По теории Маркса, история создается благодаря сложному взаимовлиянию человеческих действий и структурных условий (классового деления и общественно-экономических формаций). Подобная взаимная связь выражается категорией «практика». Выделенное Марксом, это понятие становится центральным для одного из направлений марксизма, известного как «гуманистическая», или «деятельностная», школа. Среди ее представителей - Антонио Грамши, Дьердь Лукач (1885-1971) и Эрих Фромм.
Маркс отчетливо осознавал взаимозависимость различных уровней. «... обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства» (цит. по: 258; 129). О том же говорится и в третьем тезисе о Фейербахе (1845): «Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан» (цит. по: 258; 204).
|
|
Именно в этом контексте Маркс вводит понятие «практика», определяя ее как сферу, в которой человеческие действия и структурные условия (классы, формации) взаимопроникают друг в друга. «Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и «быть рационально понято только как революционная практика» (цит. по: 258; 204). В другом месте он подчеркивал: «В революционной деятельности изменения самого себя совпадают с изменением обстоятельств» (цит. по: 258; 199).
Некоторые комментаторы полагают, что Марксова теория практики «дает ключ к пониманию развития его основных взглядов - от ранних рассуждений к зрелым идеям» (43; xi). По их мнению, в данной концепции он стремился достичь синтетичекой, многомерной модели общества. «Маркс искал преодоления крайней односторонности идеалистической и материалистической доктрин в новом собственном диалектическом синтезе» (460; 2). Идея практики, перекидывающей мостик между индивидами и социальными обстоятельствами, была воспринята сторонниками «деятельностного марксизма», в частности Грамши и Лукачем. Первый относился ко всей теории Маркса как к «философской практике» (161) и посвятил большинство своих работ демонстрации того, что «эффективная человеческая деятельность не зависит ни от чистой воли, ни от внешних сил, но зависит от особого вида взаимодействия объективных условий и творческого духа человека» (128; 121). Второй расценивал практику как «центральную концепцию» Маркса (246; xviii), в которой главное - диалектическое слияние субъекта и объекта.
Что является той конечной причиной, той силой, которая мобилизует социально-историческую практику, обеспечивает сложный, многоуровневый процесс созидания истории? На каком уровне теоретического знания она постигается? «Деятельностная интерпретация» отрицает любые фаталистические и финалистические предположения, равно как и механические модели, и провозглашает активную роль социального субъекта (масс, классов, социальных движений, лидеров и т.д.), влияющего на ход истории. В работах Маркса имеется несколько хороших текстуальных подтверждений такого деятельного образа исторического процесса. «Первая предпосылка всякой человеческой истории, писал Маркс, - это, конечно, существование живых человеческих индивидов» (цит. по: 258; 127). Он считал также, что история есть не что иное, как создание человека человеческим трудом и возникновение природы для человека; он таким образом имеет очевидное доказательство своего самотворчества, созидания самого себя (см.: 137; 26). Маркс цитирует Вико, явно соглашаясь с ним: «Человеческая история тем отличается от естественной истории, что первая сделана нами, вторая же не сделана нами» (цит. по: 137; 15). Итак, идея творческой конструктивной природы исторического процесса четко прослеживается как в ранних, юношеских работах Маркса, так и в его зрелых произведениях.
|
|
Оба лидера «деятельностной интерпретации» подхватили эту мысль. Для Грамши «история есть воля людей, которые действуют на природу, чтобы изменить свой мир, достичь своих целей, удовлетворить свои нужды» (162; 64), или: «история - это продолжительная борьба индивидов и групп за изменение того, что существует в любой данный момент» (162; 99). Он обращается к цитатам из Маркса, согласно которым решающим фактором истории являются не голые экономические факты, а люди как члены общества, люди, взаимодействующие друг с другом и развивающие благодаря этим контактам (цивилизация) коллективную социальную волю; люди, которые приходят к осознанию, пониманию экономических фактов, подчиняют их собственной воле, так что они становятся движущей силой экономики, творцами объективной реальности (цит. по: 128: 90).
Как отмечает современный автор, «акцент переносится с рассуждений о структурных детерминантах на человека как творца собственной истории» (128; 64). Лукач подчеркивает ту же мысль:
«История уже не является загадочным потоком, которому подчиняются люди и вещи, предметом, который объясняется вмешательством трансцендентных сил и осмысляется ссылкой на трансцендентные ценности. История - продукт (хотя и бессознательный) собственной активности человека... Все, из чего она состоит, ведет в конечном счете обратно к человеку и отношениям между людьми» (246; 186).
Очевидно, что человеческие действия происходят не в вакууме, их нельзя считать ни случайными, ни абсолютно свободными. Маркс выдвинул идею, согласно которой историю творят люди, и обозначил две границы, два параметра, ограничивающих поле их творчества. Первый связан с возможностями людей - с тем, что они собой представляют и, следовательно, что в состоянии совершить. То есть в этом смысле можно сказать, что творение истории обусловливается «снизу». Согласно знаменитому утверждению Маркса и Энгельса, история не делает ничего; она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается ни в каких битвах»! Не «история», а именно человек, действительный, живой человек - вот кто делает все это, всем обладает и за все борется. «История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» (цит. по: 258; 125).
Второе ограничение связано с обстоятельствами, в которых люди живут и действуют. Эти обстоятельства определяются характером структур и фазой трансформации. То есть в данном случае можно сказать, что творение истории обусловливается «сверху». По словам Маркса, люди делают свою собственную историю не так, как им хотелось бы. Они не выбирают обстоятельства, а вынуждены действовать в тех условиях, которые они застают, которые существуют или унаследованы из прошлого (278; 97).
|
|
Какова природа этих обстоятельств? В ответе на данный вопрос в максимальной степени проявляется понимание Марксом «деятельности». Он убежден, что структуры, ограничивающие реальные действия, полностью созданы предыдущими поколениями.
«...люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная сила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности. Таким образом, производительные силы - это результат практической энергии людей, но сама эта энергия определена теми условиями, в которых люди находятся, производительными силами, уже приобретенными раньше, общественной формой, существовавшей до них, которую создали не эти люди, которая является созданием прежних поколений» (цит. по: 258; 130).
Накопление последовательных действий, осуществляющихся внутри существующих структур, приводит к образованию новых структур, которые, в свою очередь, накладывают свои ограничения. Маркс считал, что история есть не что иное, как результат деятельности отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему предшествующими поколениями. С одной стороны, продолжается традиционная активность по полному изменению обстоятельств, а с другой - трансформируются старые обстоятельства вместе с полностью измененной деятельностью (см.: 137; 211).
В итоге деятельностный потенциал субъектов постепенно обогащается, и структуры подвергаются постепенному развитию. Маркс писал об этом так
:»Благодаря тому простому факту, что каждое последующее поколение находит производительные силы, добытые прежними поколениями, и эти производительные силы служат ему сырым материалом для нового производства, - благодаря этому факту образуется связь в человеческой истории, образуется история человечества, которая в тем большей степени становится историей человечества, чем больше развились производительные силы людей, а следовательно, и их общественные отношения» (цит. по: 258; 130).
|
|
Итак, каждая фаза процесса изменяет начальные условия и поле возможностей, которые открываются для следующей фазы созидания истории. Практические действия осуществляются в обстоятельствах, унаследованных от более ранней фазы. Но конечной причинной силой, приводящей всю эту сложную последовательность в движение, является человек, наделенный способностью к преобразованию и самопреобразованию.
Исторический материализм - наиболее сложная теория социальных и исторических изменений, которая попыталась спасти эволюционалистскую веру во всеобщий прогресс человеческой истории и показать, что этот прогресс является результатом совокупных человеческих действий. Другими словами, Маркс все еще полагал, что существует историческая судьба, но считал, что ее вершат не боги, Дух или Провидение, а сами люди. В этом смысле исторический материализм обеспечивает связь между традиционной и современной теориями социальных изменений. Одной ногой Маркс прочно стоит в XIX в., но другую уже перенес далеко в XX в. Марксистский исторический материализм подготовил концептуальную почву для двух получивших широкое распространение подходов к историческим изменениям, которые доминируют в конце XX в.: исторической социологии и теории деятельности. Они-то и будут предметом нашего обсуждения в следующих главах.