Философия эпохи эллинизма и Древнего мира. Киники

Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция

Стоиков. Скептицизм.

ЭПИКУР

Эпикур (ок. 342 - 270 гг. до н. э.) – родоначальник эпикурейства. Философия может сделать лю­дей счастливыми, гармоничными, лишенными страхов. Основное внимание уделялось этике.

Представитель атомистического материализма, атеизма

и сенсуализма. Учился у Демокрита.Был главой организованной им

школы – «сад Эпикура». Основной задачей философии Эпикур считал

создание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Этика

должна опираться на физику, включающую в себя учение о человеке,

физика – на теорию познания.

1) Проблема свободы. Эпикур развивает атомистику Демокрита. По Демокриту, атомы движутся прямолинейно, одинаково во всех направлениях. Их движение детерминировано. По Эпикуру, они могут отклоняться от прямолинейного движения в следствии самодвижения и случайных столкновений.

Философ выдвигает идею самодвижения атомов. Как человек

способен к свободным действиям, так и атомы – к самопроизвольным

отклонениям. Существует внутренний, а не внешний (как полагал

Демокрит) источник движения атома – его собственная тяжесть. При

движении (условием которого является наличие пустоты) атомы

отклоняются от прямогопути на небольшой угол и начинают описывать

кривые, касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в

результате чего возникает предметный мир.

Эпикур отрицал фатализм Демокрита: отклонение атомов есть физическое обоснование свободы человека. Человеческое поведение детерминировано, но в определенных границах оно свободно. Его основой является многопричинность. Концепция индетерминизма. Человек может менять свою деятельность, судьбу.

2) Теория познания. Эпикур, как и Демокрит, является сенсуалистом. Только ощущения истинны, адекватны действительности. Ощущения - основа познания и критерий истины. Критерии истины - чувства удовольствия и неудовольствия, страдания.

Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не

обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того

о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят

и поэтому не могут ошибаться. Восприятие– единственный критерий

истины. Деятельность логического мышления– обобщение, индукция.

3) Этика. Человек стремится к удовольствиям и избегает неудовольствия. Человек обречен на свободу выбора своих действий Все, что определяет положительные чувства – нравственно.

Согласно философу, критерий счастья– в чувстве удовольствия.

Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло– то, что порождает

страдание. Философ различает три вида удовольствия:1) природные и

необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необходимые;

3) не необходимые для жизни и не природные. Мудрец стремится только

к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого

воздержания– полная невозмутимость, или безмятежность, которая и

есть счастьефилософа (т.о. эпикуреизм– это воздержанность и аскетизм,

а отнюдь не без удержанное увлечение материальными

удовольствиями!)

4) Эпикурейство Счастье человека — в получении удовольствия. Но удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевной гармонии. Цель жизни – атараксия, спокойствие и безмятежность души. “Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно”. Вершина удовольствия - наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не блага физиологические, это отсутствие физического страдания. (“Когда мы говорим, что благо — наслаждение, это не указание на обжор и лентяев, ветреников и прощелыг... говорим и указываем на отсутствие телесного страдания, беспокойства. Это не непрерывные празднества, не томления дев, не все то, чем изобильный стол нас искушает, но обсуждение, доискивающееся последних причин каждого выбора и отказа, которое разоблачает все фальшивые мнения, в коих все душевные треволнения исходят”).

СТРАХИ

Безмятежному состоянию души препятствуют: во-первых, страх

перед вмешательством богов в человеческую жизнь; во-вторых, страх

перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает

несостоятельность этих страхов. Боги не страшны: они не способны

вмешиваться в человеческую жизнь, потому что живут не в нашем

мире, а в промежутке между мирами. Загробного мира не существует:

душа смертна и есть лишь временное соединение атомов – это во-

первых, во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы

живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни. Жизнь

Эпикура – это жизнь мудреца, следующего принципам своей

философии.

Скептицизм. Основатель – Пиррон. Философ стремится к

счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий,

безмятежности – атараксии.

Суть вещей познать невозможно, поэтому мы не можем говорить

ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о

несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или

явлении может быть с равным правом и равной силой

противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод:

воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Это тоже

проявление атараксии.

Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более 6 веков. Это

говорит о востребованности их взглядов на протяжении всего периода

античности. Представители: Зенон Китионский, Посидоний, Панеций,

Марк Аврелий, Сенека.

Согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь

полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готовым к

ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность,

рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели

перед лицом всемогущей Судьбы. Все в мире предопределено,

происходит с необходимостью и подчиняется этой необходимости

(року, судьбе). Человек должен подчиняться необходимости

сознательно – этим ограничивается стоическая свобода. «Судьба

согласного с ней ведет, противящегося тащит». Покорность,

выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшее

проявление свободы: если все предопределено, если ничего нельзя в

мире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могут

заключаться только в стойкости и непротивлении злу.

Ключевые понятия и слова: вода, воздух, огонь, атом, идея

(эйдос), форма, идеальное государство, тимократия, олигархия,

полития, апатия, атараксия, мудрец, космополитизм, этика.

Контрольныезадания ивопросы:

1. Какие периоды выделяются в античной философии?

2. Что понимал под атомом Демокрит?

3. Объясните значение понятия «майевтика» в философии

Сократа.

4. Чем онтология Платона отличается от онтологииАристотеля?

5. Какое ключевое понятие в этикеАристотеля?

6. Правильным ли является утверждение, что эпикуреизм

предполагает

стремление к чувственным наслаждениям?

7. Может ли человек изменить свою жизнь, согласно стоикам?

2- СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

1) Теодицея – проблема зла. Суд над Богом. Почему существует зло, если существует Бог (как Всемогущество и абсол. Справедливость)? Бог выступает как соучастник мирового зла. Актуально для России.

Зло – 1. недостаток добра (как темнота – недостаток света).

2. не сущность, не субстанция мира – в отличие от добра (добро - субстанция).

3. Мир – степени градации добра. Зло – в силу удаленности благу.

4. Зло не м. уничтожить благо, добро. Добро м. победить зло.

5. Зло – в природе человека – в рез-те его грехопадения.

Человек в свободе выбора между добром и злом – выбирает зло.

И Бог не виноват в этом выборе и в том, что зло входит в этот мир. Это классическое решение проблемы теодицеи.

2) Идея «Непрерывного творения». А) Сущ-ние мира определяется постоянным влиянием, «попечением» Бога.

И человек, 1. проецируя атрибуты Бога – принятие, любовь, нравственность – и 2. в творчестве – соучаствует в божественном сотворении мира.

Б) Мир иррационален, необъясним, как и Бог. Мир полон чудес – которые не воспринимаются чел-ком. Чудо – это явление, нарушающее, выпадающее за границы причинно-следственных отношений, необъяснимое, непредсказуемое.

3) 2 чуда. 1 – чудо видимое, предметное (плач икон, превращение воды в вино). Оно знаменует всемогущество в действительном мире Бога-Отца (Он все может).

2 – чудо невидимое, духовное (нравственность в аморальном мире, святость, добро). Проецирует и доказывает бытие в мире Бога-Сына, Христа.

Предметные чудеса евангельского Христа – символ чуда духовного, невидимого. Превращение Христом воды в вино – символ трансформации личности в вере. Вода – символ души неверующего, несамоактуализированной личности. Вино - символ состояния души верующего, личности самоактуализированной.

Хождение по водам – символ безусловности веры (она – бездоказательна, неавторитарна).

4) Квинт Семптимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160—230) Ему приписывается формула “ Верую, ибо абсурдно ” (Credo, quia absurdum). Утверждал несовместимость Ф-фии,христианства. разумаи веры

Он следует формуле апостола Павла: Откровение упраздняет мудрость мира сего; лишь человеческое безумие – путь к божественной мудрости.

Тертуллианмежду Афинами (символ языческой мудрости) и Иерусалимом (мудрость Откровения) – нет ничего общего. После Христа любознательность – излишня, после Евангелия – исследование (они дают ответы на все нужные ч-ку вопросы).

Сын Божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын Божий; это вполне до­стоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения Он воскрес; это несомненно, ибо невозможно”.

Если читать с обратной стороны, получится - любой абсурд, маразм достоин веры. Что не верно. Абсурдны предельные ценности с т. зрения чел-го разума. (Например: вера в жизнь после смерти тела – предмет предельной заинтересованности, веры – с.т. зрения биологии, физич. з-нов, разума – абсурдна).

Сила веры пропорциональна абсурду с т. зрения разума.

5) АвгустинВера и Понимание. Концепция авторитарной веры (См.: Типы веры), веры как доверия. Верит, чтобы понимать.

6) Проблема Универсалий. Реализм и номинализм. (См. любой уч-к)

7) Теория Двойственной истины (Сигер Брабантский, Дунс Скот, Уильям Оккам). Религиозная истина м. противоречить ф-фской истине. И наоборот, истинное в ф-фии м. б. ложным в теологии.

А) Ф-фские истины постигаются посредством рационального познания мира.

Рел-ные истины – посредством Откровения.

Б) Ф-фия не д. подчиняться теологии (Фома Аквинский: «Ф-фия – служанка богословия»).

(Примеры. 1. Одна проблема – откуда произошел мир? Разные решения. Наука – несотворенность мира. Рел. – сотворенность мира. 2. Проблема – существование души после смерти тела. Разные решения. Наука – смертность инд. души. Религия – бессмертие).

В) У. Оккам: Ф-фия не м. познавать Бога, т.к. Бог иррационален, трансцендентен. Он познается только верой.

Право ф-фии и науки на выводы, противоречащие теологии и религии.

8) Концепция Гармонии веры и разума.

А) Научные, ф-фские истины – относительны, преходящи, разумны, человеческие.

Рел-ные истины – абсолютны, рез-тат Откровения, вечны, божественны.

Б) Cуществующее между ними противоречиерез-тат несовершенства разума. По мере его развития противоречие между верой и разумом будет устраняться.

Разум и Откровение – творение Бога, «созданы» из одного начала. В бесконечности развития разума достигается гармония.

******


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: