Тема 12.2. Государственное регулирование в отраслях культуры

12.2.1. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус ор­ганизаций культуры в системе Министерства культуры Российской Федерации.

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в ред. от 08.05.2010г. №83-ФЗ)[195] связывает понятие культуры и творчества с различными видами культурной деятельности—деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. При этом под культурными ценностями понимаются нравствен­ные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, историчес­кие топонимы, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурная деятельность создает культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:

воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;

развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества. Организационную основу отрасли культуры составляют в современных условиях государственные учреждения культуры, что останется и в ближайшей перспективе. Часть из них переходит в подчинение органов местного самоуправления.

Государственные учреждения культуры разделяются по подчиненности на:

- находящиеся в федеральном ведении

- находящиеся в ведении субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей),

- находящиеся в ведении органов местного самоуправления

Политика государства и его полномочия в общей форме в отношении учреждений культуры определяется в следующих положениях

- стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры;

- обеспечивает условия труда и занятости творческих работников;

- способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества;

- совершенствует систему социального обеспечения творческих работников с учетом специфики творческой деятельности;

- способствует материальному обеспечению, социальной защите, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре (ст.27 Закона).

Эти намерения и полномочия государства относятся также ко всем объединениям творческих работников, что также закреплено в Законе (ст.78).

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация. И, соответственно, творческий работник— физичес­кое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признан или требует признания в качестве творческо­го работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.

В культуре большая роль принадлежит профессионально-твор­ческим организациям (союзы писателей, театральных деятелей, ки­нематографистов и другие), которые объединяют и направляют твор­ческую деятельность многочисленных некоммерческих организаций культуры и искусства.

Учредитель организации культуры утверждает ее устав (положе­ние) и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты сруководителем в порядке, установленном законодательством. Поскольку организации культуры могут быть учреждениями феде­рального, субъектов Российской Федерации или муниципального значения, постольку уставы и положения организаций культуры ут­верждаются актами Правительства РФ, Министерством культуры РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальными органами местного са­моуправления. При этом органы управления культурой выступают учредителями организаций культуры в части создания организаций, определения их уставных задач, структуры, принципов управления, назначения руководителей, а органы исполнительной власти по управлению имуществом выступают учредителями этих организаций в части установления статуса управления государственным (муници­пальным) имуществом.

Деятельность, направленная на сохранение, создание, рас­пространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению (культурная деятельность) в различ­ных формах и видах, является основной деятельностью организа­ций культуры. Организации культуры могут осуществлять иную не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради ко­торых она создана, и соответствующую этим целям. Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом (положе­нием) организации культуры. Учредитель (либо орган, зарегистри­ровавший организацию культуры) имеет право приостановить пред­принимательскую деятельность организации культуры, если эта деятельность идет в ущерб основной. Любые платные формы куль­турной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры.

Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность органи­заций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, нацио­нальной, религиозной, классовой и иной исключительности или не­терпимости, порнографии.

Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданные организации культуры учредителем, закрепляются за ней на праве оперативного управления.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)[196] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

На Министерство культуры Российской Федерации возложены координация и контроль деятельности подведомственных ему агентств: Федеральное архивное агентство [197] и Федеральное агентство по туризму [198], действующие на основе специальных Положений о них, утвержденных постановлениями Правительства РФ.

Министерство культуры Российской Федерации облечено множеством полномочий, среди которых право принимать самостоятельно нормативные правовые акты в сфере своей деятельности (например, определение порядка хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи; перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения; положение о национальном фильме;

порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; положение о Музейном фонде Российской Федерации; положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации; положение о специальном фонде (реестре) перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей, предназначенных для обмена на культурные ценности Российской Федерации, разграбленные бывшими неприятельскими государствами в период Второй мировой войны и находящиеся на территории государства, не востребовавшего свои культурные ценности; порядок регистрации и отнесения документов к книжным памятникам; положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; реставрационные нормы и правила; перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"; нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями; координирует деятельность по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации; а также иные нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных ему федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В ведении Минкультуры России находится библиотечно-информационные организации,[199] а также министерство осуществляет лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно административному регламенту предоставления Минкультуры России государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федерального значения, утвержденный приказом Минкультуры России от 28 июня 2012 г. N 683, оно выдает обязательные для исполнения предписания: о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность; о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, а также изменение его облика и интерьера;

о привлечении к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, и (или) об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Важным направлением деятельности Министерства культуры РФ является разработка предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия для направления в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Министерство культуры РФ разработало и предложило в качестве государственных минимальных стандартов в сфере культуры методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, а также нормативы удельных капитальных вложений по объектам культуры. Нормативы обеспеченности задают состав учреждений культуры и искусства (библиотеки, клубы или учреждения клубного типа, музеи, детские школы искусств, школы эстетического образования, парки культуры и отдыха, выставочные залы, профессиональные театры, концертные залы) и важнейшие характеристики ихматериальной базы по типам населенных пунктов с учетом численности их жите­лей и административного статуса. Эта методика и социальные нормы и норма­тивы одобрены распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 г. N 1683-р (в ред. от 23.11.2009 N 1767-р).[200]

На сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация учреждений культуры; обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности информатизация отрасли; модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности; выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации; создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе направлены основные положения разработанной Федеральной целевой программы «Культуры России (2012-2018 годы), которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 03.03. 2012 г. N 186.[201] Ожидаемые результаты - это увеличение доли объектов культурного наследия, учреждений культуры и искусства, находящихся в федерально собственности, состояние которых является удовлетворительным, увеличение количества посещений театрально- концертных мероприятий; увеличение доли фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации; увеличение доли учреждений культуры, имеющих свой информационный портал; увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России; увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия; увеличение доли образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве образовательных учреждений сферы культуры; увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств; увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; увеличение количества посещений музейных учреждений; увеличение доли документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов; повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек; увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом и многое иное.

Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.

12.2.2. Государственное регулирование архивного дела

Организационно самостоятельной подотраслью социально-куль­турного отраслевого комплекса является архивное дело, под которым в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5341-1 «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Рос­сийской Федерации и архивах» понимается деятельность по органи­зации хранения, учета и использования архивных документов. При этом под архивным документом понимается документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника, а под Архивным фон­дом Российской Федерации понимается совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью исто­рико-культурного наследия народов Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществля­ющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использовани­ем документов Архивного фонда РФ, является Федеральное архи­вное агентство (Росархив), которое в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 290 (в ред. от 24.03.2011 г. N 210) "О Федеральном архивном агентстве"[202] осуществляет свою деятельность во взаи­модействии с федеральными и субъектов Федерации органами государственной власти, а также Российской академией наук, Рос­сийским обществом историков-архивистов и другими обществен­ными объединениями. Федеральное архивное агентство организует: информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, в том числе путем создания и ведения информационных поисковых систем по архивным документам; исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства; работу по подготовке документальных публикаций, а также документальных экспозиций и справочников о составе и содержании документов Архивного фонда Российской Федерации; экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их вывоза; экспертизу документов Архивного фонда Российской Федерации, заявленных к временному вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их временного вывоза; экспертизу документов Архивного фонда Российской Федерации, временно вывезенных за пределы Российской Федерации, после их возвращения;

На Росархив возложено централизованное хранение страхового фонда уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации, а также контроль за работой федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну и координация деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов.

Данная Служба ведет государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, а также Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.

12.2.3.Государственное регулирование туризма.

Различные регионы и этносы в России имеют большое разнообразие традиций. Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. В стране находятся 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основные туристические маршруты в России представляют собой посещение старой и новой столиц России, санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области, горнолыжных курортов Кавказа и Сибири, путешествие по «Золотому кольцу России», круизы по Волге, круизы на ледоколе в национальный парк «Русская Арктика», дальние поездки по Транссибирской магистрали, с посещением Алтайских гор и озера Байкал, путешествия к вулканам Камчатки и в Приморье. В настоящее время в России сфера услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, согласно утвержденной Правительством РФ 02.08. 2011 г. № 644 федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)».[203] В самых живописных и востребованных туристами регионах России были созданы туристические особые экономические зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристического бизнеса.

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. №901 (в ред. от 19.06.2012г. №2012)[204] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.

Реализуя приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, Ростуризм осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров. Агентство обязано информировать в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания; осуществлять продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках.

По результатам экономического анализа деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий Ростуризм имеет право утверждать экономические показатели их деятельности, проводить в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса.

Осуществляя взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации интересов Российской Федерации в международных организациях в установленной сфере деятельности Ростуризм создает представительства за пределами Российской Федерации в сфере туризма. Порядок их создания, деятельности и ликвидации определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

12.2.4. Государственное регулирование печати, иных средств массовой информации, кино-театральной деятельности, библиотечного дела.

Российское государство - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Сфера культуры является сложным и специфическим объектом государственного управления. Следует отметить, что в связи с формированием в России рыночных отношений все больше проявляется тенденция к децентрализации управления отраслями данной сферы, возрастанию элементов самостоятельности, самоуправляемости структур, предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же касается законодательного и в целом правового регулирования каждой из них, то в настоящее время имеет пакет законодательных и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу социально-культурного строительства включаются следующие отрасли: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ.

В целях обеспечения необходимых правовых, социально-экономических и организационных условий для дальнейшего развития театрального искусства в Постановлении Правительства РФ от 25.03.1999г. №329 (в ред. от 23.12.200г. №) "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" были определены приоритетных направлений в области театрального искусства:

а) сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализация инновационных проектов организации театрального дела;

б) осуществление систематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны и стран СНГ;

в) обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров, создание условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров, создание системы социальной защиты их работников кинопроектов, их рентабельности и т.п.

В последующем Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р была одобрена Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) и План мероприятий по ее реализации[205]. Главные цели данной Концепции - определить пути и способы сохранения достижений отечественного сценического искусства, обеспечить динамичное развитие театрального дела в традиционных для нашей страны формах.

Государственная политика в области кинематографии направлена на дальнейшее развитие отечественной киноотрасли с целью обеспечения зрительской аудитории (как массовой зрительской аудитории, так и специальные виды аудитории, а также отечественной, так и зарубежной) конкурентоспособной кинопродукции отечественного производства.

Принципы государственной политики закреплены в Федеральном законе от 22.08.1996 N 126-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 N 186-ФЗ) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».[206] Согласно ст. 6 этого Закона формами государственной поддержки кинематографии являются:

принятие законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии;

частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов;

полное государственное финансирование кинолетописи.

В киноотрасли успешно действуют общественные организации, например, Гильдия продюсеров, Ассоциации теле- и кинопродюсеров, некоммерческое партнерство «Киноальянс», объединяющий кинотеатры, Союз кинематографистов и КиноСоюз, которые объединяют людей по профессии, деятельность которых направлена на повышение эффективности.

В рамках отрасли структуру культуры составляют социальные подотрасли – культурно-просветительные учреждения (театры, музеи, выставки, клубы и др.), средства массовой информации, телевидение и радиовещание, издательское дело. Каждая подотрасль объединяет значительные группы соответствующих учреждений культуры.

В Конституции РФ (ст.44) закреплено положение о свободе творчества и праве на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям. Впервые в истории нашей культуры и законодательства принят Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (в ред. от 21.07.2011 N 252-ФЗ) «О средствах массовой информации»[207]. под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

В ст. 3 данного Закона говорится, что ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения. В остальных случаях цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается, как не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

В Законе «О средствах массовой информации» содержатся требования о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Специальная Глава VII посвящена ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации, как за злоупотребление свободой массовой информации, так и за ущемление свободы массовой информации.

Библиотеки России выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры страны, вносят весомый вклад в экономическое развитие страны. Цели и задачи развития библиотечного дела в условиях реформирования социально-экономической сферы России должны соответствовать происходящим в стране переменам и международной практике.

Законодательную и нормативную базу библиотечного дела в Российской Федерации составляют: Конституция Российской Федерации, которая определяет права граждан на беспрепятственный доступ к информации, культурным ценностям и пользование учреждениями культуры; Федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов», определившие правовые основы деятельности библиотек в Российской Федерации, обеспечивающие также права на свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность; нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам библиотечного дела, стандарты и нормативы в области библиотечного дела.

Библиотечная система Российской Федерации насчитывает, по экспертным оценкам, примерно 130 000 библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению различных министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений. Самая многочисленная библиотечная сеть входит в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации: приблизительно 66 000 школьных и более 3000 библиотек средних специальных и высших учебных заведений. Российской Академией наук создано 379 библиотек. В сфере промышленности, транспорта и связи работают 3500 научно-технических библиотек, в области сельского хозяйства – 720 специальных библиотек, в медицине и здравоохранении – 1500 библиотек. Разветвленной сетью библиотек располагают также Минобороны России и другие силовые ведомства.

Законодательную и нормативную базу библиотечного дела в Российской Федерации составляют:

Конституция Российской Федерации, которая определяет права граждан на беспрепятственный доступ к информации, культурным ценностям и пользование учреждениями культуры;

Федеральные законы от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 27.12.2009г. №370-ФЗ) «О библиотечном деле»[208] и от 26.03.2008 N 28-ФЗ (в ред. от 11.07.2011г. №200-ФЗ) «Об обязательном экземпляре документов»[209], определившие правовые основы деятельности библиотек в Российской Федерации, обеспечивающие также права на свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам библиотечного дела, стандарты и нормативы в области библиотечного дела; нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам библиотечного дела, стандарты и нормативы в области библиотечного дела.

Библиотечная система Российской Федерации насчитывает, по экспертным оценкам, примерно 130 000 библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению различных министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений.

Самая многочисленная библиотечная сеть входит в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации: приблизительно 66 000 школьных и более 3000 библиотек средних специальных и высших учебных заведений. Российской Академией наук создано 379 библиотек. В сфере промышленности, транспорта и связи работают 3500 научно-технических библиотек, в области сельского хозяйства – 720 специальных библиотек, в медицине и здравоохранении – 1500 библиотек. Разветвленной сетью библиотек располагают также Минобороны России и другие силовые ведомства.

Процесс внедрения автоматизированных систем и технологий в библиотеках России стремительно развивается. В результате федеральные и крупнейшие региональные библиотеки имеют достаточно высокий уровень технической оснащенности, что делает их заметными участниками информационной инфраструктуры страны. Созданы и активно используются специальные автоматизированные библиотечные системы практически во всех библиотеках этого уровня, на основе европейского разработан российский формат обмена библиографическими данными. определенными достижениями в области библиотечного дела существует целый ряд серьезных проблем, требующих безотлагательного внимания и принятия конкретных мер. В этом случае библиотеки смогут значительно увеличить вклад в развитие образования, науки, экономики и производства, культуры, существенно повысить конкурентоспособность страны на мировом рынке, ускорить и качественно улучшить ход экономических и социально-политических преобразований. Например, несоответствие законодательной базы потребностям развития библиотечного дела и библиотечного обслуживания населения; недостаточные темпы информатизации российских библиотек; неудовлетворительное состояние фондов и материальной базы многих библиотек России; неравномерность развития библиотек различных регионов; низкий уровень оплаты труда библиотечных работников; отсутствие единой системы государственного управления библиотеками на общероссийском уровне, недостаточность статистических сведений, по состоянию библиотечного дела в целом, а также ведомственная разобщенность российских библиотек в определенной степени снижает эффективность использования совокупных информационных ресурсов.

Книгоиздание тесно переплетается с библиотечным делом. Программа бюджетной поддержки книгоиздания как таковая существует в России с начала 90-х годов. А с 2001 года она приобрела тот вид, в котором ее можно видеть сегодня, - в ее рамках поддерживается литература гуманитарная, некоммерческая, социально значимая. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Основной ее целью являлось помощь в издании некоммерческой, социально значимой литературы, способствующей духовному развитию населения. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.

Правительство РФ 08.12.2005 года приняло очередное Постановление "О Федеральной целевой программе "Культура России" (2006-2011)". Так начался новый пятилетний этап государственной поддержки российского книгоиздания. Из бюджета было выделено порядка 650 миллионов рублей.В период с 2006 по 2011 год в рамках федеральной целевой программы "Культура России" была оказана финансовая помощь в выпуске более 2 000 изданий. Среди них книги самых разных жанров: художественные, справочные, энциклопедические и другие. Отбор литературы для издания проходит следующим образом: издательства подают свои заявки на получение господдержки. Эти заявки рассматривает экспертная комиссия программы, состоящая из 23 членов. Их имена и должности хранятся в тайне. Известно лишь, что это видные деятели культуры, науки и образования. В результате порядка 20% заявок отсеиваются, остальные получают финансирование. Помощь в издании за последние пять лет получили 2909 книг. Большая их часть (20%) – книги общественной направленности, следующим по количеству изданных книг идет жанр художественной литературы (14,5%), далее – научно-техническая литература (13,3%) и книги по культуре и искусству (11,3%).

В настоящее время Правительством России утверждена новая программа поддержки книгоиздания на 2012-2018 годы[210], в которой особое место занимает создание книжной литературы для инвалидов по зрению (61 наименование ежегодно). Ее заказчик – Министерство культуры, а основной партнер – Роспечать.

Следует отметить, что традиционный книжный рынок переживает непростые времена уже не первый год – факт свершившийся, но, судя по всему, и становление нового сегмента – электронных книг. Учитывая, что все большая часть населения стремится обладать теми или иными видами устройств для чтения, что означает, в ближайшем будущем необходимость полной переформатированности университетской библиотечной системы, в также всей системы книготорговли и книгораспространения. Это не означает, что бумажная книга полностью умрёт, но её доля существенно сократится.

Отечественный рынок развивается достаточно слабо с точки зрения территории и книжной традиции, это связано с тем, что 80% книг издаётся в Москве, 10% – в Санкт-Петербурге, и только 10% приходится на всю остальную страну. Есть сильная корпоративная концентрация: «ЭКСМО», «АСТ», «Просвещение» и ещё 5-6 издательств – это практически половина книжного рынка, что тоже – определённая угроза. Всё это приводит к тому, что качественные книги небольших издательств попросту не доходят до регионов. Из 120 тыс. книг, которые выпускают наши издательства, только 10% достигают Сибири и Дальнего Востока.

Выход из ситуации – развитие электронных книг. Оно идёт параллельно с ФЦП по развитию телерадиовещания. Широкополосный Интернет постепенно достигает различных регионов России, для наших расстояний в определённой степени это будет решение проблемы.. Будут достаточно быстро создаваться новые бизнес-модели. Видимо, электронная книга – это среднесрочная перспектива для всех, учитывая, что нужно сохранить издательства, сохранить интерес и мотивацию молодых талантливых людей, которые приходят в литературу. Поэтому для нас очень важно создание новых концепций бизнес-моделей. На сегодня главной задачей является создание легального национального ресурса для распространения книг в электронном виде, формирование общей независимой платформы для издательств и наведение порядка с пиратством.

На сегодня остается приоритетной темой преодоление падения интереса к чтению у подрастающего поколения. На это направлена разработанная Российским книжным союзом и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям «Национальная программа поддержки и развития чтения», в которой констатируется, что возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

Реализация Программы поможет существенным образом изменить и в обществе, и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре и стать стартовой площадкой для планомерного и логически последовательного формирования и осуществления эффективной национальной политики в области поддержки и развития чтения силами государственных структур, общественных объединений и бизнеса.

4. Административная ответственность в социально-культурном комплексе

Закон о культуре (ст.62) устанавливает принцип ответственности за нарушение Законодательства о культуре, отсылая к отраслевому законодательству о видах правонарушений и ответственности за них. Административным наказанием в данной сфере являются две меры: аннулирование лицензии на средство массовой информации (ст. 32 Закона о средствах массовой информации) и отзыв прокатного удостоверения на кино- и видеофильмы (ст. 6 положения о регистрации кино- и видеофильмов).

Еще две санкции можно отнести к разряду мер восстановительных: опровержение не соответствующих действительности порочащих честь и достоинство лица (ст. 43,44,45 Закона о средствах массовой информации), а также возмещение морального вреда в денежном выражении (по тем же основаниям, как и опровержение) – ст.62 того же Закона. Последняя применяется, однако, не в административном порядке, а судом.

В ныне действующем КоАП РФ предусмотрено достаточно мно­го составов административных правонарушений, которые могут со­вершаться в отраслях социально-культурного комплекса и влекут за собой возможность привлечения к административной ответственнос­ти: непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репута­ции; пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; злоупотребление свободой массовой информации; воспрепятствование распространению средства массовой информа­ции; нарушение правил хранения, комплектования, учета или ис­пользования архивных документов; нарушение порядка объявления выходных данных; нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра издания и ряд других нарушений установленных правил. Целый ряд должностных лиц социально-культурной сферы уполно­мочены составлять протоколы об административных правонаруше­ниях (пп. 58-60 ст. 28.3 КоАП РФ).

Должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, полномочны составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.13, 5.25, 6.13, 13.15, 13.16, 13.20, 13.21, 13.23, 19.4-19.7 КоАП РФ.

Должностные лица органов, уполномоченных в области управ­ления архивным фондом, наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.20, 19.4-19.7 КоАП РФ.

Должностные лица органов, уполномоченных в области телеви­дения и радиовещания, имеют право составлять протоколы об ад­министративных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.13, 5.25, 6.13, 13.15, 13.23, 19.4-19.7 КоАП РФ.

Правом привлечения к административной ответственности по некоторым из названных статей пользуются судьи и соответствующие полномочные органы исполнительной власти и их должностные лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: