Задание 8

1.Социология образования

2.Этапы процесса образования: дошкольный, начальная школа, среднее, высшее. Массовое и элитарное образование. Государственные и частные учебные заведения.

3.Централизованное и децентрализованное образование. Техническое и гуманитарное образование. Образование и успех. Образование и карьера. Образование и заработок.

Задание 9.

1. Возникновение экономической социологии и ее становление в мировой науке.

2.Специфика и статус экономической социологии.

3.Социологический анализ экономических процессов, социальные проблемы рыночной экономики.

Задание 10.

1. Взаимосвязь между экономическим развитием общества, ее политической структурой и стабильностью-важная проблема социологического исследования.

Задание 11.

1. Семья как социальный институт. Структура и функции семьи.

2. Модернизация семьи в XX веке: падение рождаемости, становление нуклеарной семьи, рост числа разводов и незарегистрированных браков.

Задание 12.

1.Сущность культуры. Культура и социализация.

2. Социология культурного конфликта: аномия (нарушение единства культуры вследствие недостаточной ясности социальных норм) и культура «запаздывающей» модернизации.

3.Понятие субкультуры и контркультуры. Социологический анализ особенностей казахской культуры, изменение традиционно казахских ценностей в современных условиях.

Задание 13.

1.Социология массовых коммуникаций - одно из современных направлений в социологии.

2. Закономерности имеханизмы массовой коммуникации. Средства массовой коммуникация (кино, печать, Интернет, театр, радио и телевидение, музыка, дизайн, мода идр). Массовая коммуникация и культура.

Задание 14.

1. Понятие конкретного (эмпирического) социологического исследования. Социальная информация и ее виды.

2 Определение цели и задач, уточнение понятий, предварительное описание объекта, формирование гипотез.

3. Основные методы сбора информации, их классификация.

4. Выборочный метод и его основные понятия (генеральная и выборочная совокупность, репрезентативность и др.), типы выборки.

Задание 15.

1. Анализ и обобщение информации с применением технических средств обработки.

2. Проблема репрезентативности полученных данных. Этические принципы исследовательской работы.

3.Анонимность проводимых исследований. Особенности социологического исследования экономических, политических, социальных процессов.

Ситуационные задачи.

Вариант-1.

1. Существует такое выражение: познание – путь ученого незнания, т.е. постижение человеком меры собственного невежества. Как вы его понимаете? Раскройте смысл сказанного.

2. Попытайтесь рассмотреть с позиций психологии, экономики и социологии следующие факты: супруги обсуждают покупку дивана, юноша уступает место старушке, контролер проверяет билеты в пригородной электричке, кандидат в депутаты проводит предвыборную агитацию.

3. Подумайте – индивидуально или в группе – над тем, какой круг явлений (список референтов) могут охватывать следующие термины и понятия: оборонная промышленность, ветераны войны, обманутые вкладчики, электорат политической партии, коммерческие банки, маргиналы.

4. Докажите, что все социальные науки, если судить о предмете этих наук относятся к разряду поведенческих наук.

5. Определите сходство и различие между антропологией и социологией.

6. Проведите разграничения между научной школой, отраслью социологии, специальной социологической теорией, научной дисциплиной.

7. Каким образом социолог в своем исследовании использует обыденную картину мира? Как связаны между собой жизненный опыт и личная картина мира? Объясните свой ответ.

8. Можете ли вы с уверенностью сказать, что сегодня на земле можно встретить любой из существовавших в прошлом тип общества?

9. Что такое индустриальное общество и когда оно возникло?

10. Когда появилось постиндустриальное общество? В чем выражаются его характерные особенности?

11. Что такое неграмотность и функциональная грамотность?

12. Как финансируется наука и высшее образование в Казахстане по сравнению с другими странами? А каков результат?

13. Что дала обществу коммерциализация образования и науки? Укажите как негативные, так и позитивные последствия?

14. Какую историческую эволюцию прошло школьное и университетское образование?

15. Опишите развитие социологии образования в нашей стране.

16. Что такое семья? Раскройте это явление с разных сторон.

17. Чем различаются два понятия: семья как социальный институт и семья как малая группа.

18. Каким образом распределяются обязанности родителей и детей в Вашей семье? Опишите ситуацию.

19. Чем различаются нуклеарная и многопоколенная семья?

20. Каковы причины развода и его последствия для ребенка? Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой развода?

21. Почему распадаются семьи? Приведите конкретные примеры.

22. Почему только угроза заставляет людей полнее осознать свою принадлежность к группе? Какую роль играет здесь взаимная зависимость членов группы?

23. Почему возникают семейные конфликты и в чем их суть? Проанализируйте конфликты в своей семье. Как они возникают и как разрешаются?

24. Живых существ, ведущих совместный образ жизни, ученые именуют социальными животными. А можно ли отнести к ним львов, коров, воробьев и шакалов? Ведь они тоже ведут коллективный образ жизни. А может быть, им чего-то не хватает для того, чтобы, подобно пчелам, быть окончательно зачисленными в разряд социальных животных?

25. Примените признаки общества к следующим объединениям людей: предприятие, городской район, банк, профсоюз, деревня, союз писателей, научно-исследовательский институт, воинская часть, религиозная община, автономная область, школа, семья. Определите, каким критериям соответствуют и каким не соответствуют эти объединения?

26. Порассуждайте о взаимосвязи четырех сфер общества на конкретных примерах, скажем, невыплата зарплаты кому-то из членов семьи и его политические симпатии.

27. Как бы вы объяснили причины того, что в течение нескольких десятков тысяч лет существования человеческого общества (если вести отсчет с родоплеменного строя, возникшего 40 тыс. лет назад) люди не задумывались о мировом сообществе и не ощущали потребности в нем?

28. Сообщите о том, как политические партии борются за эфирное время, как определяются политические рейтинги, о которых вы слышите в теле новостях, как телевидение влияет на формирование политических предпочтений избирателей.

29. Проведите четкое разграничение между следующими понятиями: мировая система, мировое сообщество, мировая империя, цивилизация, мировая экономическая система.

30. Охарактеризуйте основные этапы развития мировой системы. Как вы думаете, Россия была вовлечена в общеисторический этап формирования мировой системы на ранних ее этапах?

31. В какой степени, на ваш взгляд, в мировую систему включен Казахстан? Какое место Казахстан занимает в ней? Ответ аргументируйте.

32. Как вы думаете, нынешние мировые лидеры – США и страны Западной Европы – навязывают свою волю другим странам благодаря своей финансовой или политической мощи? А может быть, у них есть иные каналы влияния?

33. К какому типу общества вы отнесли бы современный Казахстан? Пользуйтесь простыми и очевидными признаками, тем, что вы можете наблюдать из своего окна или видеть по телевизору: гигантские заводы и гидроэлектростанции, огромные посевные площади, космические спутники, атомные электростанции, кабельное телевидение, неразвитые сфера обслуживания и информатика, заброшенные деревни... Дальше вы продолжите сами и определите тип нашего общества.

34. Представьте себе жизнь первобытных людей. Прочитайте дополнительную литературу. Можно художественную. Объясните, почему женщина и мужчина по-разному делились результатами своего труда. Какие причины вы считаете главными? Различалась ли одежда мужчины и женщины в те времена? А правила поведения? Какие обычаи и нормы первобытной жизни вам известны?

35. Чем различаются оседлый, кочевой и бродячий образы жизни? Можете ли вы привести примеры каждого из них, воспользовавшись фактами из нынешней жизни?

36. Известно, что охота как способ добывания продуктов питания существует также в современном обществе. А чем отличается современная охота от древней?

37. Понятие “огородничество” употребляется применительно к двум эпохам – древней и современной. Нынешние жители часто имеют огород или садовый участок за городом. Сравните древний и современный огород. В чем вы видите сходство, а в чем – различие?

38. Составьте небольшой рассказ о том, какую эволюцию претерпели орудия труда и техника с переходом человечества от простого к сложному обществу.

39. Как вы поняли высказывание о том, что с продвижением человечества от простого к сложному обществу наблюдалось усложнение социальной организации общества? В чем конкретно выражалось такое усложнение?

40. Почему в качестве синонимов термина “постиндустриальное общество” ученые используют понятия “третья индустриальная революция” и “кибернетическое общество”?

41. Влияние развитых стран на слаборазвитые сказывается негативно, помимо всего прочего, еще и в сфере потребления. В США. Японии или Франции уровень потребительских запросов населения довольно высокий: плохую продукцию там не покупают. Но она все-таки производится. Как вы думаете, куда она направляется? Как воздействует потребительский бум на образ жизни и ценностные ориентации аборигенов?

42. С помощью закона неравномерного развития народов объясните различия в темпах развития промышленной революции в разных странах и регионах? Почему промышленная революция длилась в России дольше, чем в Англии? Какие преобразования здесь запаздывали?

43. В чем заключается сходство и различие двух процессов – урбанизации и индустриализации? Найдите плюсы и минусы у того и другого.

44. В некоторых древних обществах для полива земли использовались глиняные кувшины. Такой способ назывался кувшинным орошением. А какие еще способы орошения земли вам известны? Опишите их. Использовали ли древние люди в качестве средств орошения колодцы и оросительные каналы?

45. Охарактеризуйте один-два социальных института общества, скажем, религию и семью, их историческую эволюцию, функции в обществе, социальные организации, в него входящие, а также традиции, обычаи, статусы и роли.

46. Как вы думаете, почему производству как социальному институту 2 млн. лет, семье – только 500 тыс. лет, а государству и того меньше – лишь 5-6 тыс. лет? То, что возникает позже, сложнее того, что возникает раньше? А может ли быть так, что сложное создается позже именно потому, что оно более сложное? Но тогда можете ли вы утверждать, что государство сложнее производства? А может быть, это равновеликие по сложности социальные институты? Но тогда почему одному потребовались для своего формирования миллионы, а другому – тысячи лет?

47. Если под институтом понимать закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения, то можно ли отнести к социальным институтам такие явления, как крещение, адвокатура, рынок труда, парламент, обручение, отцовство, имя наречение, биржу?

48. Как вы думаете, почему называются социальными институтами следующие явления: институт английских дворецких, институт промышленных инструкторов, институт младших офицеров, институт опекунства, институт частного образования, институт гувернерства.

49. Какой путь прошла казахская интеллигенция и какую роль в обществе она выполняет? Чем различаются образование и просвещение? Интеллигенты – это просвещенные или образованные люди?

Вариант-2

50. Опишите основные этапы добрачного поведения. Попробуйте составить сценарий своего первого знакомства.

51. Кто в Вашей семье лидер – мать или отец? Дайте анализ проблемы.

52. Подумайте и ответьте, почему жить в браке и жить вместе – не одно и то же?

53. Выполнение обязанностей мужем и женой могут принимать следующие формы:

· муж выполняет только свои, а жена – свои обязанности,

· муж не выполняет свои обязанности, а жена свои выполняет,

· муж выполняет свои обязанности, а жена нет,

· муж выполняет женские обязанности, а жена мужские.

Что произойдет в каждом из этих ситуаций – скандал, развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации.

54. Родители не устают утверждать, что они выезжают на юг только ради детей. Но вот они с огромным трудом добрались до места, устроились в пансионат, перезнакомились с соседями и местами развлечений. Следующий непременный шаг – они напрочь забывают о детях. Взрослые отдыхают, а вот дети... На них кричат, им все запрещают, во всем их ограничивают, на них срываются, их наказывают. Кажется, что именно они – главная помеха отдыху родителей. Почему такое происходит? Дайте социологический и психологический анализ.

55. Влияние родителей на детей общеизвестно. Однако существует и обратный процесс. Исследование американских психологов показало, что отцы сыновей более мужественны, чем отцы дочерей. Как вы думаете, а что происходит с матерями?

56. Докажите или опровергните следующие утверждения:

· Мотивы вступления в брак во многом определяют характер будущего супружества.

· Часто молодожены переносят на семью стереотипы своих родителей.

· В отношениях с супругом жена чаще прислушивается к советам родителей, чем муж.

· Большинство невест и женихов из сельской местности вступают в брак с партнерами из села.

· Женщины-горожанки чаще выходят замуж за выходцев из села, нежели мужчины-горожане женятся на невестах из села.

57. Что такое жизненный цикл семьи и из чего он состоит?

58. А какой этап жизненного цикла переживает ваша семья? Попробуйте проанализировать ситуацию.

59. Проанализируйте жизненный цикл родительской семьи и составьте динамику изменения ролей в ней.

60. Подумайте, а сохранился ли, пусть в пережиточной, видоизмененной форме, групповой брак сегодня? Можно ли отождествить два понятия: групповой брак и групповой секс? Поразмышляйте над этими проблемами?

61. Подумайте над проблемой раздельного проживания супругов. Моряки на полгода уходят в плавание, а жены остаются на берегу. С длительными командировками связана работа представителей многих профессий. Каких именно? К каким последствиям могут привести разлуки супругов? Можно ли эти факты отнести к категории дислокального брака, присущего примитивным племенам?

62. Ниже приведены названия браков. Загляните в специальную литературу, словари, энциклопедии и попробуйте дать каждому понятию хотя бы краткое определение: традиционная моногамия; бездетный брак; одинокое материнство; холостячество; коммуны; сожительство (двое живут вместе без заключения брачного договора); вторичный брак (после развода); свингинг и групповой секс (женатые или неженатые пары объединяются и меняются партнерами); расширенная семья (добровольно объединившиеся брачные пары, живущие вместе, хотя они не являются родственниками по крови); групповой брак; синтрагамный брак (близкий к двоеженству, двоемужеству); открытый брак.

63. Как строится модель социального пространства? Какие подходы здесь существуют?

64. Что такое социальная структура общества? Почему она представляет жесткий каркас? А может быть, для благополучия общества было бы лучше, если бы социальная структура напоминала мягкую и гибкую систему, которую легко сжимать, наклонять, скручивать и производить иные механические движения?

65. Что лежит в основе любой модели социальной структуры?

66. Что такое социальный статус? Какие статусы вы можете обнаружить у себя?

67. Что такое статусные символы и статусный имидж? Приведите примеры.

68. В чем состоит отличие социального статуса от личного?

69. Чем различаются аскриптивный статус и достигаемый статус?

70. Что такое социальная роль? Приведите конкретные примеры.

71. С помощью какого механизма социальное окружение заставляет людей правильно выполнять свои роли?

72. Какова главная социальная функция статусов и ролей?

73. Из каких компонентов состоит полный социальный статус индивида или социальной группы?

74. В чем заключается сущность “статусной несовместимости” и “статусной кристаллизации”?

75. Назовите параметры осей экономического подпространства.

76. Назовите параметры осей политического подпространства.

77. Назовите параметры осей профессионального подпространства.

78. Сколько всего показателей необходимо измерить эмпирически, чтобы выявить полный социальный статус индивида?

79. Как бы вы построили современную шкалу престижа профессий?

80. Что такое общество? Можно ли Общество охотников считать обществом?

81. Определите, элементами чего (страны, государства, общества) выступают следующие явления: суд, армия, юридические законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, недра, леса, благосостояние, валовой национальный продукт.

82. Вспомните империю Александра Македонского. Попадает ли она под классификацию признаков общества?

83. В какую из четырех сфер общества входят такие явления, как: забота о престарелых, голосование на выборах, обмен валюты, борьба с безработицей, межнациональные конфликты, сбор налогов, посещение выставки или театра.

84. Определите место и роль организаций в современном обществе.

85. Как функционируют организации?

86. Какие основные черты присущи современной бюрократии?

87. Чем неформальные организации отличаются от формальных организаций?

88. Что такое социальная группа?

89. Какие группы общества составляют его элиту?

90. Как можно классифицировать социальные общности?

91. Вам придется проверить свои способности к научному анализу. В качестве объекта исследования выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, братья и сестры, наконец, вы сами. Вам надо проанализировать, каким образом статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих.

92. Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей и у 2-3 знакомых. Сравните их между собой и выясните, какой список получился длиннее.

93. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные независимо от того, каков набор статусов у данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона мира. Назовите еще 3-4 подобных примера.

94. Вам придется проверить свои способности в проведении социологического анализа. В качестве объекта исследования выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, братья и сестры, наконец, вы сами. Вам надо составить статусный портрет каждого члена семьи. Желательно как можно подробнее.

95. Какую роль в развитии общества и усложнении его социальной организации играло право? Почему для соблюдения права потребовалось создавать суды и полицию?

96. Как происходило увеличение численности аппарата управления и усложнение его функций по мере перехода от простого к сложному обществу? В чем конкретно проявлялся этот процесс?

Вариант-3.

97. В чем выражается сущность социальной стратификации? Почему основным показателем или признаком в ней выступает неравенство?

98. Почему модель стратификации П. Сорокина называется многомерной? Как бы вы охарактеризовали ее отличительные особенности?

99. У социального равенства есть три важных признака: равенство перед законом, равенство возможностей, равенство результатов. Что это такое?

100. Чем различаются между собой социальное и экономическое неравенство? Как измерить то и другое?

101. Почему в любом обществе высокие доходы получает наименьшая часть, а средние и наименьшие – большинство населения? А возможно ли такое устройство, при котором низкие доходы получает меньшинство, а высокие – большинство населения?

102. Что такое профиль стратификации? Почему он различен у Казахстана и США? Попробуйте построить такой же профиль для Китая, Монголии, Франции, Индии, Швеции.

103. Что можно выяснить при помощи сравнения величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране?

104. В чем заключается сущность классовой системы? Определите классовую принадлежность своей семьи.

105. Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес в Казахстане меньше, чем в США и Западной Европе?

106. Можем ли мы утверждать, что доход – более важный критерий отнесения человека к тому или иному классу, чем уровень образования?

107. Что такое корпоративно-сословная социальная структура? Почему ученые применяют ее для описания нашего общества?

108. Как изменилась стратификация нашего общества при переходе от советского к постсоветскому периоду?

109. Что такое политическая стратификация? Что лежит в ее основании? Охарактеризуйте веберовскую классификацию власти.

110. Какую роль в социальной структуре советского общества играла интеллигенция? Кто такие “рабочие-интеллигенты”?

111. Расскажите об основных социологических теориях классов, созданных в XIX в. европейскими учеными.

112. Почему теория классов Э. Райта относится к “аналитическому марксизму”? В чем ее содержание?

113. Опишите неовеберианские подходы к классам Л. Уорнера, Д. Локвуда, Дж. Голдторпа, Э. Горца.

114. Каким образом класс можно рассматривать в качестве реальной и номинальной группы?

115. Почему необходимо различать “старый” и “новый” средний класс? Рас­кройте содержание этих терминов.

116. Как бы вы охарактеризовали социальные отличия среднего класса от других классов в части образа жизни, ценностных ориентации, образования, рода занятий и др.? Каковы каналы пополнения среднего класса в Казахстане?

117. Опишите феномен “челноков” и их роль в формировании среднего класса.

118. Расскажите о методах исследования классов.

119. Что вы узнали об истории теоретических воззрений на проблему бедности?

120. В каких показателях статистика и социология описывают уровень жизни? Что такое приличествующий уровень жизни?

121. Что такое прожиточный минимум и потребительская корзина? Каким образом они характеризуют бедность? Как измеряется прожиточный минимум?

122. Что такое порог бедности и как он устанавливается в разных странах?

123. Почему ученые считают, что в богатых и стабильных странах применимы одни методы измерения бедности, а в бедных и кризисных – другие?

124. Чем различаются нормальные и элементарные нужды человека?

125. Что такое абсолютная бедность и каковы ее уровни? Как ее измерить? В чем разнятся нищета, нужда, необеспеченность?

126. Опираясь на собственный жизненный опыт, приведите эмпирические признаки нищеты, нужды, необеспеченности.

127. Что такое относительная бедность? Каковы методы ее измерения?

128. Бедность и богатство – два полюса социальной жизни. Стресс существует и психологическая неудовлетворенность жизнью обнаружены и на одном, и на другом. Почему?

129. Какова доля населения Казахстана, охваченного нуждой, нищетой, необеспеченностью?

130. Что такое элита и какую функцию в обществе она выполняет?

131. Как формировалась политическая элита в постсоветском Казахстане?

132. Чем различаются предприниматели и капиталисты? Кто относится к бизнес-слою в казахстанском обществе?

133. Раскройте содержание теории циркуляции элит В. Парето.

134. В чем проявляется процесс вырождения управленческих элит?

135. Что такое андеркласс и “социальное дно”? Что роднит эти явления?

136. Чем различаются индивидуальная и групповая мобильность, структурная и межклассовая, меж- и внутрипоколенная?

137. Как изменялась и чем характеризовалась социальная мобильность в советском обществе? Что произошло с ней в постсоветском обществе?

138. Что такое самовоспроизводство социального класса? Когда оно начинается и каковы его последствия?

139. Охарактеризуйте каналы вертикальной мобильности.

140. Связаны ли между собой такие явления, как номенклатурная карьера и групповая замкнутость?

141. Как проявляется закрытость и открытость в казахстанском обществе?

142. Кто такие маргиналы и кто попадает в эту категорию сегодня?

143. Что такое “утечка мозгов”?

144. Кто такие вынужденные мигранты и беженцы? В какой форме вы сталкивались с этой проблемой?

Вариант-4.

145. Сравните три признака экономического неравенства – доход, богатство и заработную плату. Каким образом с их помощью можно выразить различия в уровне жизни населения?

146. Сравните между собой три модели динамики неравенства – Г. Ленски, К. Маркса и П. Сорокина. Чем различаются они и в чем их сходство?

147. Во времена Аристотеля и Платона высший класс был наделен огромными привилегиями, он постоянно злоупотреблял своей властью. А как происходит сегодня? На Ваш взгляд, что-нибудь изменилось в закономерностях развития человеческого общества за две с половиной тысячи лет?

148. Вопрос о частной собственности поднимался в истории социальной мысли неоднократно. Многие мыслители считали ее источником неравенства и социального зла, предлагая упразднить ее. А что Вы думаете по этому поводу? Улучшатся взаимоотношения между людьми, если частную собственность заменить общественной? Аргументируйте свою точку зрения.

149. Как вы понимаете мысль Ф. Тенниса о том, что сословия основаны на общине, а классы – на обществе. Аргументируйте свой ответ. Обратитесь к работам Ф. Тенниса.

150. Раскройте сущность функциональной теории неравенства К. Дэвиса и У. Мура.

151. Опишите образ жизни, доход, жилищные условия, покупательные возможности двух социальных классов (или двух слоев) по свободному выбору.

152. Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, сталевар, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, мясник, доярка, менеджер, кассир, учитель, водитель, врач, парламентарий, юрист, токарь, продавец, сторож.

153. Определите, к какому классу общества вы принадлежите – к высшему, среднему, или низшему?

154. Используя жизненный опыт и опросив своих родителей, близких и друзей, составьте обобщенный социальный портрет: представителей высшего класса; представителей среднего класса; представителей низшего класса.

155. Проанализируйте, как на поведении людей и их образе жизни сказывается классовое положение?

156. Определите классовую принадлежность 5-6 ваших среди родственников, соседей, одноклассников.

157. Определите понятия стратификации, дифференциации, расслоения, поляризации? Что такое ранжирование и ранговая система?

158. Раскройте содержание шкалы профессионального престижа в США. Как вы думаете, почему такой шкалы нет у нас?

159. Охарактеризуйте главные особенности теории классов К. Маркса? В чем вы видите ее достоинства и недостатки?

160. В чем суть теории классов М. Вебера? Что такое жизненные шансы и классовая ситуация? Какие три критерия положены им в основание социальной стратификации? Чем различаются классы и статусные группы?

161. Раскройте теорию нового класса А. Гоулднера. Какой класс он называл “культурной буржуазией”?

162. Попробуйте разобраться, истинно или ложно следующее утверждение:

163. “Остатки социального неравенства сохраняются при социализме только потому, что: невысок уровень материального производства, существуют различия между умственным и физическим трудом, городом и деревней, не соблюдается принцип распределения по труду”.

164. Определите, что такое: прожиточный минимум; достаток; “небедность”; социальная справедливость; относительная бедность; абсолютная бедность.

165. Предложите способы, систему социальных мероприятий, при помощи которых можно ликвидировать абсолютную бедность, относительную бедность.

166. В каких случаях при описании относительной бедности можно пользоваться сравнением материального положения своей социальной группы с (а) положением другой социальной группы, (б) с положением своей социальной группы в прошлом?

167. Сравните черты образа жизни богатых в Казахстане и в США. Что у них общего и чем они различаются?

168. По мнению некоторых ученых, люди беднеют не из-за промышленной отсталости страны, а из-за чрезмерного угнетения их государством. Государство, подавляющее инициативу, уничтожает средний класс. А там, где нет мощного среднего класса, поляризация на бедных и богатых сильнее. Как бы вы прокомментировали эту точку зрения?

169. Каковы, на ваш взгляд, перспективы “новых русских” и “новых бедных” в третьем тысячелетии?

170. Т. Мальтус считал: бедность – следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет рост населения и тем самым увеличивает бедность. Надо, считает он, отменить государственные субсидии, а заботу о бедных всецело возложить на частные благотворительные фонды. Согласны ли вы с таким мнением? Подходит ли рецепт Мальтуса к Казахстану? Дж.С. Милль считал ограничение рождаемости лучшим средством борьбы с нищетой. Каково ваше мнение на этот счет?

171. Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатых, тем больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, следовательно, меньше бедных и нуждающихся. А как думаете вы? Обоснуйте свою точку зрения.

172. Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива?

173. Среди социологов XIX века бытовала и такая точка зрения: бедность не только зло, но и благо. Она — необходимый элемент укрепления социального порядка, поскольку очищает общество, нацию, расу, группу от наименее приспособленных. А какова ваша точка зрения? Обоснуйте ее.

174. Охарактеризуйте известные вам виды и типы социальной мобильности.

175. Объясните содержание таких терминов, как масштаб мобильности, коэффициент мобильности, дистанция мобильности, степень мобильности, диапазон мобильности.

176. Расспросите своих родителей и старших родственников о том, как происходила у них социальная мобильность, какими каналами они пользовались для восхождения наверх.

Вариант-5.

177. Опишите исторические типы миграции.

178. Что такое социальный контроль? Какие элементы он включает и какие функции в обществе выполняет?

179. Какова классификация социальных санкций?

180. Что означает понятие самоконтроля и каково его значение в жизни общества?

181. Как соотносятся между собою нормы и ценности?

182. Каковы основные функции социальных норм?

183. В чем суть интегрирующей функции социальных норм?

184. Из каких кругов состоит сконструированная П. Бергером система социального контроля?

185. Каковы основные виды внешнего контроля?

186. В чем сущность надзора как разновидности внешнего контроля?

187. Как соотносятся между собою контроль и управление?

188. Какова трактовка процесса социализации с точки зрения теории социальных ролей?

189. На какие этапы подразделяется процесс социализации?

190. Что такое “ресоциализация”?

191. Каковы явные и латентные функции вторичной социализации?

192. Каковы главные паттерны социализации зрелого возраста?

193. Чем характеризуется социализация старости?

194. Что понимается под агентами социализации и ее институтами?

195. Охарактеризуйте типы социальных движений и приведите два-три примера массовой демонстрации.

196. Дайте развернутое определение конфликта. Охарактеризуйте его субъектов, укажите объект, причины, повод и способы разрешения. Приведите примеры решения из своей практики.

197. Приведите классификацию конфликтов. Какие конфликты вы считаете наиболее актуальными в современном Казахстане?

198. Что такое протестное движение? Какие формы оно принимает? Можете ли вы привести пример из реальной жизни?

199. Почему конфликт интересов стимулирует возникновение конкуренции и ожидание угрозы, а не наоборот?

200. Почему конфликт усиливает внутригрупповую солидарность, а не разъединяет группу еще больше?

201. Что общего между следующими понятиями и чем они различаются: конфликт, драка, разборка, дуэль, ссора, диспут, война, битва.

202. К каким видам конфликтов вы отнесете шахтерские забастовки, политические перевороты, акции гражданского неповиновения, ссору из-за границы садового участка между садоводами и председателем кооператива, жалобу жильцов в ЖЭК на протечку крыши дома.

203. Что такое общение? Почему оно названо процессом взаимодействия двоих людей?

204. Что такое ритуальное общение?

205. Чем различаются физические, вербальные и жестовые действия?

206. В чем выражаются сущность и структура социального обмена? Можно ли его сравнить с экономическим?

207. В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

208. Иногда можно слышать такое суждение: Казахстану нужна “сильная рука” для того, чтобы покончить со взрослой и подростковой преступностью. А что вы думаете по этому поводу?

209. Чем различаются два явления – профессиональная преступность и профессионализация преступности?

210. Что такое подростковая преступность? Чем она отличается от организованной преступности?

211. Охарактеризуйте основные виды конфликтов в современном Казахстане.

212. Каким способом разрешаются конфликты? Приведите примеры решения из своей практики.

213. Какие формы принимает человеческое общение? Все ли они проявляются в вашем поведении, деятельности? Понаблюдайте за собой и сделайте небольшой анализ.

214. Приведите примеры делового и бытового общения, используя собственный жизненный опыт и свои наблюдения за другими людьми.

215. Понаблюдайте за своим общением с другими людьми. Какие особенности вы подметили?

216. Перелистайте “Войну и мир”, найдите примеры “чистого общения”. Проанализируйте темы и тип светских разговоров. Напишите краткий отчет проведенного исследования.

217. Почему статусные системы и сферы социального взаимодействия тесно связаны между собой? Приведите обоснование и примеры.

218. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными формами коллективных действий, например паникой и истерией? Расскажите, как они протекают и в чем заключается их природа.

219. Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте те поступки, которые считаете девиантными.

220. Чем различаются между собой индивидуальный и коллективный отбор? Почему один способен привести к появлению общества, а другой нет? Немножко пофантазируйте: представьте на минуту, что в человеческом роде все время действовал бы только коллективный отбор. Какими тогда были бы современные люди?

221. Присмотритесь к своему образу жизни. Как он разворачивается во времени и пространстве. Постройте его хронологию (в течение суток, недели, месяца) и его топографию: где вы бываете обычно, что делаете, с кем встречаетесь и т.д.

222. На примере сделки о поставке крупной партии импортного оборудования на текстильную фабрику опишите: какие цели преследуют партнеры; каковы их интересы и мотивы; кто является прямым и косвенным участником сделки; какова технология самого действия; какие нормы регулируют деловые операции и какие наказания следуют за их нарушение.

223. Перечислите известные вам типы социальных норм и виды наказания, которые могут последовать за их нарушение.

224. Подумайте, могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, ученая степень, заседание парламента, телефон, блокнот, часы, компьютер, телевизор, весы, одеж­да, ценники на товары, реклама, светофор, окно.

225. Что такое процесс глобализации и какую роль играют средства массовой информации?

226. Какова роль научно-технического прогресса в геополитическом развитии современного мира?

227. Чем различаются органическая и неорганическая модернизация?

228. Назовите основные параметры многополярного миропорядка.

229. Что такое “наднациональные единицы различного масштаба”? Приведите примеры и опишите их функции.

230. Назовите основные направления интеграции экономики разви­вающихся стран в мировую экономику.

231. Опишите функции телевидения как глобального фактора развития человеческого общества.

232. В чем проявляется многообразие форм социального развития в современном мире?

233. Что такое урбанизация? Назовите основные тенденции развития современных мегаполисов.

234. Каковы перспективы формирования единого мирового государ­ства?

235. В чем заключается сущность теории глобального общества И.Валлерштайна?

236. Назовите и охарактеризуйте глобальные социальные проблемы современности.

237. Являются ли экологические проблемы человечества последствием глобализации, или же они стали реальностью вследствие недостаточно развитых международных отношений?

238. Что такое национальная безопасность?

239. Перечислите новейшие социологические концепции, связанные с глобализацией.

240. Что такое модель устойчивого развития?

241. Использование современных информационных технологий в эмпирических и прикладных социологических исследованиях.

242. Каково соотношение центростремительных и центробежных тен­денций в современном мире?

243. Каковы судьбы национального государства как главного субъек­та международных отношений?

244. В чем суть глобализации экологических проблем?

245. Дайте характеристику основных направлений деятельности ООН.

246. Каковы причины и в чем заключается угроза международного терроризма?

247. Что такое постмодерн? Назовите основных представителей.

248. Какие, на ваш взгляд, факторы будут определять характер кон­фликтов и войн в многополярном миропорядке?

249. Применение компьютерных технологий в науке и образовании.

250. Какова роль международных организаций в современном мире?

251. Теории модернизации, основные представители и их взгляды.

252. Какие новые области социологии возникли в связи с широким развитием Интернета?

253. Назовите основные причины сохранения и расширения НАТО.

254. Что вы думаете относительно перспектив установления единополярного миропорядка?

255. Какие образы общества будущего вы можете назвать?

256. Охарактеризуйте современное состояние Казахстана в перспективе глобализации социальных процессов. Перечислите положительные и отрицательные тенденции в данном направлении.

257. В 1919 г. известный английский политолог Г.Макиндер высказал такую мысль «демократия несовместима с организацией, необходи­мой для войны против автократических режимов». Почему он так сказал? В чем выражается существо его мысли?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: