Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Эпоха Возрождения (середина XIV – середина XVII вв.)
Если Проторенессанс длился почти полтора столетия, раннее Возрождение — почти столетие, то Высокое — всего 30-40 лет. Но именно чинквиченто дало миру многочисленную плеяду мастеров редкой гениальности и разносторонности: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Доменико Гирландайо, Андреа Вероккио
Проторенессанс (предвозрождение) (XIII – начало XV в.)
Раннее Возрождение 1420-1500г.г. Высокое Возрождение 1490- XVI в. Позднее Возрождение – вторая половина XVI в.
Особенности этого времени:
- обмирщение сознания человека (он уже не думает только о божественном, его мысли о земной, мирской жизни);
- человек сильный, прекрасный деятельный, умеет ценить время;
- Высоко ценится образованность
Сторонники не божественного, церковного, а светского, человеческого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами. Гуманисты начали рассматривать человека иначе, приподняли роль его самого, и роль его ума, творческих способностей.
|
|
Художники воплотили самые светлые и возвышенные представления ренессансного гуманизма о человеке, его исключительном месте в окружающем мире.
Герои живописных и скульптурных произведений - возвышенные, свободные и могучие. Такие произведения создавали художники нового типа — активные творческие личности, свободные от прежних цеховых ограничений, сознающие свое высокое предназначение; люди больших знаний, владеющие ценностями культуры своего времени. Среди художников чинквиченто выделяются три разносторонних мыслителя и художника — Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, которых еще современники назвали божественными. Они стали олицетворением главных ценностей итальянского Возрождения: интеллекта, гармонии и мощи. Все трос были великими живописцами, работали как в сфере монументальной живописи (фрески), так и в станковой. Три гениальных мастера отражают разные стороны европейской культуры: Леонардо —прорыв в неведомое, жажду познания мира, проникновение в тайны природы; Рафаэль — постижение тончайших движений человеческой души; Микеланджело — героику, трагедийность и величественность.
Леонардо да Винчи является самой необыкновенной фигурой в истории мировой художественной культуры. Он обладал разносторонними способностями и дарованиями. Одновременно он был художником, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, анатомом и инженером. Он - великий живописец, для которого его искусство не было главным делом жизни. До нас дошло около 15 достоверно принадлежащих ему картин. Его важнейшими творениями стали фреска «Тайная вечеря» в одном из миланских монастырей, а также всемирно известный портрет молодой флорентинки Моны Лизы. В «Тайной вечере» Леонардо дает новое, отличное от традиционного, решение библейской темы: он впервые изображает психологический конфликт, открытое проявление сильных чувств, сам процесс драматического события. Христос сказал апостолам: «Один из вас предаст меня». Художники кватроченто обычно представляли апостолов сидящими в этот момент изолированно друг от друга, в статичных и однообразных позах, а Иуду выделяли, помещая отдельно за противоположной стороной стола. У Леонардо апостолы после слов Христа приходят в сильное волнение, которое выражается в движениях и позах, жестах рук и мимике. Самым знаменитым произведением Леонардо да Винчи и, пожалуй, всей мировой живописи является портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. С этим портретом, также известным под названием «Джоконда», связано множество легенд, научных гипотез, исследований. При внешней неподвижности модели передана жизнь души, неуловимо меняющиеся оттенки мыслей, чувств, настроений.
|
|
Рафаэль Санти Его художественные произведения гармоничны и ясны, человек в них совершенен, а мир находится в равновесии. Излюбленным для художника был образ мадонны, в котором он смог с наибольшей полнотой раскрыть свои представления о благородстве и совершенстве человека, о гармонии внешней и внутренней красоты. сикстинская мадонна, «Мадонна со щеглом», «Мадонна прекрасная садовница», «Мадонна в кресле», «Афинская школа», «Мадонна с рыбой». Наиболее прославленным творением Рафаэля и одним из самых известных произведений мировой живописи является его «Сикстинская Мадонна» — картина, написанная для церкви св. Сикста одного из итальянских монастырей. Традиционная композиция явления Богоматери представлена художником в виде юной мадонны, легко ступающей босыми ногами по облакам и несущей людям своего сына — Христа. Одухотворенное лицо Мадонны выражает и бесконечную любовь, и предвидение трагической судьбы сына, осознание ее неизбежности и скорбную готовность принести его в жертву ради людей. Глубокую религиозность художник соединил с высокой человечностью, создав самое великое и прекрасное воплощение темы материнства.
Микеланджело Буанаротти. Превыше всех искусств Микеланджело ставил скульптуру и хотел быть только скульптором. Но он стал еще и живописцем, и архитектором. Он первым в истории скульптуры соединил идеал телесной красоты с духовной идеей - статуя Давида. изобразил героя перед свершением подвига. Самым выдающимся и грандиозным произведением мастера стала роспись потолка и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца (общая площадь фрески свыше 600 кв. м). На плафоне капеллы он изобразил ветхозаветные сюжеты — от Сотворения мира до Потопа. По бокам их продолжением стали сюжеты «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олофсрн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Его Бог — вдохновенный творец, в мощном порыве создающий вселенную и человека; первые люди могучи и прекрасны телом и духом, пророки и сивиллы отважны в своем прозрении будущего, каким бы грозным оно им ни представлялось.