Факторы социализации – это обстоятельство, условия, которые побуждают человека к активности и действию.
В отечественной науке существуют различные классификации факторов социализации. Наиболее логичной и продуктивной для педагогики является та классификация, которую предложил в 1991 году А. В. Мудрик. Он выделил 3 основных группы факторов:
· макрофакторы (космос, планеты, государство). Они влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
· мезофакторы – условия социализации группы людей, которые выделяются:
а) по национальному признаку (этнос);
б) по месту и типу поселения (регион, область, город, район, село);
в) по принадлежности к СМИ.
· микрофакторы (семья, сверстники, группа людей, микросоциум, учителя, воспитательные учреждения) – социальная группа, которая оказывает непосредственное влияние на конкретных людей.
Институты социализации:
- семья;
- культура;
- образовательные учреждения;
- религия.
Возрастные этапы развития личности (по Д. Б. Эльконину).
Периодизация основанная на выделении возрастных особенностей детей.
Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомофизиологические функции и психические качества личности.
Периодизация бывает 2 видов: полная и неполная (частичная).
Полная периодизация развития охватывает всю жизнь человека с наиболее характерными стадиями.
Неполная (частичная) – периодизация, которая охватывает лишь ту область развития личности, которая нас интересует. Для педагогической школы наибольший интерес представляет период охватывающий жизнь и развитие ребенка школьного возраста.
В современной науке принята следующая периодизация детского возраста, которая получила название педагогическая (по Д. Б. Эльконину):
1) младенчество – от рождения до 1 года;
2) преддошкольный возраст – 1-3 года;
3) дошкольный возраст – 3-6 лет:
а) младший дошкольный возраст – 3-4 года;
б) средний дошкольный – 4-5 лет;
в) старший дошкольный – 5-6 лет;
4) младший школьный возраст – 6-10 лет;
5) средний школьный возраст – 10-15 лет;
6) старший школьный возраст – 15-18 лет.
Основу периодизации педагогической составляют стадии физического и психического развития личности, а также условия, в которых протекает воспитание ребенка.
Ян Амос Каменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, т.е. обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития ребенка. Все должно идти последовательно и своевременно.
Одним из основоположных принципов в педагогике является принцип учета возрастных особенностей детей. С его помощью учитываются определенные учебные нагрузки, режим дня, объемы занятий различными трудами. Возрастные особенности помогают правильно решить вопросы расположения учебных предметов и учебного материал в каждом предмете.
Развитие системы образования в России.
План.
1)Понятие системы образования. Задачи РФ в области образования.
2)Принципы государственной политики в области образования;
3)Гарантии и права граждан РФ в области образования.
4)Государственные образовательные стандарты (ГОСТы) и образовательные программы.
5)Формы получения образования.
6)Виды образовательных учреждений.
7)Учредители образовательных учреждений.