Концепция отношений личности

Что такое отношения личности? Кто стоит у истоков отечественной психоло­гии отношений? На основе каких критериев выделяются виды отношений? Под влиянием каких факторов формируется и изменяется система отноше­ний личности?

Что такое отношения личности?

В психологии, начиная с В.Н. Мясищева, основоположника отечественной концепции отношений личности, «отноше­ние» определяется как «психологическая связь человека с ок­ружающим его миром вещей и людей»1. Отношения личности Образуют систему, которая включает в себя отношение к пред­метам и явлениям внешнего мира (субъект-объектные отно­шения), отношение к другим людям (субъект-субъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотно­шение). Традиционно отношения личности к различным со­циальным объектам и ситуациям изучаются в психологии как социальные установки, или аттитюды, личности. В западной психологии история изучения аттитюдов началась в 1918 г.,.когда было дано определение аттитюда как «психологическо­го переживания индивидом ценности, значения, смысла соци­ального объекта». С тех пор в зарубежной психологии накоп­лен немалый опыт в изучении аттитюдов, Определены их функции и структура.. В отечественной психологии ВА. Ядовым была предложена «иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности», объединяющая установки личности различных уровней; 1) элементарны фиксированные установки (формируются в простейших ситуациях на основе витальных потребностей); 2) социальны фиксированные установки (формируются в малой группе н основе потребности человека в общении); 3) базовые социальные установки (формируются в более широких социальны областях — в трудовой сфере, сфере досуга — на основе фундаментальной потребности человека в активности); 4) ценностные ориентации личности.

Кроме отношений в русле социальных установок личность в психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация. Аттракция — это воз никновение при восприятии одного человека другим его при влекательности для субъекта восприятия. При изучении аттракции главное внимание уделяется выяснению факторе! влияющих на формирование симпатии или антипатии к объекту восприятия; так, установлено, что одним из главных фак торов возникновения аттрактивных отношений являете внешняя привлекательность, компетентность людей. Аффилиаиия — это стремление человека быть в обществе других лю дей, ориентация личности на поддержку со стороны другой человека. В результате многочисленных экспериментов выявлено, что люди обладают различным уровнем выраженности аффилиативных тенденций, которые определяют их отношения друг к другу.

Таким образом, «отношение» — более широкое понятие чем «социальная установка», «аттракция» или «аффилиациж Отношения личности как психологическое явление характеризуются следующими сущностными чертами'.

1) отношения человека связаны с его потребностями (физиологическими и в первую очередь с психологическими). От ношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (буд то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность. Эта связь или, иначе говоря, отношение субъекта к объекту, проявляется, по мнению В.Н. Мясищева, в «переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им». Например, отношение ребенок к матери детерминировано как его физиологическими потребностями, так и психологическими потребностями в защите и безопасности. В психологии рассматривают следующие психологические потребности, опосредующие отношения чеювека к себе и другому: потребность в установлении близких отношений; в контроле себя и других; потребность во включе­нии в различные социальные группы; потребность в самоува­жении, в позитивной оценке; потребность в понимании, в со­чувствии, в опеке; потребность быть нужным, значимым;

2) в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействием человека с человеком. Возникновению от­ношения предшествует этап восприятия (отражения) субъек­том объекта и оценки (на основе отражения) его потенциаль­ных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей. Таким образом, в результате отражения лично­стью окружающей действительности формируется отноше­ние, которое проявляется затем в формах взаимодействия, за­крепленных в речи и экспрессивном поведении личности;

3) отношение есть одновременно процесс и результат об­щения и взаимодействия; его структура состоит из когнитив­ных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На осно­ве их сочетания определяются вид и тип отношений. Отноше­ние как процесс проходит в своем развитии определенные [этапы: формирование отношения, развитие отношения, ста­билизация иди распад отношения. Отношение как результат имеет определенные параметры: знак, интенсивность, модаль­ность, осознанность и т.д.

Наряду с понятием «отношение» в психологии используют понятия «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения»,

Межличностное отношение— это вид отношений личнос­ти, раскрывающийся в отношении к другому, это субъект-субъектное отношение. Оно является одним из компонентов системы отношений личности наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира. Для обозначе­ния межличностных отношений в психологии используют термин «взаимоотношение»; для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения, или взаимоотношения, есть ре­зультат взаимного восприятия, познания, воздействия, влия­ния, оценки, есть, по словам КА. Абульхановой-Славской, «не­который идеальный продукт взаимных усилий». Иногда тер­мин «взаимоотношение» сводится к понятию «отношение»;

Так, В.И. Паниотто пишет в книге «Структура межличностных отношений» (1975) о том, что «взаимоотношение Л и В — это совокупность отношения В и отношения В кА (точнее, сис­тема этих отношений, ибо они, как правило, тесно взаимосвя­заны и представляют собой некоторую целостность, а не про­сто совокупность)». Наконец, термины «отношение» и «взаи­моотношение» используют для обозначения разных этапов динамики отношений. Например, Л.Я. Гозманом (1987) пока­зано, что на этапе зарождения отношение представляет собой «индивидуальный феномен», характеризующийся направлен­ностью от субъекта отношения к объекту отношения; по мере развития индивидуальное отношение превращается во взаи­моотношение, или «диадическое отношение».

В отличие от межличностных отношений под, межгруппо­выми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между со­циальными группами, а также обусловленный им способ взаи­модействия групп»1.

На настоящий момент в психологии выделены два основ­ных направления в исследовании отношений личности;

структурное и динамическое. В рамках структурного направ­ления ведется работа по изучению различных компонентов отношения, осуществляется поиск методического инструмен­тария для их измерения. Общепризнано выделение в строении отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

Динамическое направление изучения отношений челове­ка предполагает рассмотрение их как процесса с момента воз­никновения до распада. Основу этого направления составляет фундаментальное положение о динамичной природе отно­шений личности, разрабатываемое В.Н. Мясищевым, ХИ. Ан-цыферовой, К.А. Абульхановой-Славской, И.С. Коном и др В рамках динамического направления получены сведения о формах динамики отношений. Например, выделены две фор­мы динамики отношений: развитие, к которому относятся но­вообразования в сфере отношений, необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функ­ционирование, включающее в себя обратимые изменения в

1 Словарь социально-психологических понятий. М., 1987.

Пределах сложившейся организации личности. Данный тип динамики называют также ритмами отношений, под которы­ми понимают периодическое изменение параметров отноше­ний (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени.

Таким образом, среди понятий «отношение», «межличност­ное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отно­шения» самым широким является понятие «отношение», кото­рое рассматривается как психологическая связь субъекта с объектом (в качестве которого может выступать сам субъект, другой человек, предметы и явления окружающего мира или социальная группа). Понятие «межличностные отношения» охватывает область отношений между людьми, а «межгруппо­вые отношения» — между социальными группами. Понятие ^взаимоотношение» отражает качество сложившихся отноше­ний, а именно: их взаимность, степень симметричности.

'В основе отечественной концепции отношений лежат взгляды двух известных русских ученых — Александра Федоровича Лазурского (1874—1917) и его последователя Владимира Нико­лаевича Мясищева (1893—1973). Они заложили основы отече­ственной концепции личности. В ней отношениям человека отведено центральное место.

А.Ф. Лазурский первым в отечественной психологии обра­тился 1с понятию «отношение». В его понимании отношение

представляет собой некую интенцию, «склонность», «интерес* личности к той или иной стороне жизни, к другому человеку и к самой себе. Совокупность свойственных человеку склоннос­тей составляет его характер. Таким образом, отношение становится центральной категорией, сквозь призму которой рас­сматриваются другие фундаментальные психологические по­нятия. В 1912 Г. Лазурский публикует «Программу исследова­ния личности», которая направлена не только и не столько на изучение эндопсихики человека (темперамент, характер, пси­хические процессы), сколько на изучение системы отноше­ний личности к окружающему миру, к среде, через которую только и можно познать человека.

Заслугой Лазурского является также и то, что он выделил характеристики, «стороны» отношений (в терминологии авто­ра, а в современной терминологии — «параметры» отноше­ний). По его мнению, таких параметров семь и они являются базовыми характеристиками отношений. Первый пара­метр, выделенный Лазурским, — это модальность отноше­ния. Отношения могут быть положительными, отрицательны­ми или безразличными. Позднее под модальностью стали по­нимать содержательные характеристики отношения или, в терминологии Лазурского, качественные особенности отно­шения. Второй параметр — степень интенсивности от­ношения. Третий параметр — качественные особеннос­ти отношения. Четвертый пара метр — уровень разви­тия и дифференцированности отношения (дифференцированность отношений здесь — «обилие оттенков»). Пятый параметр отношений — степень сознательности отноше­ния. Шестой параметр — степень культурности форм от­ношения или его осуществления (В.Н. Мясищев эту характеристику отношения трансформировал в такое понятие, как фор­ма обращения). Седьмой параметр отношений — широ­та или объем отношения, т.е. количество объектов, привлекаю­щих интерес данного человека или количество сторон объек­та, на которые распространяется отношение в каждом кон­кретном случае.

Исследования Лазурского были продолжены его учеником, крупным психологом-теоретиком, психиатром, психотера­певтом ВН.Мясищевым. Выбор Мясищевым той научной обла­сти, которой он и посвятил жизнь, определил тот факт, что после ранней смерти Лазурского он готовил к печати его неза­конченный труд «Классификация личностей». Идеи Лазурско­го настолько увлекли Мясищева, что впоследствии он развил некоторые его положения и создал концепцию отношений личности. Для Мясищева отношение — это основополагаю­щая категория, которая описывает положение человека в ми­ре, подчеркивает его активную роль и является движущей си­лой личности. Он определяет отношения личности как «цело­стную систему индивидуальных, избирательных, сознатель­ных связей личности с различными сторонами объективной действительности». Эта система отношении представляет со­бой единство трех взаимосвязанных компонентов: 1) отноше­ние человека к людям; 2) отношение человека к себе; 3) отно­шение к предметам внешнего мира. Мясищев вслед за Лазурскйм подчеркивает, что отношения (к себе, к другому, к миру), приобретая устойчивость, становятся характерными для лич­ности (т.е. становятся чертами характера) и проявляются в ти­пичных для личности способах выражения этих отношений. Мясищев считал, что в основе формирования отношения лежит процесс отражения человеком окружающего его мира } людей и вещей. Данное положение позже стало одним из ^принципов изучения личности в общении, принципом единства образа (отражения человека человеком), отношения и обращения.

Еще одним важным понятием, введенным Мясищевым в | психологию отношений, является понятие «динамика отношений личности», т.е. процесс развития отношений в сторону.большей сознательности (от неосознаваемых отношений к «сознательным); дифференцированности (от недифференцированных отношений, например, от потребности, которую ^Мясищев рассматривал как одну из элементарных форм отно­шения, к дифференцированным эмоциональным отношениям дружбы или вражды); устойчивости (от фрагментарных, неустойчивых отношений к устойчивым, составляющим ядро личности) и т.д. Мясищев связывал уровень развития отноше­ний с определенным уровнем развития личности.

Созданная Лазурским и Мясищевым концепция отношений; И сегодня, на пороге XXI в., составляет ядро отечественной психологии личности и общения. Она успешно развивается их учениками и последователями.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.. Подготовьтесь к коллоквиуму по указанному произведению. Сформулируйте не менее 10 дискуссионных вопросов.

Материалы: В.Н.Мясищев. «Психология отношений».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Приведите примеры ситуаций, в которых используются приемы аттракции, опишите эти приемы, проанализируйте их эффективность.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 10. Социальное поведение личности.

1. В лекции были рассмотрены два основных значения понятия социальная (жизненная) ситуация и, соответственно, различные подходы к определению ТЖС. Напомним, что один из подходов трактует ТЖС с точки зрения объективности складывающихся жизненных условий и обстоятельств и требует их анализа как стрессогенных факторов. Другая возможность анализировать ТЖС связана с интра-психологическими причинами их возникновения в жизни индивидов: жизненные кризисы- следствие индивидуального понимания и интерпретации человеком происходящих с ним событий. Поэтому одно и то же событие может воприниматься и оцениваться разными людьми по-разному: для одного неудача, например, на вступительных экзаменах становится катастрофой, заставляющей опустить руки, а для другого сигналом для мобилизации перед повторной попыткой.

Каждое из приведенных объяснений природы ТЖС по своему правильное. Однако в реальной жизни всегда имеет место сочетание ситуативных и интра-психологических факторов. Для того, чтобы лучше понимать свое состояние, связанное с ним поведение, находить причины возникновения ТЖС и способы борьбы с ними, полезно принимать во внимание обе стороны, определять сочетание различных факторов применительно к конкретной жизненной ситуации. Поэтому Вам предлагается познакомиться с моделью ТЖС, включающей как ситуативные, так и интра-психологические факторы.

§ 1. Ситуативные факторы ТЖС.

К обобщенным ситуативным факторам ТЖС мы относим: 1) наличие неопределенных, дезориентирующих элементов среды; 2) дегуманизация отношений; 3) специфические приемы стимулирования поведения людей.Кратко рассмотрим каждый из этих факторов.

1. Наличие неопределеных, дезоринтирующих элементов среды. Жизнь, на самом деле, сложна из-за того, что человек подвержен влиянию очень большого количества разнообразных обстоятельств, событий, других людей. Из-за этого нелегко бывает прогнозировать собственные действия, строить планы, определять цели. Для того чтобы, с одной стороны, убедиться в этом, а с другой потренироваться в преодолении указанного неблагоприятного фактора, выполните следующие два упражнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: