных тренингов и др. В процессе консультирования граждан студенты в полном объеме используют также возможности информационных технологий. В этой связи обучение студентов в юридических клиниках сочетает в себе самые разные формы организации учебного процесса, в том числе с использованием компьютерной техники.

Заметим, что ФГОС ВПО «Юриспруденция» по направлению подготовки магистров, также требующий обязательного использования в учебном процессе инновационных технологий (которые сочетают в себе как активные, так и интерактивные формы проведения занятий), прямо относит к ним работу в юридических клиниках и консультирование населения по правовым вопросам.

В помещениях юридических клиник Академии и ее филиалов компьютеры в основном обеспечены выходом в Интернет, в правовые системы «Гарант» и «Консультант». На интернет-сайтах Академии и ее филиалов открыты специализированные разделы по правому просвещению граждан, где студентами даются сотни ответов на интересующие население вопросы. Вне всяких сомнений, работа студентов в юридических клиниках является прогрессивной интерактивной формой проведения занятий.

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Оказание юридической помощи населению» и аккумулирует опыт, накопленный в работе юридических клиник Российской правовой академии Министерства юстиции РФ и ее филиалов. Пособие предназначено в первую очередь для студентов, изучающих данную дисциплину. Оно будет также полезным для профессорско-преподавательского состава, читающего лекции, проводящего практические занятия по этому курсу и работающего со студентами в юридических клиниках, интересным для других преподавателей, научных работников, аспирантов, практикующих юристов и широкого круга лиц, интересующихся вопросами оказания бесплатной юридической помощи гражданам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: