Гидротехнические сооружения и особенности эксплуатации скважин

Высокая разведанность территорий с благоприятными горно-геологическими и климатическими условиями предопределя­ет необходимость направления и расширения поисково-разве­дочных работ на нефть и газ в менее удобные для разработки районы шельфа морей и заболоченных территорий.

Насыпные дамбы строятся на мелководье из бутового кам­ня, щебня и песка. Для защиты от размыва боковые части дам­бы обрамляются крупноблоковым камнем. Центральная проез­жая часть формируется из щебня и песка. Дамбы — транспорт­ные артерии, которые на глубоком море переходят в эстакаду при разработке месторождений нефти и газа на заболочен­ных местах, мелководных озерах или лагунах дамбы строят намывом песка, а для предупреждения размыва волнами боковые части дамб защищают бетонными плитами. Рядом с дам­бами намываются площадки, с которых разбуриваются кусты скважин. Использованием дамб и намывных площадок разра­батывается нефтегазовое месторождение Самотлор.

Эстакады представляют собой металлический мост, собран­ный из ферм, устанавливаемых на металлических трубчатых сваях, забитых в морское дно. Непосредственно к эстакаде примыкают площадки под скважины, пункты для сбора нефти и газа и резервуары для нефти.

По эстакаде сбоку от ее проезжей части прокладываются нефтегазоводопроводы, линии электроснабжения и связи, по­жарный водопровод.

С ростом глубин моря стоимость строительства эстакад су­щественно увеличивается при одновременном нарастании опас­ностей монтажа этих сооружений в условиях морских волн.

Большую сложность представляет разработка месторожде­ний нефти и газа с отдельных морских оснований и особенно при больших глубинах моря.

В начале освоения метода разработки морских месторож­дений посредством отдельных оснований их строили забуриванием в дно моря металлических свай, чаще используя для это­го отработанные бурильные трубы. К сваям в надводной части приваривалась металлическая площадка, на которой размеща­лись буровая вышка и оборудование для бурения скважин. По завершении бурения скважин на площадке устанавливалось оборудование для добычи нефти. Площадка соединялась с бе­регом нефтепроводом и линией электропередачи.

С ростом глубин моря и выходом на морские месторожде­ния, значительно удаленные от берега, встал вопрос об индуст­риализации строительства платформ для морской нефтедобы­чи. Индустриализация строительства свелась к тому, что от­дельные элементы платформ подводной и надводной частей строятся на суше в заводских условиях, а затем на специаль­ных морских судах вывозятся в море, где собираются в мощную платформу. Индустриализация строительства морских платформ позволила освоить разработку нефтяных месторож­дений при глубинах моря 20 м и более.

Особенность организации нефтегазодобычи на морских ак­ваториях с использованием эстакад состоит в том, что скважи­ны на приэстакадных площадках располагают группами (кус­тами), а большинство скважин являются наклонно-направлен­ными с отклонением забоев нередко на 500 м и более. Эксплуатация таких скважин имеет свои сложности, обуслов­ленные большой их кривизной. Эти сложности особо проявля­ют себя в период механизированной добычи.

Большая кривизна скважин нередко делает невозможным использование ЭЦН для извлечения нефти, так как спуск и подъем в скважину кабеля без его повреждения практически исключен.

При эксплуатации скважин ШСН также имеются сложнос­ти, обусловленные существенным возрастанием нагрузок на станок-качалку в связи с трением штанг о трубы, что ведет к быстрому износу труб и штанг. Предпочтительным способом эксплуатации скважин в этих условиях может быть газлифтный, однако его применение оправдано только при больших Отборах жидкости из скважин. При малых же отборах (до 10 т/су т) технико-экономические показатели газлифта ниже, чем при эксплуатации скважин ШСН.

Еще одной особенностью разработки морских месторожде­ний и их эксплуатации является то, что продолжительность разработки месторождения должна быть увязана со сроком службы морских сооружений. Для обеспечения сокращения общего срока разработки многопластового месторождения при­бегают к объединению в один объект нескольких пластов, вскры­вая их в скважинах общим фильтром, и применению одновре­менно-раздельной эксплуатации нескольких пластов одной скважиной. Одновременно проводятся большие работы но за­щите металлических конструкций эстакад и отдельных морс­ких оснований от коррозии, чтобы продлить надежность их службы в условиях коррозионной среды (морская вода). Для защиты от коррозии используют катодную защиту и специаль­ные антикоррозионные покрытия.

Наиболее активно коррозия проявляется в зоне смачивания несущих конструкций основания морской водой. Поэтому перио­дически обновляется антикоррозионное покрытие этой части мор­ских сооружений.

Малые размеры площадок и кустовое расположение сква­жин, расстояние между устьями которых нередко достигает всего 1,5 м, обусловливают дополнительные сложности в ис­пользовании и обслуживании оборудования для добычи нефти и особенно в условиях механизированных способов эксплуата­ции.

Для рационального использования площади кустового ос­нования при эксплуатации скважин ШСН находят применение безбалансирньте станки-качалки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: