Квалификационные категории работников физкультурно-спортивных организаций

Одним из важных инструментов мотивации труда работников физической культуры и спорта является присвоение им квалифи­кационных категорий.

Квалификационная категория — это соответствующий норма­тивным критериям уровень квалификации, профессионализма и про­дуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогиче­ского и управленческого труда, обеспечивающего работнику воз­можность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Министерством образования Российской Федерации в 1995 г. утверждены Требования к квалификации педагогических работ­ников учреждений образования при присвоении им квалифика­ционных категорий.

Педагогическим работникам учреждений образования преду­смотрено присвоение второй, первой и высшей квалификацион­ных категорий.

Работник, претендующий на присвоение второй квалификаци­онной категории, должен соответствовать следующим требованиям:

по уровню квалификации иметь знания и умения, превышаю­щие требования стандартов педагогического или другого профес­сионального образования, в области: основ теории педагогики, психологии, валеологии и возрастной физиологии; содержания базового компонента преподаваемого предмета; методик обуче­ния и воспитания;

по уровню профессионализма владеть и применять в практи­ческой деятельности: широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образо­вательного процесса; элементарные методы и средства педагоги­ческой диагностики; основные формы дифференциации контин­гента обучающихся; основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся; со­здавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;

по уровню продуктивности: практика работы педагога способ­ствует сохранению контингента обучающихся, с которыми не­посредственно взаимодействует педагог; уровень подготовки обу­чающихся соответствует требованиям федеральных компонен­тов Государственного образовательного стандарта и является вы­соким в данном образовательном учреждении.

Работник, претендующий на присвоение первой квалификаци­онной категории, должен отвечать требованиям второй квалифи­кационной категории и, кроме того:

по уровню квалификации иметь знания и умения, превышаю­щие требования стандартов педагогического или другого профес­сионального образования, в области технологий индивидуализа­ции образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики; в совершенстве владеть базовым ком­понентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смеж­ным дисциплинам; уровень теоретических знаний должен позво­лять педагогу вести преподавание на различных уровнях;

по уровню профессионализма владеть и применять в практи­ческой деятельности: современные педагогические технологии; элементы технологий педагогики развития личности; методики анализа учебно-методической работы по предмету; учитывать пси­хологические особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса; уметь решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склон­ностей, способностей, интересов и состояния здоровья категори­ями обучающихся, в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ;

по уровню продуктивности: уровень подготовки обучающихся является высоким по профилю в муниципальной системе образо­вания (районе, городе).

Работник, претендующий на присвоение высшей квалификаци­онной категории, должен отвечать требованиям первой квалифи­кационной категории и, кроме того:

по уровню квалификации осваивать новейшие достижения пе­дагогической науки и практики, профильной области знаний; уровень квалификации позволяет творчески решать практические задачи;

по уровню профессионализма осуществлять оптимальный от­бор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) са­мостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению; создавать условия для реали­зации креативных (творческих) возможностей обучающимися; владеть и применять в практической деятельности исследователь­ские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспита­ния, методики управления и прогнозирования педагогического процесса, приемы планирования и организации самообразования обучающихся;

по уровню продуктивности: уровень подготовки обучающихся является высоким по профилю в системе образования конкретно­го субъекта Российской Федерации, отраслевого министерства или ведомства Российской Федерации Присвоение квалификационных категорий тренерам-препода­вателям по спорту и инструкторам-методистам осуществляется в связи с выполнением ими определенных требований (приложе­ния 4 и 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: