Каждая организация как открытая социально-экономическая система находится в динамическом взаимодействии с внешней средой, непосредственно воздействуя на нее и сама подвергаясь ее влиянию. Идея организации как открытой системы была выдвинута Ч. Барнардом в 1930-х гг. и развита в последующих исследованиях специалистов.
Модель функционирования организации как открытой системы управления позволяет выделить следующие параметры:
• входящие ресурсы;
• процесс преобразования ресурсов в продукт (услугу);
• выходящие ресурсы;
• обратная связь;
• внутренняя и внешняя среда.
Входящим ресурсами любой организации являются получаемые из внешней среды сырье, финансы, люди, информация и другие ресурсы, необходимые для жизнеобеспечения организации и реализации выбранной миссии. В контуре организации происходит процесс трансформации ресурсов в конечные продукты деятельности системы под воздействием управленческой и исполнительской деятельности и применения технологий и методов работы. В результате этого формируются выходящие ресурсы: организация выдает во внешнюю среду продукцию (товары и услуги), информацию, достигает финансовых результатов, формирует имидж, завоевывает определенную долю рынка.
|
|
В системе управления обязательно присутствуют субъект и объект управления, соединенные определенными материально-вещественными и информационными связями (прямыми и обратными). Соединение элементов организации и порядок их взаимодействия образует структуру и целостность системы. Установление обратной связи обеспечивает получение субъектом информации о состоянии управляемого объекта и способствует возобновлению процесса функционирования организации.
Функционирование организации как системы управления характеризуется сложностью, вероятным проявлением параметров состояния управляемых объектов и неопределенностью принятия решений. Таким образом, организация как система управления представляет собой взаимосвязанное и согласованное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство.
Внутренняя динамика организации формируется под воздействием внешних событий, поэтому основной потенциал успеха организации находится во внешней среде. Внешняя среда организации включаетсовокупность факторов, которые влияют на деятельность организации извне. В совокупности они формируют "среду обитания" организации, которая, согласно концепции организационного дарвинизма, определяет основные условия выживания и достижения успеха.
Менеджеру необходимо осуществлять постоянный мониторинг состояния социально-экономической среды с целью учета и анализа влияния, оказываемого внешним окружением на деятельность организации.
|
|
Действие факторов окружающей среды на работу организации различно. В зависимости от степени влияния различают среду прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия (микросреда) включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и сами испытывают на себе ее влияние. К ним относятся:
1) поставщики ресурсов – субъекты, обеспечивающие организацию ресурсами (трудовыми, финансовыми, материально-техническими, информационными и др.);
2) потребители (клиенты) – субъекты, образующие пять типов рынков: потребительский рынок, рынок производителей, рынок посредников, рынок государственных учреждений, международный рынок;
3) конкуренты – организации, занимающиеся аналогичными видами деятельности (товаро-родовые и товаро-видовые конкуренты, марки-конкуренты, товары-субституты и товары-заменители);
4) посредники, партнеры – организации, оказывающие услуги (маркетинговые, кредитно-финансовые, логистические) в процессе продвижения, сбыта и распространения продукции;
5) государственные учреждения и контактные аудитории – органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, средства массовой информации и коммуникаций, финансовые круги, общественные организации, внутренние аудитории.
Среда косвенного воздействия (макросреда) объединяет факторы, которые оказывают опосредованное или замедленное влияние на деятельность организации. Они воздействуют на финансово-экономическую, производственно-хозяйственную и иные виды деятельности хозяйствующего субъекта и создают вероятностные условия для получения запланированных результатов. К ним относятся:
1) состояние экономики – уровень производства и потребления, спрос, валютный курс, инвестиционная привлекательность, стабильность экономики, уровень инфляции;
2) социокультурные факторы – национальные, ментальные, исторические, моральные, этические, нравственные устои;
3) научно-технический прогресс – передовые научные и прикладные технические и технологические достижения;
4) политические факторы – уровень доверия правительству, государственные приоритеты, общественные партии и движения, народные выступления;
5) международные события – глобальные изменения, корректировка внешнеэкономической политики, деятельность международных организаций и др.
Основными характеристиками внешней среды являются:
• сложность - число и разнообразие факторов, на которые должна реагировать организация;
• подвижность - скорость изменения внешнего окружения организации;
• взаимосвязанность - сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;
• неопределенность - количество информации о внешней среде и ее достоверность.
Все факторы внешней среды взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, степень их воздействия на работу организации изменяется в динамике (рис. 2).
В целом факторы окружающей среды несут в себе как угрозы, которые могут оказывать негативное влияние, так и благоприятные возможности, которые могут позитивно воздействовать на результаты деятельности организации. Отсюда, задача менеджера состоит в обеспечении мониторинга внешнего пространства организации с целью минимизации внешних угроз и максимального использования благоприятных воздействий.
Анализ внутренней среды необходим для того, чтобы установить, какими ресурсами обладает организация для предотвращения негативного влияния внешних угроз и максимально полного использования благоприятных возможностей внешних факторов.
|
|
Внутренняя среда организации – это потенциал и возможности, которыми располагает организация для адекватного реагирования на изменения внешних факторов и эффективного взаимодействия с внешней средой. Внутренняя среда представляет собой открытую систему, которая для своего существования активно взаимодействует с внешним окружением.
Параметры внутренней среды, как правило, являются результатом управленческих решений, могут быть скорректированы путем целенаправленного управленческого воздействия. Они подвижны, динамичны во времени и носят переменный характер.
Внутренняя среда организациивключает части системы внутри организации, отличные от внешнего окружения (маркетинг, финансы, персонал, технологии, оборудование, материалы, организационная культура и др.).
По М. Мескону внутренняя среда включает следующие элементы:
• цели – желаемое состояние объекта управления в будущем;
• структура – внутреннее композиционное построение организации;
• задачи – предписания по выполнению работы определенным способом в установленные сроки;
• технология – совокупность операций и процедур, выполняемых в определенной последовательности;
• люди – интеллектуальный капитал организации.
Современная парадигма управления постулирует, что наиболее важным компонентом внутренней среды организации являются люди - ее главная ценность, основа благополучия, источник ключевых компетенций, постоянного обновления и развития. Эта концепция позволяет рассматривать персонал организации как "национальное конкурентное преимущество" (П. Друкер). Деятельность людей обеспечивает процесс целеполагания, функционирование и эффективное использование всех остальных организационных элементов.
Люди являются носителями таких характеристик, как потребности, способности, отношения, ценности, ожидания, восприятия.
Все внутренние переменные организации взаимосвязаны и взаимообусловлены. В совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение в одной из них в определенной степени влияет на все другие.
|
|
Факторы внутренней среды обусловливают формирование конкурентных преимуществ, необходимых для выживания и устойчивого развития организации в высокодинамичном рыночном пространстве. От состояния внутренних компонентов зависит способность организации к противостоянию агрессивным вызовам со стороны внешних сил и использованию благоприятных возможностей рыночной конъюнктуры.
Менеджмент воздействует на функциональные процессы, которые характеризуют деятельность любой организации. Их можно объединить в следующие функциональные подсистемы: производство, маркетинг, реклама, финансы, персонал, эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности) и др.
Совокупный анализ факторов внутренней и внешней среды позволяет осуществить методология SWOT-анализа – по начальным буквам: сила (strength), слабости (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats). SWOT-анализ как инструмент оценки среды функционирования организации состоит из двух частей (рис. 4).
Первая часть матрицы ориентирована на изучение внешних возможностей (положительные факторы) и угроз (отрицательные моменты), которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем. При этом выявляются стратегические альтернативы. Вторая часть связана с исследованием сильных и слабых сторон организации, что дает комплексную оценку потенциала предприятия. Таким образом, SWOT-анализ позволяет провести системное изучение внешнего и внутреннего положения хозяйствующего субъекта.
Задания для контроля:
1. Изложите классификацию и характеристику организаций.
2. Укажите основные организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций.
3. Охарактеризуйте основные законы организации.
4. Выделите особенности функционирования организации на разных этапах жизненного цикла.
5. Покажите на примерах деятельность современной организации как открытой социально-экономической системы.
6. Опишите модель функционирования организации как открытой системы.
7. Сформулируйте отличия факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия.
8. Охарактеризуйте влияние на организацию факторов внешней среды косвенного воздействия. Приведите примеры.