Раздел 3. Методы и формы управленческой деятельности (реализации компетенции субъектов исполнительной власти)

В результате изучения 3 раздела студент должен

знать методы административно-правового регулирования; их классификацию; основные виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти; виды правовых актов государственного управления; общий порядок издания этих актов;

уметь грамотно ориентироваться в базовых нормативных правовых актах, содержащих нормы административного права, разграничивать формы правовых актов; юридически правильно классифицировать правовые акты управления;

владеть навыками проведения экспертизы на соответствие правовых актов, установленным правилам; применения методов принуждения и убеждения; проведения юридической консультации граждан по вопросам деятельности органов государственной исполнительной власти и обоснованности применения последними тех или иных методов.

Тема 3.1. Методы административно-правового регулирования (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

3.1.1. Понятие метода управления как элемента управленческого про­цесса. Классификация методов управления

Метод административно-правового управления — это подход, способ воздействия на общественные отношения, составляющие предмет административного права в целях решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализа­ции исполнительной власти. Ведущим методом административного права является административно-правовой метод правового регулирования общественных отношений, содержание которого заключается в том, что субъект публичного управления наделен властной компетенцией, а объект обязан выполнять его законные требования. В условиях демократического правового государства указанный метод постепенно теряет авторитарные признаки, т.к. строгое соблюдение публичной администрацией законности и возможностью объекта публичного управления обжаловать его действия в нескольких независимых инстанциях, уравновешивает правовые позиции сторон правоотношения. Но все же специфика метода административно-правового управления основывается на юридическом неравенстве сторон административно-управленческих отношений.

Суть понятия метода управления и его содержательной характеристики как элемента управленческого про­цесса отражают два взаимосвязанных момента: во-первых, характер и формы социальных взаимосвязей управляющего субъекта с управляе­мыми объектами и подчиненными лицами; во-вторых, те средства, которые управляющий субъект использует или может использовать в качестве орудия управленческого воздействия на управляемые объек­ты и подчиненных лиц.

Виды методов управления представлены большим количеством и классифициро­вать их на определенные группы можно по нескольким основаниям: по масштабу применения; по характеру и направленности органи­зующего взаимодействия; по применяемым средствам управлен­ческого воздействия и некоторым другим.

По масштабу применения все методы управления можно разделить на всеобщие и частные. Всеобщие методы управления применяются во всех областях, отраслях и сферах государственного управления, на всех его иерархических уровнях для решения любых задач и осущест­вления управленческих функций. К этой группе методов управления относятся убеждение и принуждение. Частные же методы управления применяются лишь в немногих отраслях и сферах государственно­го управления либо хотя и во многих, но эпизодично, для решения лишь отдельных управленческих задач.

По характеру и направленности организующего взаимодействия следует выделить правовые и неправовые методы взаимоотношений управляющих субъектов с управляемыми объектами, а среди тех и других — еще целый ряд их разновидностей: методы идеологического воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия; методы психоло­гического воздействия, при которых различными организационно-психологическими средствами создаются условия психологической предрасположенности к труду, проявлению социальной активности и выполнению каких-либо гражданских обязанностей (повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологиче­ские побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т. д.); методы экономического воздействия с помощью различных систем материального стимулирования, цено­образования, налоговых льгот и других рычагов организационно-экономического воздействия; методы организационно-властного (адми­нистративного) воздействия, формами проявления которых являются директива, приказ, указание управляющего субъекта подчиненным лицам и руководимым объектам о целях, характере и способах их деятельности.

По применяемым средствам воздействия на управляемые объ­екты и подчиненных лиц методы управления делятся на методы убе­ждения, стимулирования и принуждения.

3.1.2. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуж­дения как всеобщих основных методов управления

В системе методов управления убеждение и принуждение играют особую роль и являются всеобщими методами осуществления любых управленческих функций во всех отраслях и сферах реализации ис­полнительной власти на всех ее уровнях.

Наряду с убеждением и принуждением весьма распространенным методом управления выступает стимулирование. По своим целям и средствам управленческого воздействия метод стимулирования очень тесно связан с методом убеждения в форме применения к подчинен­ным лицам и руководимым объектам различных мер материального и морального поощрения. Но в применении различных мер материаль­ного и морального поощрения в рамках метода убеждения и метода стимулирования имеются весьма существенные различия, которые и обусловливают своеобразие и самостоятельность стимулирования в системе методов реализации исполнительной власти (методов управ­ления).

Во-первых, метод стимулирования предполагает заранее преду­смотренное правовыми нормами применение определенных видов и мер материального и морального поощрения при достижении кон­кретных также заранее обусловленных количественных и качествен­ных показателей и результатов работы подчиненных лиц и руководи­мых объектов, тогда как применение различных мер материального и морального поощрения в рамках метода убеждения осуществляется по воле и усмотрению начальства без каких-либо заранее оговорен­ных условий и показателей их работы.

Во-вторых, организующее волевое воздействие на деятельность подчиненных лиц и руководимых объектов оказывается здесь ранее достижения определенного результата и действует во время его по­лучения, определяя и направляя их действия и поведение в целом к ими же самими поставленной цели. Достигая определенных зара­нее обусловленных результатов и показателей работы, действующий субъект как бы сам себя поощряет, независимо от произволь­ной воли управляющего субъекта.

В-третьих, применение соответствующих мер материального или морального стимулирования при выполнении заранее определенных условий и достижении обусловленных конкретных показателей объ­ективно гарантировано и защищено возможностью обращения к ад­министративному и судебному способам государственной защиты.

В-четвертых, хотя сфера применения метода стимулирования и широка, но все же более ограничена, чем применение различных мер материального и морального поощрения как побудительных и оце­ночных моментов в рамках использования убеждения как всеобщего метода управления. Так, в отраслях социально-культурной области (образование, здравоохранение, культура) применение стимулирова­ния крайне ограничено, а в отраслях административно-политической деятельности государства (министерства обороны, внутренних дел, федеральная служба безопасности и др.) во многом и вовсе исклю­чено, потому что нельзя стимулировать количество задержаний, дос­тавлений, количество и суммы взысканных штрафов и т. д.

Стимулирование как метод государственного управления приме­няется в отношении как физических, так и юридических лиц. Ини­циативная и результативная деятельность различных категорий госу­дарственных и муниципальных служащих, например, стимулируется установлением для них различных льгот и привилегий (персональные автомобили, дачи, различного рода надбавки и выплаты, льготы по налогообложению, квартплате и т. д.). Средствами стимулирующего управленческого воздействия органов государственной исполнитель­ной власти на деятельность организаций выступают установленные государством льготы (налоговые, финансовые и др.), квоты (уста­новление физических и стоимостных показателей на производство, экспорт, импорт определенной продукции), установление льготных режимов производственно-хозяйственной деятельности на опреде­ленных территориях и в регионах (зоны свободной торговли, льгот­ного предпринимательства и т. д.) и другие стимулирующие средства организационно-экономического характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: