Тема 5. Административная деятельность театрально-зрелищных предприятий

Управление как особый вид деятельности. Основные структурные элементы управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

Менеджмент в сфере искусства как особая область знаний, помогающая осуществить функции руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных). Продвижение на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и т.д.

Организация (фирма, ассоциация, концерн, объединение) как группа людей, деятельность которых социально координируется для достижения общих целей. Структурирование деятельности организации осуществляется посредством следующих этапов:

-провозглашение миссии. Сформулированная миссия предполагает адекватное ей определение задачи создания организации (фирмы), начало ее деятельности. Насколько органично эта взаимосвязь, настолько эффективна деятельность фирмы

- определение формы деятельности. На этом этапе формулируются цели работы организации и вырабатывается организационная структура, что крайне важно для эффективной деятельности организации

-определение критериев эффективности. Здесь отражается связь между целями деятельности организации и предполагаемыми ее результатами, прогнозируется баланс возможной стоимости художественных ценностей и финансовых интересов организации. Все это требует от руководителей компании умения прогнозировать результат деятельности, обеспечивать баланс культурной миссии фирмы и интересов бизнеса.

-формирование кадровой структуры, что способствует эффективной деятельности организации и творческого вспомогательного состава работающих, а также формированию штатной структуры организации.

-определение эффективности управления. Здесь прослеживается взаимосвязь между штатной структурой организации и уровнем квалификации кадров управления.

-переоценка целей. На этом этапе анализируется соотношение запланированных и достигнутых результатов, оценивается миссия, определяются новые цели и корректируется прежняя концепция организации (фирмы).

В зависимости от характера собственности данные организации могут быть:

-собственниками материально-технических ресурсов;

-пользователями материально-технических ресурсов;

-владельцами и распорядителями материально-технических ресурсов.

В зависимости от состава учредителей данные организации могут выступать в качестве:

-государственных;

-муниципальных;

-частных;

-корпоративных.

По характеру административно-правовой определенности могут быть:

-самостоятельными юридическими лицами;

-административно-правовой единицей в составе юридического лица;

-структурным подразделением в составе юридического лица;

-структурным подразделением в составе административной единицы, входящей в состав юридического лица.

В соотнесении с другими подобными организациями могут выступать как:

-объединение юридических и (или) физических лиц;

-самостоятельный субъект.

В зависимости от характера финансирования могут быть:

-бюджетными;

-хозрасчетными, но не коммерческими;

-предпринимательскими (коммерческими).

В зависимости от организационно-правовой формы подразделяются на:

-коммерческие, главной целью которых является получение прибыли в результате своей деятельности;

-некоммерческие, которые не зависят от финансового результата, и получение максимально возможной прибыли не является для них целью всей их деятельности.

Основы финансово-хозяйственной деятельности организаций арт-индустрии определяются законодательными и нормативными актами, соответствующими той, или иной организационной форме, в которой создана и функционирует данная организация.

Уровни управления фирмой: институциональный (топ-менеджер, генеральный директор, совет), управленческий (дирекция, руководители управления), технический (руководитель отделов, групп, коллективов).

Характеристика управленческих ролей арт-менеджера (главный руководитель), лидер (ответственный за мотивацию, набор, активизацию работников), связующее звено (информация и внешние контакты).

Театрально-зрелищное предприятие может выступать в различных организационных формах и представляет собой:

-товарищество - юридическое лицо, участники которого в соответствии с заключенным между ними договорам занимаются предпринимательской деятельностью от имен товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо в каждый момент времени может быть участником только одного товарищества.

-хозяйственные общества - подразделяются на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества.

Общество с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участниками ООО могут быть как физические так и юридические лица.

Общество с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Акционерным обществом признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций, наделяющих любых их владельцев равными правами.

Открытым акционерным обществом признается АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Организационное оформление фирмы. Регистрация. Устав и учредительный договор. Подбор штата (команды).

Принципами управления являются: разделение труда в административном аппарате (директор - арт-директор), соответствие служебного и личного авторитета руководителя, единство распорядительства, дисциплина, справедливое отношение к персоналу, стабильность кадров, инициатива и т.д.

Основные направления деятельности административного блока:

а) кадровая политика - подбор творческого и технического персонала, проведение кастингов и собеседований, планирование трудовых ресурсов, особенности контрактной системы, разработка должностных инструкций;

б) финансовая политика - поиск и привлечение финансовых средств, распределение доходов укрепление материально-технический базы организации;

в) имиджевая политика - связи с общественностью, формирование корпоративной культуры предприятия. Организационная структура организации развлекательной сферы.

Тема 6. Творческо-производственная деятельность театрально-зрелищных предприятий

Основой деятельности театрально-зрелищного предприятия является план творческо-производственной деятельности, который отражает как творческую, производственную, так и финансовую деятельность. Основу плана творческо-производственной деятельности предприятия развлекательной направленности составляют:

- социальный заказ по бюджетным ассигнованиям (комитет по культуре, департамент и т.д.);

- договорные формы работы;

- собственные целевые культурные программы (фестивали, конкурсы, Дни культуры и т.д.).

Этапы планирования творческо-производственной деятельности:

Подготовительный этап:

- изучение среды воздействия - численность и структура населения, уровень его платежеспособности, наличие других предприятий развлекательной направленности;

- изучение творческих возможностей коллектива - состав актеров, режиссеров, постановщиков и других творческих едениц, уровень их подготовки и квалификации;

- изучение материально-технической базы - условия сцены, наличие декорационных и бутафорских мастерских, вместимость зала и т.д.;

- изучение финансовых возможностей предприятия - экономические показатели.

Этап разработки:

- рассмотрение и утверждение репертуарного плана или плана мероприятий;

- плана эксплуатационной деятельности с учетом занятости творческого коллектива и загруженности помещений;

- финансового плана.

Принципами творческо-производственной деятельности являются:

- приоритетные направления и формы социально-культурной деятельности;

- альтернативное право выбора культурных услуг;

- учет типологизации современного досугового учреждения;

- самодеятельность и самоинициатива субъекта.

Существенно более сложным с точки зрения науки об управлении творческо-производственной деятельностью является так называемый «театральный организм», суть которого определяется двумя факторами: структурой и численностью, с одной стороны, и организационной моделью - с другой.

»Театральный организм» состоит из артистически - творческого персонала и его обслуживающей части. Успех театральной постановки зависит от таланта артистов, но эффект от игры может быть усилен или ослаблен деятельность других членов театрального организма. Осветители и звукорежиссеры, художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, монтировщики и множество других специалистов является «участниками» театрального действа, и их труд также необходим для предприятия. Обслуживающий персонал обеспечивает деятельность артистов на сцене, но может создать для них и невыносимые условия. Успех театрально-зрелищного предприятия в конечном итоге зависит от степени единения всех членов коллектива. Возможности создания такого «коллектива единомышленников», как показывает практика, снижаются по мере увеличения численности театрального организма. Огромную роль в его жизни играет своеобразное распределение ролей между художественным персоналом и хозяйственно - экономической частью коллектива, система отношений между исполнителями и группой обеспечения.

Очевидная разновидность «театрального организма» сделала неизбежной выделение в его составе отдельных групп с разными возможностями и претензиями на участие в управлении делами предприятия.

Артистически - творческий персонал претендует на управление репертуаром, распределение ролей и другими формами участия собственно в творческом процессе, создавая так называемый «художественный совет».

Обслуживающий персонал не принимает участия в деятельности художественного совета, но может потребовать участия в управлении хозяйственно - экономическими вопросами жизнедеятельности театра, добиваясь создания «совета трудового коллектива».

Проблема привлечения зрительской аудиторией является одной из наиболее существенных для театрально-злрелищного предприятия. Решать данную задачу приходится в условиях жесткой конкурентной борьбы с другими субъектами рынка культуры, используя различные маркетинговые и рекламные технологии.

Задача привлечения зрителей по научному определяется понятием «формирование зрительской аудитории», которое включает следующие аспекты деятельности:

- повышение «грамотности зрителей», увеличение доли подготовленных (воспринимать явление сценического искусства во всей его полноте) зрителей в структуре аудитории;

- организация зрителей на конкретное мероприятие с целью повышения эффективности взаимодействия сцены и зала.

В настоящее время известны хорошо зарекомендовавшие себя и широко используемые на практике следующие три направления формирования постоянной аудитории:

- создание объединений «друзей предприятия» в различных общественных институтах, работа которых может принимать самые разные формы посещения генеральных репетиций, обсуждение спектаклей и программ, встречи с творческим составом и т.д.;

- организация и внедрение системы абонентной продажи билетов;

- рекламная деятельность.

Репертуарно - содержательная компонента реализуется через репертуар и воплощается в жанре театрально-зрелищного предприятия. Каждая организация, в зависимости от жанровой ориентации, состава артистов, размеров и состояния сцены и других производственных помещений формирует свой репертуарный план, который является основой для остальных разделов плана творческо-производственной деятельности. В него входят перечень мероприятий и последовательность проката. При этом надо заметить, что между размером труппы, количеством одновременно идущих спектаклей и числом ролей в них должна существовать высокая степень соответствия.

Каждый творческий коллектив применяет собственные критерии для «отсеивания» произведений, предлагаемых в репертуар.

Управление репертуаром возможно в разной форме:

- соответствие стратегическим или тактическим задачам театрально-зрелищного предприятия;

- заказ сценария автору написания сценария, исходя из стратегических и тактических задач и возможностей коллектива;

- учет предложений художественного (творческого) совета;

- учет предложений главного режиссера или художественного руководителя;

- учет государственных заказов.

Эффективность творческо-производственной деятельности театрально-зрелищных предприятий во многом зависит от взаимодействия художественного и административного руководства, основанного на разделении функций и полномочий.

Функции администрации: общее руководство предприятием, стратегическое планирование, обеспечение высокого уровня предоставляемых услуг, заключение договоров с организациями, обеспечение организации квалифицированными кадрами и повышение их квалификации, установление тарифов и ставок оплаты труда, выполнение обязательств перед поставщиками, бюджетом и банками, ремонт и капитальное строительство зданий и сооружений.

Функции художественного руководства: руководство арт-персоналом, постановка новых программ и проектов, воплощение договорных форм работы, формирование творческого состава, расстановка и использование творческих кадров, воспитательная работа в коллективе, организация мероприятий по повышению уровня мастерства, внесение предложений о присвоении квалификации, разрядов, материальном и моральном поощрении и т.д.

Тема 7. Нормативно-правовые основы арт-менеджмента

Охрана интеллектуальной собственности как важнейшее направление деятельности арт-менеджера. Развитие законодательства России об исключительных правах.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Сегодня законодательство России предполагает различные формы объединения творческих работников.

В современной жизни искусства существует множество проблем, связанных как с правами авторов, так и тех, кто, не являясь автором, способствует сохранению и трансляции культурных ценностей. Эти права принято называть смежными. И если история защиты авторских прав насчитывает уже более 200 лет, то смежные права выделены и так или иначе охраняются на протяжении всего нескольких десятилетий.

Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» раскрывает термин «изготовитель продукта» как «лицо, взявшее на себя ответственность за изготовления продукта» (ст. 4). Поскольку в соответствии с действующим законодательством деятельность по производству продукции не является лицензируемой, любой гражданин может взять на себя инициативу по созданию продукта.

Известно, что некоторые виды искусства, называемые исполнительскими (Performing Arts), могут существовать только при наличии посредника между автором и публикой, то есть - исполнителя, который, не являясь создателем самого произведения, вкладывает в его интерпретацию свое время, труд (интеллектуальный и физический), талант и определенные материальные ресурсы. Разумеется, по законам цивилизованного общества все это должно так или иначе вознаграждаться или компенсироваться. Кроме того, когда речь идет о художественных ценностях, имеющих общечеловеческое значение, правовой и экономический аспект такой деятельности многократно усиливается.

Для оповещения о существовании исключительных авторских прав первоначальный их обладатель (автор или иной законный владелец авторского права) размещает знак охраны авторского права (копирайт), который состоит из латинской буквы «С» в окружности - ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

В целях охраны смежных прав и предотвращения возможности их нарушения на каждом экземпляре располагается знак охраны, предусмотренный Римской конвенцией, состоящий из трех элементов: 1) латинской буквы «R» в окружности - ®; 2) имени (наименования) обладателя прав; 3) года первого опубликования фонограммы.

Взаимоотношения, предусматривающие передачу авторских прав, строятся на условиях договора о передаче прав.

Например, в создании кинофильма участвует автор (сценарист) как субъект авторского права, который передает право на использование своего интеллектуального труда (постановку) фильма продюсеру или кинокомпании. Кинокомпания на основе авторского сценария трансформирует материал сценариста под условия постановки (жанра) с помощью режиссера (режиссерская экспликация), художника-постановщика (раскадровка, эскизы), оператора-постановщика (видеоряд), автора музыки, создавая тем самым новый продукт (объект), становясь обладателем смежных прав и получая право (в виде договора) от автора сценария, режиссера-постановщика, оператора-постановщика, автора музыки (субъектов авторского права) на дальнейшее коммерческое использование продукта.

С развитием индустрии звукозаписи и усовершенствованием технологических процессов, связанных с использованием современного оборудования, возросла роль продюсера, от которого во многом зависит конкурентоспособность продукта. Основная же функция в производстве и выпуске аудиоматериала принадлежит издающим компаниям, которые становятся обладателями смежных прав. В сферу деятельности издателя, как правило, входят популяризация имени автора и самого произведения, съемка видеоклипа, подбор музыкантов, проведение рекламной кампании и финансирование. В зависимости от условий контракта издатель может выполнять лишь часть из указанных функций. Его основная задача - создание и распространение продукта посредством рекламы и дистрибьюции. Именно тот факт, что у издателя имеется широкая сеть дистрибьюторов, позволяет ему быть конкурентоспособным и распространять продукт тех компаний, которые не имеют подобной структуры.

Таким образом, обладатель смежных прав - киностудия (издающая компания) получает исключительное право на прокат (публичную демонстрацию), воспроизведение на материальных носителях (VHS, CD-ROM, DVD, CD, MD), распространение, продажу теле- и радиокомпаниям, издание саундтрека (фильма), продажу копии на международный рынок с правом корректировки для зарубежного зрителя (субтитры, дубляж и т.д.).

Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» автор является обладателем имущественных и неимущественных прав.

К неимущественным правам относятся: право признаваться автором; право на имя; право на обнародование произведения в любой форме; право на защиту и помимо этого исключительное право на использование данного произведения.

К имущественным правам относятся права на использование, исполнение или постановку в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид исполнения или постановки (передача в эфир, запись исполнения с помощью технических средств, воспроизведение записи, воспроизведение записи исполнения или постановки в эфире, сдача в прокат). Имущественные права могут передаваться по договору организациям эфирного, кабельного вещания, а также лицам, специализирующимся в области коммерческого использования творческих произведений и объектов смежных прав.

Свободное использование объектов смежных прав, т.е. без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации кабельного и эфирного вещания и без выплаты авторского вознаграждения, может быть осуществлено в следующих случаях:

o использование фрагментов исполнения, постановки, воспроизведение фонограммы в информационных программах для включения в обзор о текущих событиях;

o использование небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы для цитирования, при условии, что оно осуществляется в информационных целях, а также:

» для обучения или научного исследования;

» в личных целях (для проведения досуга);

» в судебных процессах.

Таким образом, согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» автор предоставляет право осуществить издание своего произведения на каком-либо материальном носителе (книга, пленка, компакт-диск и т.д.) для дальнейшего его использования.

Концертные и продюсерские агентства, промоутерские фирмы и другие являются предпринимательскими организациями и в своей деятельности руководствуются Гражданским Кодексом РФ, по которому (ч.2 ст. 50) «систематическое получение прибыли» положено в основу мотивов предпринимательства, а «извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» относится к коммерческим организациям, в отличии от которых некоммерческие «могут определять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы».

В гл. 4 ст. 48 Гражданского кодекса РФ дано понятие юридического лица, чем по сути и является большинство частных компаний сферы культуры, и перечислены традиционные его признаки: наличие обособленного имущества, самостоятельная ответственность по своим обязательствам этим имуществом, приобретение и осуществление гражданских прав от своего имени, выступление в качестве истца и ответчика в судах (п. 1 ст. 48).

Юридическим лицом признается организация, которая:имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;нести обязанности;быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии со ст. 50 все юридические лица по целям создания и деятельности подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51). Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц. Факт государственной регистрации подтверждается выдачей соответствующего свидетельства.

Упомянутый в п. 1 ст. 51 закон о регистрации юридических лиц - Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», введенный в действие с 1 июля 2002 года. Регистрация юридических лиц возложена на налоговые органы.

Часть вторая ГК РФ посвящена отдельным видам обязательств. Стоит обратить внимание на понятие гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг). Как правило, в сфере культуры заключаются договоры подряда (ст. 702) или возмездного оказания услуг (ст. 779). В ряде случаев, предусмотренных законодательством, организации выгоднее заключить договор гражданско-правового характера, нежели трудовой. Так, в соответствии со ст. 238 Налогового кодекса РФ, на вознаграждения по подобным договорам не производятся отчисления в фонд социального страхования РФ.

Физические и юридические лица. Контрафактные товары. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Продажа, сдача в печать, иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм. Правила продажи отдельных видов товаров.

Постановление Правительства Москвы «О введении защитного идентификационного знака на видео- и аудио-кассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт-диски. Порядок присвоения защитного идентификационного знака продукции арт-индустрии.

Виды и содержание договорной документации на использование продукции арт-индустрии.

Тема 8. Профессиональные функции и направления деятельности арт-менеджера

Специализации арт-менеджмента: администратор, антрепренер, руководитель, агент, персональный менеджер, бизнес-менеджер, промоутер (импресарио), продакшн-менеджер, режиссер, продюсер театров, театральных студий, концертных залов, концертных организаций. Специалисты кино- и фото студий; студий аудио- и видеозаписи; ведущие местных, региональных и центральных каналов телевидения.

Можно вывести следующий перечень профессиональных качеств арт-менеджера:

1. интуитивное начало: умение видеть в любом артисте потенциал и использовать его в своих и его интересах;

2. информационная компетентность: аналитические способности, способность доставать, получать, обрабатывать, структурировать и использовать информацию. Умение увязывать полученную информацию с контекстом ситуации;

3. коммуникативная компетенция: умение налаживать, поддерживать, а также отсекать ненужные связи, контакты; умение поддерживать свою репутацию и имидж делового и порядочного человека и бизнесмена в обществе; владеть основами делового этикета, включая: искусство самопрезентации; умение создать деловой стиль во внешнем облике; умение подготовить и провести деловую встречу;

4. организационно-управленческая компетенция: умение сплачивать, подбирать, формировать вокруг себя команду; грамотно и своевременно решать кадровые вопросы, умение найти и привлечь экспертов для реализации всех этапов своей деятельности;

5. социально-психологическая компетенция: владение аргументацией, методами убеждения, владение вариантами нейтрализации возражений и замечаний, анализом и подведением итогов деловой встречи;

6. юридическая компетенция: владение основами законодательства в сфере предпринимательства, авторских и смежных прав, владение основами регулирования договорных отношений;

7. экономическая компетенция: умение разработать бизнес-план, организовать бюджетное управление.

К принципам работы арт-менеджера любого уровня можно отнести следующие:

- состязательность. Конкурентная борьба рождает предоставление более качественных услуг.

- ориентация на спрос. Продукты и услуги сферы арт-бизнеса тесно связаны и неотделимы от потребностей потенциальной аудитории и действует по схеме спрос - предложение.

- свободное предпринимательство. Организация является коммерческим предприятием и имеет право осуществлять любые действия с целью получения прибыли в рамках законодательства РФ.

- материальная заинтересованность от профессиональной деятельности;

- личная ответственность за результаты труда. В случае предоставления низкокачественных услуг организация выплачивает денежные компенсации (неустойки), оговоренные в договоре, а также отвечает собственным имуществом.

К аспектам деятельности арт-менеджера можно относятся:

- художественный аспект: определение «социального заказа» на арт-продукцию; замысел и работа над творческим проектом; поиск художественного образа проекта; выбор режиссера, творческих групп, отдельного артиста; создание имиджа артиста; работа над «легендой» группы, артиста и т.п;

- организационный аспект: проведение гастрольных туров: аренда помещений; расписание репетиций; распространение билетов; создание бытовых условий для исполнителя и др.;

- маркетинговый аспект: сегментация рынка; исследование востребованности продуктов арт-индустрии; организация рекламной кампании; проведение презентаций; организация акций по связям с общественностью; использование разработанных легенд и т.п.;

- финансовый аспект: составление бизнес-плана; определение сметы расходов; формирование бюджета; поиск спонсоров;

- нормативно-правовой аспект: изучение нормативно-правовых документов по созданию продукции арт-индустрии; документально-правовое оформление отношений автор - исполнитель - менеджер и т.п.

Тема 9. Понятие и сущность продюсирования

Понятие «продюсирование» (от английского produce - производить, создавать) как вид предпринимательской деятельности в области кинопроизводства, которая осуществляет идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Распространение этого понятия на постановку спектаклей, мюзиклов, театральных представлений.

Продюсер как предприниматель, осуществляющий творческий и производственный процесс, финансирование проекта, являющийся распорядителем кредитов. Продюсер как специалист, обеспечивающий руководство наймом творческого и технического персонала, обеспечивающий контроль за исполнением проекта, коррекцию его на всех стадиях создания художественной продукции.

Продюсер как соавтор, имеющий право на корректировку работы режиссера, художника, композитора и т.д.

Условия продюсерской деятельности:

-экономические: предложение творческой продукции и спрос на неё, виды товаров, которые могут быть выведены на рынок: компакт- диски, кассеты, печатная продукция и т.д., объёмы денежных средств, которые они могут вложить в создание продукта.

-социальные: стремление потенциальной аудитории посещать мероприятия, отвечающие определённым вкусам и моде.

Задачи продюсирования:

- маркетинговая - изучение интересов и потребностей потенциальной аудитории, стимулирование продвижения продукта на рынок, учет возрастных и социально-групповых интересов аудитории и выбора исполнителя;

- коммерческая - установление контакта с концертными организациями, площадками, средствами массовой информации, проведение переговоров, согласование цен и прочих условий для осуществления концертной деятельности;

- промоутерская - принятие ответственности за функционирование исполнителя, группы, реализации дисков, кассет, аппаратуры, инструментов и другой продукции

- инвестиционная - привлечение финансовых средств к разработке проекта.

Функции продюсирования: организационно-творческая, организационно-финансовая, организационно-хозяйственная, организационно-производственная.

Компоненты организации продюсерской деятельности:

» создание специальной структуры, которая может автономно заниматься продюсерской деятельностью и координировать деятельность в других подразделениях;

» удовлетворение имеющихся потребностей определенных групп потребителей;

» предложение новых услуг и программ, удовлетворяющих растущие потребности зрительской аудитории;

» обеспечение оптимальной ценовой политики производимых программ и услуг в сфере шоу-бизнеса;

» осуществление жесткого внутреннего учета и контроля, результатом которого являются разнообразные усовершенствования в предоставлении программ и услуг населению

Продюсерский центр - организация, занимающаяся созданием и продвижением, творческих, коммерческих проектов с целью получения прибыли. Продюсерский центр может выступать в различных организационных формах и представляет собой:

Продюсерская фирма функционирует в рамках соответствия правовой среды. Это, в первую очередь, наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере шоу - бизнеса, создающих наиболее благоприятные условия для развития этой отрасли.

Главной проблемой правового положения продюсера является отсутствие в действующем законодательстве функций этого субъекта и ответственности за какие-либо правонарушения. Определяющим признаком продюсера установлены, инициатива и ответственность за финансирование, производство и прокат продукта, а не круг его правомочий и обязанностей. Из действующих нормативных актов с определенными допущениями можно воспользоваться квалификационной характеристикой профессии продюсера телевизионных и радиопрограмм, установленной постановлением министра труда и социального развития РФ от 4 октября 2000 года № 67.

В соответствии с указанным документом в должностные обязанности продюсера входит:

» Организация финансирования проекта с привлечением собственных средств или капитала спонсоров и их продвижение;

» Обоснование целесообразности осуществления выдвинутых проектов, их идейно художественное значение, а также их окупаемость и прибыльность;

» Организация разработки планов реализации проектов, определение путей и методов их выполнения;

» Участие в подборе кадров для осуществления проектов и обеспечения их рациональной расстановки;

» Координация деятельности всех заинтересованных в проекте сторон;

» Организация выполнения комплекса работ в процессе внедрения проекта, обеспечение их необходимыми средствами;

» Принятие мер по наиболее эффективному использованию материальных ресурсов, строгому соблюдению их экономии, осуществление контроля за их использование в процессе подготовки и внедрения проекта;

» Изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике осуществляемых проектов;

» Организация работы по проведению рекламных кампаний, касающихся разработанных проектов, выбор форм и методов рекламы и средств массовой информации, ее текстового, цветового и музыкального оформления.

Тема 10. Проектный менеджмент

Структура создания музыкального проекта включает: поиск исполнителей, организацию их творческой деятельности: подбор репертуара, привлечение инвестиций, создание сценического имиджа, рекламную кампанию и планирование карьеры как ведущую задачу арт-менеджмента.

Музыкальный проект подразделяется на несколько этапов: первый- подписание контракта между исполнителем и продюсером о взаимоотношениях, где определены права и обязанности, сроки действия контракта и финансовые обязательства, второй- определение концепции проекта, поиск ниши в музыкально-стилистическом пространстве, изучение потенциальной зрительской аудитории, привлечение финансовых средств и специалистов, занятых подготовкой исполнителя; третий этап - репетиционная деятельность, работа над имиджем исполнителя, тренинги, запись музыкального альбома; четвертый этап- тиражирование альбома (сингла) и полиграфии; пятый этап - концертно-гастрольная деятельность в рамках проекта, промо акции, позиционирование музыкального проекта на рынке культурных услуг.

Типы артистов: а) начинающие музыканты; б) ретрансляторы, достаточно высокий уровень исполнения, вместе с тем стандартность, отсутствие индивидуальности и уникальности исполнения; в) оригинальные исполнители невысокого профессионального уровня; г) исполнители высокого класса.

Производство видеоклипа не возможно без создания определённого штатного (творческого и производственного) персонала, возглавляет который режиссёр.

В зависимости от сложности постановочного процесса временная структура, задействованная на реализацию проекта, может быть увеличена. Штат такой организации подразделяется на творческий и менеджерский. Творческий состав, или режиссерско-постановочная группа включает:

» автора сценария, литературного текста, реприз, диалогов, текста ведущих, сюжетного и образного построения, как правило, им является главный режиссёр или режиссёр постановщик;

» режиссёра-постановщика, осуществляющего детальную режиссёрскую разработку и руководство постановочным процессом;

» балетмейстера-постановщика, который, работая в тесном контакте с режиссёром-постановщиком, с помощью танца, пантомимы, массовых хореографических сцен осуществляет замысел режиссёра;

» художника-постановщика, создающего сценографическое решение и осуществляющего авторский и технический контроль за исполнением своего замысла. В качестве художника-постановщика может выступать как частное лицо, так и целая фирма, специализирующаяся в создании и воплощении художественно-декорационных проектов;

» заведующего постановочной частью, занимающегося расчетом необходимого количества сценических декораций и их производством в соответствии с художественно-декорационным решением художника постановщика. К данной работе также могут быть привлечены постановочные фирмы и компании;

» художника по костюмам, который разрабатывает модель и лекалы костюмов. В качестве художника по костюмам может выступать либо определенное лицо, либо модельное агентство;

» художника по свету, осуществляющего световое решение проекта и работающего в тесном контакте с режиссером. В сложившейся практике на время проведения мероприятия приглашаются фирмы, специализирующиеся в световом оформлении подобных мероприятий;

» звукорежиссера, который несет ответственность за качество звука и комплектацию необходимого звукового оборудования согласно творческим задачам режиссера.

Менеджерский состав может состоять из:

» арт-менеджер или арт-директор, который подбирает исполнителей, составляет редакторский лист с указанием названия произведения, авторов музыки и текста, заполняет рапортички для Российского авторского общества;

» директора, занимающегося организацией и постановкой, определяющего технические и административные задачи в соответствии с творческими задачами, и контролирующего их исполнение;

» главного администратора, работающего с административным штатом, контролирующего работу администраторов по транспорту, реквизиту, а также являющегося материально ответственным лицом и координирующего работу подчиненных ему администраторов;

» PR-менеджера, осуществляющего рекламную кампанию проекта в средствах массовой информации;

» коммерческого директора, заключающего контракты с исполнителями, артистами, приглашенными сотрудниками в режиссерско-постановочную группу, фирмами - арендаторами светового, звукового, сценического оборудования, производителями художественно-декорационного оформления, финансовыми структурами и др.

Рассматривая вопросы проектного менеджмента, следует отметить, что съемка - явление временное, и успех зависит от чётко спланированной организации всей постановочной деятельности. В России сложились определённые традиции и найдено психологическое равновесие в работе постановочной группы. Вполне естественно, что в творческом процессе возникают трения, связанные с индивидуальной точкой зрения на то или иное решение, но подобные ситуации закономерны, поэтому поиск компромисса, а не отстаивание своих взглядов - наиболее приемлемый вариант.

Перед началом съемок, продюсер составляет бизнес-план для инвесторов, спонсоров, киностудии и других заинтересованных структур, от которых зависит судьба клипа. В краткой форме предложения отражают следующие позиции: идея клипа, жанр; исполнители ролей; график съемок; бюджет клипа.

В работе с исполнителями (техническим персоналом, администраторами) важна методика чёткой постановки задач. Это способствует повышению ответственности за принятие самостоятельного и правильного решения в экстремальной ситуации.

Проекты распространяются на постановку зрелищных программ, фестивалей, народных гуляний, праздников, карнавалов.

Наличие меценатов, спонсоров, гарантия приобретения телекомпанией прав на показ акции - необходимые условия окупаемости проекта. Важность учета тематического характера проекта, места проведения, частоты проведения, объема финансирования, рыночной направленности проекта.

Учредители проектов: государственные, общественные организации, международные и национальные ассоциации различных жанров музыкальной эстрады (Министерство культуры, Союз композиторов, консерватория, Московская джазовая ассоциация и др.), коммерческие организации.

Система элементов творческого коммерческого проекта. Концептуальная направленность и замысел создателей.

Циклы функционирования творческого проекта:

1. Этап выведения на рынок - период медленного роста популярности и спроса на исполнителя (группу). В связи с большими затратами по подготовке номера, программы, компакт-диска и т.п. прибыль на этом этапе отсутствует.

2. Этап роста - период быстрого роста популярности, спроса на исполнителя, аппаратуру, компакт-диски и т.п. Этап быстрого роста прибыли.

3. Этап зрелости - период стабильной популярности и высокого спроса. Прибыль стабилизируется или снижается в зависимости от роста затрат на защиту от конкурентов.

4. Этап упадка - период резкого угасания популярности. Снижение прибыли. Изменение стратегий арт-менеджмента по восстановлению популярности групп, артистов (изменение имиджа артиста, обновление репертуара, костюмов) с целью привлечения внимания зрителей.

Тема 11. Промоушн в сфере арт-индустрии

Промоушн - в буквальном переводе - «выдвижение».

Промоутерская деятельность как специфический вид деятельности в шоу-бизнесе, процесс создания и реализации творческой продукции, включающей элементы продюсерской, менеджерской и маркетинговой деятельности.

Промоушн как вид маркетинговой деятельности.

Задачи промоутера: определение качественной стороны проекта, формирование состава исполнителей, проведение кампаний по его продвижению на рынок культурных услуг.

»Промоушн» как продвижение определенного «творческого продукта» индустрии развлечений. Виды «творческой продукции»: развлекательные и игровые программы, теле- и радиопрограммы, концерты, шоу, клубные вечеринки, фестивали, конкурсы, дефиле; производство компакт-дисков, кассет, видеокассет, специализированных газет, журналов, книг и т.д.

Ппромоутерская кампания предусматривает: позиционирование проекта на рынке, определение и формирование образа артиста, написание пресс-релиза, фотосессию, тестирование сингла на радио, PR-кампанию, размещение клипа на ТВ (преимущественно музыкальные каналы по типу MTV), размещение информации на Интернет-сайтах, работа со СМИ, запись альбома, концерты и туры по городам, презентацию альбома, проведение пресс-конференций и др.

Значение промоутерской работы по формированию музыкальных нормативов, складывающихся из ожиданий конкретной аудитории, исполнительских возможностей артиста и имеющихся в наличии технологических ресурсов.

Промо-план - развернутый документ с указанием каналов трансляции информации об артисте. Промо-план отражает график выхода публикаций в уже выбранных СМИ, В Интернете, информационных агентствах, клубах, которые потенциально заинтересованы в исполнителе или проекте.

Промоушн-кампании, помимо обычных афиш и рекламных объявлений в прессе, включают: выпуск плакатов, маек и значков, постоянную рекламу по радио и ТВ, организацию приемов и пресс конференций. Частным случаем промоушн, является так называемый «хайпинг» - особо шумная кампания, имеющая некую скандальную «изюминку» призванную привлечь внимание масс. Хайпинг требует больших финансовых затрат, и поэтому он под силу только крупным фирмам грамзаписи и промоушн-центрами.

Пресс-релиз - самая яркая информация о проекте, по сути сопроводительный документ, часть делового этикета, неотъемлемый элемент рекламной кампании, рассчитанный на привлечение внимания публики. Как правило, пресс-релизы содержат в себе провокацию или интригу, это может быть неожиданный заголовок, скандальная информация с применением фотографии и др.Стилистика пресс-релиза должна отражать соответствие содержания текста и формы. Манера подачи информационного материала играют немаловажную роль в восприятии читателями этой информации.

Влияние промоушн-кампании на благоприятный имидж творческого продукта, позволяющий занимать устойчивое положение на рынке культурных услуг.

Промоутер может выступать как импресарио- лицо, занимающееся организацией концертов, гастрольных туров, у которого имеются права на концертную деятельность данного исполнителя, распространяющиеся на определенные регионы.

Типичная модель промоутерской фирмы в арт-индустрии: отдел маркетинга, отдел рекламы, отдел артистического менеджмента (организация творческой деятельности отдельных исполнителей и художественных коллективов).

Основные этапы продвижения продукции арт-индустрии на рынок услуг: формирование идей создания проекта в целом, определение стиля, имиджа данного проекта. Разработка стратегии маркетинга, анализ продвижения продукта на рынок культурных услуг и проверка в условиях конкуренции. Поддержание успеха, популярности, роста рейтинга художественной продукции.

Основные функции промоутерской деятельности:

1. исследовательская - проведение маркетинговых исследований;

2. стратегическая или информационная - анализ и обработка информации на основе маркетинговых и статистических данных, а также планирование продвижение творческого проекта на социо-культурном рынке

3. практическая или управленческая - организация и практическое осуществление мероприятий по продвижению творческого проекта.

Тема 12. Студия грамзаписи как звено музыкального шоу-бизнеса

Студия грамзаписи - переложение музыкального материала на звукозаписывающее устройство. Студии грамзаписи являются важным звеном цепочки шоу-бизнеса. Большое значение грамзапись имеет в расширении популярности исполнителей и рекламировании творчества эстрадного артиста, зафиксированного на аудио носителях.

Начало звукозаписывающей промышленности в Советском союзе положил отдел при «Центропечати», названный «Советская пластинка» (1919 г.), фирма грамзаписи «Мелодия» появилась в 1957 году и имела филиалы во всех столицах союзных республик. Записывать пластинки в ней имели право заслуженные и известные артисы, деятели официальной музыкальной культуры, рок-музыканты представляли подпольную эстраду, их творчество было представлено в виде магнитоальбомов, записанных кустарным способом.

Рост частных студий звукозаписи в постперестроечное время способствовал насыщению музыкального рынка и освоению новых высоких технологий (электронное качество звучания). Современное состояние звукозаписи отражено в стандартах и стилистических особенностях современной музыки.

Рекординг - это процесс записи. Как правило запись альбомов и саунд-треков в студии осуществляют опытные сессионные музыканты. В этом есть как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным можно отнести скорость записи и прогнозируемый результат (ниже определенного уровня они не сыграют), к отрицательным - недостаточная глубина материала (сыграют быстро и хорошо, но будет некая усредненность определенных моментов, например индивидуального «почерка» артиста).

Существуют студии для записи, а также студии для микса, то есть сведение записанных треков в единое целое.

В студии записи существует необходимый минимум правильно подобранного оборудования. Помещение обладает хорошими акустическими характеристиками, имеет различные возможности. Запись зависит от взаимодействия трех специалистов: саунд-продюсер, звукоинженер и исполнитель.

Продюсер при записи отвечает за каждую записанную ноту в эстетическом плане и несет ответственность за психологический климат в студии.

Звукоинженер отвечает за технический аспект. Это человек, который знает, как должны звучать инструменты, какие частоты он должен регулировать. Это всегда человек с большим опытом.

Саунд-продюсер прогнозирует будущий результат. Ему решать, насколько звонко, ярко, сухо, глухо должна звучать гитара, насколько пассивно или активно, с каким настроением извлекать звуки, какая подача должна быть у вокалиста.

Работа в студии - это поиск оригинального звука, доведение до качественного исполнения конечного продукта. После записи песня не совсем пригодна для звучания на радио и ТВ, и поэтому существует еще один этап записи - мастеринг. Существует два способа записи аналоговая и цифровая. Традиционная запись фонограммы на ленту называется аналоговой. Достоинства аналоговой записи - теплота, природная компрессия, недостаток-высокая стоимость носителей, нехватка количества дорожек.

При цифровой записи сигнал от источников звука конвертируется в цифровые потоки. Такое звучание имеет хорошее качество, однако стоимость цифрового оборудования достаточно высока.

Становление фонографической индустрией достигла уровня при котором уже невозможно достичь насыщенности звучания в «живом» исполнении.

Перечень предоставляемых услуг студии звукозаписи: выбор музыкантов и аранжировщиков, издательские услуги, аренда музыкальной и технической аппаратуры, написание оригинальной музыки, озвучание художественных, анимационных и документальных фильмов, изготовление печатных партитур, консультационные услуги.

Тема 13. Эстрадный имидж исполнителя

Имидж - (от англ. образ) сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Принимающий форму устойчивого социалього стереотипа. В поп-музыке под имиджем понимается сценический образ исполнителя, воплощенный в неповторимой творческой индивидуальности.

Позитивный имидж рассматривается как важное условие личного и профессионального успеха. Управляемый имидж стал одним из ведущих внеценовых рычагов конкурентной борьбы в различных сферах социальной жизни: политике, шоу-бизнесе, торговле и производстве.

Имидж определяется тремя составляющими - носителем, потребителем и особенностями их взаимодействия. Е.В. Змановская приводит классификацию имиджа по следующим категориям:

По субъекту воздействия:

- личный (имидж конкретного человека)

- товарный (имидж товара, услуги)

- групповой (корпоративный, национальный).

- По характеру взаимодействия:

Непосредственный (формирующийся в процессе прямого взаимодействия)

- опосредованный (форирующийся опосредованно, без личного контакта)

По направленности и цели:

- публичный, профессионально-деловой, коммерческий, артистический, политический и т.д.

По характеру эмоционального воздействия: позитивный (привлекательный), негативный (отталкивающий).

По степени достижения цели: эффективный и неэффективный имиджи.

По охвату имиджевой аудитории: прицельно-точечный и массовый.

По соотношению индивидуальных особенностей и социальных требований:

- коньюнктурный (подчиняющийся ожиданиям имиджевой аудитории):

- ограниченный (ориентированный на самовыражение);

- сбалансированный (сочетающий обе ориентации).

По степени самоконтроля: спонтанный и управляемый.

По назначению:

- самовозвышающий (ориентированный на улучшение самоощущения);

- самоутверждающий (ориентированный на повышение социального статуса);

- целевой (ориентированный на достижение профессиональных и коммерческих целей).

Имиджи различаются по своей структуре. Структура предполагает наличие определенных свойств (качеств), степень их выраженности, их соподчинение по важности.

Структуру имиджа можно поределить следующим образом:

Внешний облик (портретные характеристики):

- физические данные (рост, фигура);

- костюм (одежда, обувь, аксессуары);

- прическа;

- манеры поведения и речи;

- жесты;

- взгляд и мимика;особенности голоса;

- запах.

Имиджевая символика:

- имя;

- личные символы (цвет, числа, марка, логотип и т.д.);

- личная атрибутика (повторяющиеся детали и признаки внешнего вида);

- символы социального статуса (положение в обществе, профессия, марка автомобиля и т.д.).

Социально-ролевые характеристики:

- репутация (общественное мнение о человеке, основанное на истории его жизни, личных заслугах);

- амплуа (розыгрываемая социальная роль);

- легенда (история жизни человека, представленная в имидже);

- миссия (социально важные цели, полезность для общества).

Индивидуально-личностные свойства: профессиональные качества, доминирующие индивидуальные характеристики, стиль взаимоотношений с людьми, пропагандируемые идеи, базовые ценности.

Эстрадный имидж исполнителя должен воплощть в себе качества, предъявляемые к нему потенциальной зрительской аудиторией и обладать признаками харизмы.

Харизматический имидж - это образ, притягивающий к себе окружающих людей благодаря огромной внутренней энергии. Харизматическая личность привлекает внимание, вызывает сильные чувства, удовлетворяет явные или скрытые потребности людей, предлагает идеи, убеждает, демонстрирует уверенность, ведет за собой.

Характеристики имиджа, образующие в различных сочетаниях харизму:

- близость (доступность образа, его способность вызывать ощущения принадлежности к данной аудитории);

- экспрессивность (пылкость, динамичность, эмоциональность, яркость образа);

- сексуальность или эротичность (чувственность образа, способность притягивать и стимулировать возбуждение);

- доминантность (властность, сила образа, его способность вызывать желание подчиняться и следовать за прототипом);

- агрессивность (разрушительный потенциал, способность имиджа вызывать страх или провоцировать гнев);

- архетипичность (отражение в образе древнейших представлений и импульсов)

- эталонность (воплощение в имидже родительских предписаний, доминирующих социальных ценностей и установок, способность вызывать положительность образа).

При построении эстрадного имиджа необходимо решить следующие цели: обратить на себя внимание, произвести положительное впечатление на целевую аудиторию, стать для нее понятным, заслужить доверие и авторитет, запомниться, побудить к нужным действиям.

Особенностью построения эстрадного имиджа является увеличение зрелищности, посредством эксцентричных поведенческих характеристик и внешней атрибутики (прическа, макияж, костюм).

Символика поп-исполнителей строится на основе разрушения законов повседневности, придающая образу карнавальность. Легендирование автобиографии эстрадных исполнителей выступает главным условием формирования популярности, содержащим интригующие события жизни исполнителя.

Основные характеристики эффективности личностного имиджа эстрадных исполнителей:

Яркость имиджа отражает его внешнюю броскость. Она может быть достигнута с помощью необычной внешности, оригинального поведения, физической красоты, выразительной речи, ярких костюмов и т.д. (Клеопатра, Маша Распутина, Филипп Киркоров).

Понятность имиджа отражает простоту и доступность. Она не вызывает напряжения и ощущения опасности, способствует появлению у окружающих людей чувства сходства и близости (Владимир Высоцкий, Наталья Гундарева, Валентина Толкунова).

Позитивность образа связана с нравственными идеалами и нормами имиджевой аудитории и опирается на такие позитивные чувства как: любовь, доверие, интерес, симпатия, уважение. Позитивность имиджа строится с учетом общечеловеческих ценностей (семьянин, любящий сын или отец, покровитель талантов и т.д.)

Влиятельность имиджа ассоциируется с силой и значительностью, возбуждает сильные чувства, побуждает к конкретным действиям окружающих людей, приводит к изменениям поведения и поступков людей, а также окружающем мире.

Популярность - следующая важная характеристика личностного имиджа эстрадного исполнителя. Она определяется двумя моментами: а) степенью привлечения внимания; б) степенью узнаваемости образа. Популярность достигается с помощью:

- усиления личной привлекательности;

- увеличения частоты появления перед имиджевой аудиторией;

- позиционированием собственных преимуществ и отличительных особенностей;

- использованием запоминающихся деталей одежды или внешности;

- эпатирования - стимулирования сильных эмоций;

Органичность имиджа отражает степень его соответствия своему прототипу. Исполнитель с конгруэнтным имиджем ощущает комфорт и раскованность. В этой связи у зрительской аудитории возникает чувство симпатии и доверия, напротив как искусственный имидж, навязанный исполнителю, делает его лицо противоречивым, неестественным и отталкивающим.

Имидж в равной степени определяется личностными характеристиками исполнителя, с одной стороны, и ожиданиями имиджевой аудитории с другой. Таким образом, имидж относится не к индивидуальным, а к социально-психологическим феноменам, это портрет конкретного человека, нарисованный группой людей. В этой связи можно выделить следующие ведущие требования эффективного имиджа:

- управляемость - деятельность по проектированию, диагностике и коррекции имиджа, в противном случае имидж становится стихийным;

- результативность- отражение достижения определенных целей (например, популярности, яркости и т.д.);

- позитивность;

- гармоничность.

Принципы построения имиджа эстрадного исполнителя: ориентация на потребности зрительской аудитории, стертость лишней информации, фрагментарности, яркости вводимой информации и использовании нетрадиционных коммуникаций, разнообразии символизма.

При построении имиджа чаще всего используется тактика усиления имеющихся преимуществ с одновременным сглаживанием недостатков, делая упор на самоощущения исполнителя. Эффективный имидж должен обладать одной или несколькими из следующих характеристик: яркостью, понятностью, позитивностью, влиятельностью, узнаваемостью и органичностью. Одновременно в имидже должны быть учтены как желания имиджевой аудитории, так и особенности самого артиста.

Тема 14. Виды и классификация ночных клубов

Ночной клуб - 1) коммерческая структура, осуществляющая свою деятельность посредством платных услуг в сфере досуга и развлечений, ориентированного на потребности, предпочтения потенциальной клубной аудитории, объединенной общими интересами; 2) специальное помещение для проведения развлекательных программ и встреч клубной аудитории.

Цели и задачи деятельности ночных клубов: восполнение дефицита и удовлетворение растущих потребностей аудитории, поиск новых технологий и форм организации досуга, предоставление широкого выбора услуг, ориентированных на спрос потребителя. А также объединение аудитории по музыкальным и досуговым пристрастиям, предложение качественно новых форм проведения свободного времени, формирование штата профессиональных артистов и исполнителей, наращивание, формирование и пополнение материальной базы.

Ночные клубы можно классифицировать:

По формам собственности и организационно-правовой базе:

а) ведомственная принадлежность - ночной клуб при учреждении культуры.;

б) частная форма собственности - ночной клуб как самостоятельная коммерческая единица (ООО, ЗАО, ОАО, ЧП).

По наличию зрелищно-развлекательного компонента:

а) с развлекательной программой;

б) без программы.

По музыкальным предпочтениям:

а) клубная музыка.

б) популярная музыка отечественных и зарубежных исполнителей;

По демографическому и половозрастному признаку:

а) посетитель - школьная и студенческая молодежь;

б) разновозрастная аудитория.

По комплексу предоставляемых услуг:

а) один вид предоставляемых услуг -дискотека;

б) комплекс услуг (дискотека, стрип-бар, боулинг, бильярд, казино и т.д.) - ночной клуб в рамках развлекательного центра.

По географическому признаку:

а) расположены в центральной части города;

б) расположенных в отдаленных районах.

По доступности населению:

а) открытые клубы (постоянная и случайная аудитория);

б) закрытые клубы (только постоянные члены клуба).

По статусу:

а) фешенебельные (собирается молодежь со всего города);

б) элитные («богатые» молодые люди);

в) трущебные (в спальных районах города).

Досуговая деятельность ночного клуба носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, ее функции определяются социальным назначением, структурой общества. Это снятие определенного психологического напряжения, раскрытие интеллектуальных, психологических, образовательных качеств личности, развитие эмоциональной и художественно-эстетической сферы личности. Исходя из этих условий, можно выделить следующие функции ночного клуба:

Рекреативная - является одной из ведущих функций. Смена видов деятельности, восстановление сил затраченных в сфере труда, эмоционального переключения. Эта функция способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача - психологическая разрядка и отдых.

Гедонистическая - тесно переплетающаяся с рекреационной функцией. В процессе отдыха человек наслаждается, получает удовольствие, положительные эмоции, удовольствие от деятельности.

Коммуникативная - функция общения, одна из главных функций деятельности ночного клуба. Мотивацией посещения ночного клуба является поиск новых дружеских связей, обмен информацией, а также поиск деловых контактов и знакомств.

Социальная или функция социализации. Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, в отношения с другими людьми, потребность человека в коллективе и определение своего места в нем.

Нормативная - формирование правил, ном поведения клубной аудитории.

Аккумулятивная - функция накопления и сохранения обществом и его социальными институтами культурных ценностей, норм и благ.

Проектная - проекция человека из одного состояния - напряженного, стрессового, дискомфортного, в другое - приятное, комфортное, иллюзорное, символическое. Реализуется посредством создаваемых людьми проективных механизмов культуры (праздники, ритуалы, игры, религия, искусство и т.д.).

Защитная функция - перенесение человека в более комфортное состояние, где он находится в обществе единомышленников, защищен от агрессивной среды общества.

Все вышеперечисленные функции не оторваны одна от другой, и тесно связаны между собой. Многие формы организации отдыха в ночных клубах выполняют одновременно несколько функций.

Необходимо также выделить основные принципы организации ночного клуба:

- принцип комплексности - определение целей, постановка задач и целенаправленное использование всех средств и методов работы;

- принцип добровольности - участие в социально-культурной деятельности, отражение возможности свободного выбора занятий из всего разнообразия предлагаемых видов деятельности, самопрограммированние личностью содержание своей социально-культурной деятельности в условиях свободного времени;

- принцип соответствия содержания и форм работы - расширение круга интересов и потребностей аудитории, создание условий для их полного удовлетворения с учетом индивидуальных запросов;

- принцип самовыражения;

- принцип самореализации.

Принципы не существуют изолированно друг от друга, они образуют целостную систему, каждый из элементов которой представляет неотъемлемую часть единого процесса социально-культурной деятельности в условиях свободного времени.

Направления работы ночных клубов разнообразны, содержание имеет социальную направленность, ориентированную на различные возрастные категории, досуговые предпочтения, материальные возможности клубной аудитории.

Для проведения насыщенного досуга в ночном клубе создаются условия для самореализации, самовыражения и самоутверждения посетителей, в целях повышения их культурного уровня.

Программа ночного клуба выстраивается с учетом тематики вечера, потребностей и демографических характеристик клубной аудитории, а также специфики данного клуба.

Содержание клубных акций, формируются исходя из потребностей «клубной аудитории», ориентированной на моду и престижность.

Методы борьбы с конкурентами: формирование идейно-художественного содержания ночных клубов, создание конкурентоспособной продукции(услуги), решение организационно-управленческих, финансово-экономических и методических проблем.

Ресурсы ночного клуба: наличие капитала, материалов, технологий, информации, творческих и технических кадров. Основные финансовые средства клубов: кредиты, спонсорство, собственный бюджет, инвестиции.

Тема 15. Технологии организации шоу-программ

Шоу - постановочное зрелище, представление, с участием артистов эстрады, цирка, хореографии и других жанров. Древние зрелища, гладиаторские бои, карнавалы (Бразилия), корридо - зрелищные представления, которые явились прородителями современного шоу.

В России эта деятельность была представлена в виде варьете, оперетты, мюзик-холлов, народные забавы в виде ярмарочных представлений с участием певцов, канатоходцев, дрессированных животных, иллюзионистов, жонглеров,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: