Наибольший удельный вес в структуре промышленных предприятий составляет прибыль от продаж продукции, работ, услуг, поэтому ее уменьшение свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности. Одной из основных задач анализа прибыли предприятий является оценка влияния отдельных факторов на изменение прибыли от продаж по сравнению с предыдущим годом.
Проведение факторного анализа прибыли от продаж позволяет:
- оценить резервы повышения эффективности производства;
- наметить управленческие решения по использованию производственных факторов.
На изменение прибыли от продаж оказывают влияние изменения следующих факторов:
- цен на реализованную продукцию;
- физического объема реализованной продукции и структуры;
- себестоимости реализованной продукции;
- коммерческих расходов;
- управленческих расходов.
Алгоритм расчета:
Определяют индекс изменения цен в отчетном году по сравнению с базовым по основной номенклатуре выпускаемой продукции;
Определяют объем продаж отчетного года в ценах предыдущего года, то есть в сопоставимых ценах:
, (7.1)
где – выручка от продаж в отчетном году, в сопоставимых ценах;
– выручка от продаж в отчетном году, в действующих ценах;
Jц – индекс изменения цен.
Рассчитывают изменение выручки от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, за счет изменения цены:
∆ = – , (7.2)
где ∆ – изменение выручки от продаж отчетного года за счет изменения цены.
Определяют изменение суммы прибыли от продаж за счет следующих факторов по формулам:
I фактор:
, (7.3)
где – изменение суммы прибыли за счет изменения цен;
– рентабельность продаж предыдущего года.
Рентабельность продаж предыдущего года определяют:
, (7.4)
где – прибыль от продаж предыдущего года;
– выручка от продаж предыдущего года.
II фактор:
, (7.5)
где – изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения физического объема и структуры продукции.
III фактор:
, (7.6)
где – изменение суммы прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции;
JСо, JСб – удельный вес себестоимости в выручке от продаж соответственно в отчетном и предыдущем периодах.
IV фактор:
, (7.7)
где – изменение суммы прибыли за счет изменения коммерческих расходов;
JКо, JКб – удельный вес коммерческих расходов в выручке от продаж соответственно в отчетном и предыдущем периодах.
V фактор:
, (7.8)
где – изменение суммы прибыли за счет изменения управленческих расходов;
JУо, JУб – удельный вес управленческих расходов в выручке от продаж соответственно в отчетном и предыдущем периодах.
Проверка правильности факторного анализа прибыли от продаж проводится балансовым способом проводим расчет количественного влияния факторов на общее изменение прибыли:
= + + + + , (7.9)
Факторы определяющие изменение чистой прибыли делятся на факторы прямого и обратного влияния.
Увеличение (снижение) себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов снижают (увеличивают) прибыль (факторы обратного влияния). Размер влияния этих факторов на прибыль принимается с противоположным, полученному в расчетах, знаку.
Проценты к получению, доходы от участия в других организациях, операционные доходы и другие (факторы прямого влияния) принимаются со знаком, полученным в расчетах.
Суммарное влияние всех факторов должно соответствовать общему изменению массы прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Увеличение прибыли от продаж за счет снижения себестоимости реализованной продукции, работ, услуг и роста физического объема реализованной продукции, работ, услуг является положительной тенденцией достижения высоких экономических результатов.