Владеть навыками. Тема 14.1. Государственное управление обороной Российской Федерации

Тема 14.1. Государственное управление обороной Российской Федерации.

Понятие обороны и системы военной организации государства

На основании ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61 «Об обороне» под обороной понимается «система полити­ческих, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная зашита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории». В целях организации обороны устанавливаются во­инская обязанность граждан России и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обо­роне привлекаются войска гражданской обороны, пограничные, железнодорожные и другие, а для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти. Служба внешней разведки Рос­сийской Федерации, органы Федеральной службы безопасности и другие спецслужбы.

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации (СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1852). представляющей собой совокупность офи­циальных взглядов (установок), определяющих военно-политичес­кие, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспе­чения военной безопасности Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности является важнейшим направлением деятель­ности государства, т. е. одной из основных функций государства (всего государства, а не какого-то одного его органа). Главные цели обеспечения военной безопасности — предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз России. В пп. 5 и 6 Военной доктрины Российской Федерации дается примерный перечень внешних и внут­ренних военных угроз.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обес­печения военной безопасности, другие войска, воинские формиро­вания и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства входит также часть промышлен­ного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспече­ния задач военной безопасности. Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной за­щиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направлен­ной против Российской Федерации, для вооруженной зашиты целос­тности и неприкосновенности ее территории, а также для выполне­ния задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из централь­ных органов военного управления, объединений, соединений, во­инских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск

Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил, а также войска, не вхо­дящие в виды и рода войск Российской Федерации.

Организация обороны включает в себя: прогнозирование, оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направ­лений военной политики и положений Военной доктрины; право­вое регулирование в области обороны; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российс­кой Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения; разработку, производство и со­вершенствование систем управления Вооруженными Силами; плани­рование перевода федеральных и субъектов Федерации органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени; мобилизационную подготовку органов государственной власти, местного самоуправ­ления и организаций независимо от форм собственности; планиро­вание и осуществление мероприятий по гражданской и территори­альной обороне, оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны и ряд других мероприятий, перечислен­ных в ст. 2 Закона «Об обороне».

2. Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями

Руководство строительством и подготовкой, применение военной организации государства, обеспечение военной безопасности Рос­сийской Федерации осуществляет Президент РФ, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Президент РФ определяет основные направления воен­ной политики и утверждает Военную доктрину Российской Федера­ции; осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и орга­нами; в установленных законом случаях объявляет общую или час­тичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий; утверждает федеральные государствен­ные программы вооружения и разлития оборонного промышленного комплекса; утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российс­кой Федерации, других войск, воинских формирований до объедине­ния включительно и органов, а также штатную численность военно­служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; издает указы о призыве россий­ских граждан на военную службу и ряд других полномочий (в ст. 4 Закона «Об обороне» перечисляется 20 наименований).

Правительство РФ организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и спе-циальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ре­сурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации и интересах обо­роны, а также иные установленные федеральным законодательством функции и полномочия по обеспечению военной безопасности (ст. 6 Закона «Об обороне» включает в себя 27 наименований).

Министерство обороны Российской Федерации является федераль­ным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных ми­нистерств, иных федеральных органов исполнительной власти и ор­ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны. Оно является центральным органом военного уп­равления и состоит из главных и центральных управлений, управле­ний и иных подразделений, входящих в его структуру. Деятельностью Министерства обороны руководит Президент РФ.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации яв­ляется центральным органом военного управления и основным ор­ганом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляющим координацию деятельности органов и-войск Федеральной пограничной службы РФ, внутренних войск МВД РФ, Железнодорожных войск РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских форми­рований, Службы внешней разведки, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, феде­рального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти но выполнению задач в области обороны. Ге­неральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений.

Основными задачами и функциями Генерального штаба явля­ются: стратегическое планирование применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны; оперативная и мобили­зационная подготовка Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формиро­ваний и органов, а также контроль за состоянием мобилизационной готовности; проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и перевод их на организацию и состав военного времени, организация страте­гического и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; координация де­ятельности по проведению в стране мероприятий по воинскому уче­ту, подготовке граждан России к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы; разведывательная деятельность в целях обороны и безопасности; организация службы войск, осущест­вление контроля за их состоянием; разработка и координация планов

строительства и развития Вооруженных Сил, а также мобилизацион­ного и стратегического их развертывания и ряд других функций.

Военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации —основ­ная военно-административная единица —является общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Воо­руженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по под­готовке к вооруженной защите и для вооруженной зашиты Российс­кой Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности, которые устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил.

Управление военным округом осуществляет командующий вой­сками военного округа, который назначается на должность и осво­бождается от должности Президентом РФ по представлению Мини­стра обороны РФ. Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет ответственность за боевую и мобилизационную готовность, состоя­ние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного округа, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и во­инских частей Вооруженных Сил, других войск, воинских формиро­ваний и органов, дислоцированных на территории военного округа, к выполнению задач в области обороны.

В состав Вооруженных Сил Российской Федерации входят также военные комиссариаты, которые являются территориальными органа­ми Министерства обороны РФ в республиках, краях, областях, горо­дах и районах. Руководство деятельностью военных комиссариатов осуществляется Генеральным штабом через командующих войсками соответствующих военных округов. Руководство военным комисса­риатом возлагается на военного комиссара.

К задачам и функциям военных комиссариатов относятся: раз­работка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на основе действующего законодательства; проведение призыва граждан на военную службу; осуществление воинско­го учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу; осуществление контроля и оказание необхо­димой помощи предприятиям и организациям в выполнении фе­дерального законодательства, решений органов исполнительной власти и местного самоуправления по оборонным вопросам и не­которые другие организационные и военно-учетные функции и полномочия.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции осуществля­ют следующие функции: организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны; участвуют в разработке феде­ральной государственной программы оперативного оборудования

территории и обеспечивают ее выполнение в пределах своих тер­риторий; организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации; обеспечивают учет и мобилиза­ционную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны; участвуют в планировании и обеспечивают выпол­нение мероприятий по гражданской и территориальной обороне и ряд других функций, перечисленных в ст. 7 Федерального закона «Об обороне».

3. Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения во­енной службы гражданами Российской Федерации

Основу правового регулирования реализации воинской обязан­ности российских граждан и государственной организации прохож­дения ими военной службы составляют Конституция РФ, ряд осно­вополагающих Федеральных законов: от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 4 де­кабря 2007 г.); от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужа­щих» (в редакции от 14 июля 2008 г.); от 26 февраля 1997 г. № 31 -ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Феде­рации» (в редакции от 25 октября 2006-г.), а также многочисленные президентские и правительственные нормативные правовые акты по различным вопросам обороны и организации военной службы, в частности, многочисленные воинские уставы.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусмат­ривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение воен­ных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане прохода г военную службу по призыву, а также в доб­ровольном порядке (по контракту). При этом все граждане, проходя­щие военную службу, являются военнослужащими и имеют установ­ленный федеральным законом статус. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных федеральными законами и иными нормативными актами Россий­ской Федерации.

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все кате­гории граждан, подлежащих воинскому учету.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На об­щем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. Граж­дане же, забронированные на этот период в установленном порядке за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями, состоят на специальном воинском учете. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (админист­ративно-территориальных) образований по месту их жительства. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан осуществляется органами местного само­управления. Военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляют плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учета.

В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ военные комиссары субъек­тов Российской Федерации, городов (без районного деления), адми­нистративных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают дела об административных правонарушениях, предус­мотренных ст. 19.25, 21.1-21.7 КоАП РФ.

Обязательная подготовка к военной службе осуществляется в по­рядке, определяемом Правительством РФ, и предусмотрена ст. 11 — 15, 17—21 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Призыв на военную службу в основе своей регулируется ст. 22—30 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и более детально —в специальном Положении о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, которое определяет порядок призыва на военную службу российских граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воин­ском учете и не пребывающих в запасе (призывники).

Призыв на военную службу организует глава органа местного са­моуправления совместно с военным комиссаром района, города без районного деления, иного муниципального (административно-тер­риториального) образования. Нормы призыва на военную службу устанавливаются Министерством обороны РФ для каждого субъекта Российской Федерации и доводятся до них через штабы соответст­вующих военных округов (флотов), а до главы органа местного само­управления и военного комиссара —через военного комиссара соот­ветствующего субъекта Федерации.

Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, граждане, кото­рым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

От призыва на военную службу освобождаются граждане: а) при­знанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, б) проходящие или прошедшие военную службу

в Российской Федерации, в) проходящие или прошедшие альтерна­тивную гражданскую службу, г) прошедшие военную службу в другом государстве.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень кандидата наук или доктора наук, б) яв­ляющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погиб­ших в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, либо граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязан­ностей военной службы.

Не подлежат призыву на военную службу граждане: а) отбыва­ющие наказание в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; б) имеющие неснятую или непогашен­ную судимость за совершенные преступления, в) в отношении кото­рых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Определенным категориям граждан предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

Прохождение военной службы но призыву и по контракту в осно­ве своей регулируется ст. 31, 36—38, 49—51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также специальным Положением о порядке прохождения военной службы, которое оп­ределяет порядок прохождения российскими гражданами воен­ной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы включает в себя назначение на воин­скую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, уволь­нение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Особенности прохождения военной службы в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения, военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Контракт заключается гражданином (военнослужащим) с Министерством обороны РФ (федеральным органом исполнитель­ной власти, в котором предусмотрена военная служба) письменно по установленной типовой форме.

Пребывание в запасе военнообязанных граждан регулируется ст. 52, 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной служ­бе». Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан: уволенных с военной службы с зачислением в запас; прошедших обучение по программе подготовки офицеров на воен­ных кафедрах при высших учебных заведениях; не прошедших воен­ную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек

по достижении ими возраста 27 лет; не призванных на военную служ­бу по каким-либо другим причинам; прошедших альтернативную гражданскую службу; женского пола, имеющих военно-учетную спе­циальность. Запас Службы внешней разведки и Федеральной службы безопасности создается в порядке, определяемом другими федераль­ными законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации.

Пребывающие в запасе военнообязанные граждане могут призы­ваться на военные сборы, продолжительность которых, место и время их проведения определяются Министерством обороны РФ или феде­ральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военного сбора не мо­жет превышать 2 месяцев, а общая продолжительность военных сбо­ров, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запа­се, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: