Этапы и содержание работы с литературными источниками

Этапы работы содержание
1. Общее ознакомление - ознакомление с оглавлением - беглый просмотр литературного источника
2. Внимательное чтение по главам и разделам - выделение наиболее важного участка текста
3. Выборное чтение - перечитывание наиболее важной части текста
4. Составление плана прочитанного материала - постановка проблем
5. Выписка из прочитанного - полные и точные (цитата + библиографическое описание с указанием тех страниц, откуда взята цитата)
6. Оформление картотек - библиографическая картотека (карточки с библиографическим описанием источника) - картотека выписок (карточки содержат название тематического раздела, к которому относится содержание текста выписки) - картотека рефератов (содержит библиографическое описание + реферат источника по разным темам) - картотека иностранной литературы (картотека на языке оригинала + перевод + термины на языке оригинала)
7. Сопоставление прочитанного с другими источниками  
8. Критическая оценка прочитанного и запись замечаний  

Изложив существо отдельных положений, нужно выявить точки зрения авторов, вскрыть единство и различия во взглядах, обозначить дискуссионные, неясные и малоразработанные положения.

Необходимо отметить, что нового и оригинального вносит автор каждой работы, высказать свое отношение к авторской позиции, к полученным ими выводам.

При подборе интересующей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направленность работы (определяемой на данном этапе по заглавию). Этап подбора соответствующей литературы должен сопровождаться библиографическим описанием источника на специальных каталожных карточках или в тетради. Это связано с тем, что иногда возни­кает потребность в повторных просмотрах тех или иных источни­ков, а также необходимостью создать личную картотеку, постро­енную по определенному тематическому признаку. Все библио­графические описания должны быть строго унифицированы и отвечать общепринятым правилам. На карточках, оформляемых на библиотечные книги, необходимо обязательно указывать шиф­ры, под которыми эти книги значатся в библиотеке. Наличие шифра помогает библиотечным работникам быстро отыскать данный ис­точник.

Изучение литературы необходимо для более четкого представ­ления методологии исследования и определения общих теорети­ческих позиций, а также выявления степени научной разработан­ности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специаль­ных работах по данному вопросу, отражающих результаты соот­ветствующих исследований.

Еще одним мето­дом сбора фактических данных является изучение педагогической документации и архивных материалов: планов и дневников тре­нировок, протоколов соревнований, учебных планов и программ, журналов учета успеваемо­сти и посещаемости, личных дел и медицинских карточек, стати­стических материалов и т. п. В этих документах фиксируются мно­гие объективные данные, помогающие установить ряд характери­стик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т. д.

По форме фиксации информации существуют: письменные документы (содержат в основном буквенный текст); статистические данные (информация в основном цифровая); иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины); фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты); технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).

Большинство необходимых документов сконцентрировано в государственных архивах (федерального значения, республиканских, краевых, обла­стных). Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.

Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологиче­ский принцип либо структурные подразделения учреждения-фондообразователя. При отборе документов в архиве следует, преж­де всего, ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: свод­ным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; ка­талогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы кото­рого необходимы для работы, составляется заявка по форме, име­ющейся в каждом архиве. Полученные по заявке документы нуж­но внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходи­мость для дальнейшего изучения. Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выпи­сывать полностью, одновременно указывая название фонда, но­мер описи, номер дела, единицу хранения и лист. В некоторых случаях можно ограничиться краткими выписками отдельных фак­тов, также сопровождая их обязательной ссылкой на фонд, опись, дело и лист.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: