ЛЕКЦИИ
По дисциплине
Физиология высшей нервной деятельности
(наименование дисциплины)
020400.62 Биология
(код и наименование направления подготовки)
Общая биология
(наименование профиля подготовки)
Бакалавр (академический)
квалификация (степень) выпускника
Брянск 2014
Лекция 1
Физиология ВНД как наука. История становления науки. Методы изучения высшей нервной деятельности
Физиология высшей нервной деятельности изучает нервные механизмы сложного поведения животных и мыслительной активности человека, относящиеся к их психической деятельности.
В основе психических функций лежат усложняющиеся в процессе эволюции условные рефлексы, из которых складывается высшая нервная деятельность, а простые ее функции выполняются безусловными рефлексами. В процессе филогенетического развития мозговых структур соотношение врожденных и приобретенных форм поведения закономерно меняется в сторону преобладания последних, которые непрерывно развиваются, усложняются и совершенствуются.
Врожденные формы поведения формируются комплексом безусловных рефлексов (по И.П. Павлову) и образуют низшую нервную деятельность.
Низшая нервная деятельность обусловлена функционированием подкорковых структур (ствол мозга и спинной мозг), заведующих соотношениями и интеграцией частей организма между собой.
Высшая нервная деятельность была определена И.П. Павловым как совокупность условнорефлекторных актов ведущих отделов головного мозга (коры больших полушарий переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма с окружающей средой.
Таким образом, предметом физиологии высшей нервной деятельности является изучение материального субстрата психической деятельности мозга и использование этих знаний для решения практических задач сохранения здоровья и высокой работоспособности человека, управления его поведением.
Задачи физиологии ВНД.
- Изучить механизмы условнорефлекторной деятельности в определенных условиях среды.
- Сформировать научную базу для понимания процессов образования сложных форм поведения.
- Подготовить методологическую основу для наук медико-биологического и психолого-педагогического циклов: физиологии, неврологии, логопедии, невропатологии, психологии, психопатологии, коррекционной педагогике и тд.
Методы физиологии высшей нервной деятельности.
Использование электрических показателей условнорефлекторной активности. С помощью этого метода можно судить о путях распространения и свойствах нервных процессов и образование рефлексов.
Прямое раздражение нервных структур. Определяет долю участия отдельных мозговых структур в формировании конкретного условнорефлекторного акта.
Пробы образования разных форм условных рефлексов. У разных организмов образование условных рефлексов происходит индивидуально.
Онтогенетический метод. Изучая сложные формы поведения организма в разные периоды жизни можно выявить истинно врожденные и приобретенные формы поведения.
Филогенетический метод. Изучая рефлексы организмов различного эволюционного уровня развития можно определить как происходило развитие высшей нервной деятельности в процессе развития органического мира.
Экологическое изучение условных рефлексов. В разных условиях жизни высшая нервная деятельность формируется по-разному.
Фармакологический метод позволяет оценить изменения высшей нервной деятельности под влиянием различные лекарственных средств.
Создание экспериментальной патологии условнорефлекторной деятельности. Позволяет определять эффекты от поражения отдельных структур мозга и их адекватную замену при образовании условных рефлексов.