Общая характеристика уголовного судопроизводства и его назначение.
Уголовное судопроизводство – урегулированная нормами уголовно-процессуального права деятельность органов дознания, следователей, прокуроров и судов по УД о преступлениях, то есть деятельность по возбуждению УД, его расследованию, судебному разбирательству, вынесению приговора (иного решения по делу), пересмотру решения в вышестоящих судах, исполнению вступившего в законную силу судебного решения.
В узком смысле – только стадия судебного разбирательства.
Уголовно-процессуальная деятельность слагается из системы процессуальных действий, в которых кроме органов государства (должностных лиц) участвуют лица, в том или ином процессуальном положении вовлекаемые в производство по делу. Для этого участия закон наделяет их процессуальными правами или обязывает к совершению конкретных действий. В одних случаях они совершают процессуальные действия в силу предоставленных им прав или возложенных на них обязанностей (возбуждают ходатайства, заявляют отводы, представляют доказательства, выступают в судебных прениях, обжалуют действия и решения государственных органов и т.д.), в других случаях привлекаются к участию в деле, например в качестве обвиняемого, участвуют в проводимых следственных действиях (допросах, осмотрах, следственных экспериментах и др.) или подвергаются мерам принуждения. В действиях, совершаемых органами, ведущими уголовное производство по делу, лица, участвующие в деле, реализуют свои права. (Например, следователь по ходатайству' обвиняемого или потерпевшего назначает проведение экспертизы.)
|
|
Уголовно-процессуальная деятельность — это система процессуальных действий, совершаемых как органами государства, так и всеми участвующими в производстве по делу лицами.
В соответствии со ст. 2 УПК задачами уголовного судопроизводства являются:
1) быстрое и полное раскрытие преступлений;
2) изобличение виновных;
3) правильное применение любых законов, с тем чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;
4) предупреждение преступлений;
5) охрана прав и законных интересов участников процесса, интересов общества и государства;
6) воспитание законопослушных граждан.
Уг-проц законодательство и тенденции его развития в эпоху реформ.
Совершенствование уг-проц законодательства в сторону его демократизации и соответствия международно-правовым стандартам выразилось в принятии 18 декабря 2001 г. УПК РФ, и последующих изменений и дополнений УПК РФ, внесенных за последние годы, а также в законодательных актах о статусе судей, о прокуратуре и др.
|
|
Эти изменения и дополнения осуществляются в русле идей, заложенных в концепции судебной реформы, но весь уголовный процесс пока не приведен в соответствие с концепцией судебной реформы и принципами, закрепленными в Конституции РФ 1993 г.
Судебную реформу как одно из направлений формирования правового государства нельзя понимать узко, как относящуюся только к положению и деятельности суда или к отдельным частным поправкам и дополнениям действующего законодательства. Это коренное преобразование всей организации государственных органов, ведущих уголовный процесс, это существенные изменения в принципах и порядке судопроизводства, положении личности в уголовном процессе.
Судебная реформа предполагает организацию предварительного следствия, которая бы укрепила самостоятельность и ответственность следователя за проведенные действия и принятые решения, приводила к правильному соотношению оперативно-розыскной и следственной деятельности, обеспечивала подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим и другим участникам процесса надежные гарантии их прав при проведении предварительного расследования, в том числе и путем предоставления им права обжаловать в суд действия и решения следователя и прокурора, обеспечивала равенство сторон и состязательность судопроизводства.
Идеи радикальных изменений уголовного процесса, его принципов, форм в сторону демократизации и гуманизации выражены в концепции судебной реформы в РФ:
· в новом законодательстве должны быть исключены все рудименты обвинительной роли суда, имеющиеся в действующем УПК, (право суда возбуждать уголовные дела; обязанность суда, а не прокурора-обвинителя, направлять подсудимому копию обвинительного заключения; обязанность суда восполнять пробелы предварительного расследования за счет самостоятельного поиска доказательств; оглашение судом обвинительного заключения и пр.)
· уголовный процесс должен быть построен на началах состязательности.
Ключевые положения судебной реформы наряду с введением суда присяжных:
· дифференциация форм уголовного судопроизводства;
· судебный контроль за законностью и обоснованностью производства на ранних стадиях процесса;
· развитие принципа состязательности на досудебных стадиях процесса и в судебном разбирательстве;
· лишение правосудия обвинительных черт;
· определение жестких критериев допустимости доказательств и введение практики правил своевременного исключения недопустимых доказательств;
· расширение прав сторон по собиранию и приобщению доказательств
Усиление судебного контроля за соблюдением конституционных прав и свобод граждан на предварительном следствии состоит в том, что только по решению суда должен быть возможен арест, заключение под стражу, обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров.