Практикум «Познавательные процессы детей трехлетнего возраста»

Структура:

1. Задача: просматривая видео и фото материалы с практики обнаружить факты, свидетельствующие о специфике познавательных процессов трехлеток по предлагаемой схеме (см. горизонтальную таблицу)

2. Интерпретировать данные факты с научных позиций: определение, качество, по каким признакам можно определить уровень и специфику развития. Можно обращаться в поисках интерпретации к источникам в интернете.

3. Составить качественную интерпретацию по схеме: факт, показатели уровня и специфики развития того или иного познавательного процесса, постановка гипотезы, трактовка данного факта в научной литературе, заключение по гипотезе. Например, на видео ребенок сосредотачивает внимание на игре с игрушкой (или на занятиях художественно-творческой деятельностью, или в процессе слушания книги и т.п.) в течение 5 минут, затем выходит из игры и начинает заниматься своим делом. Познавательный процесс – внимание. Определение, качественные показатели внимания детей трехлетнего возраста – найти в литературе или интернете. Выдвинуть гипотезу о том, с чем связано такое внимание ребенка, в норме оно или нет. Сделать заключение относительно внимания данного ребенка и предположения о том, есть ли проблемные зоны в развитии внимания, как его можно развить.

процесс Показатели Наблюдаемые параметры Что и когда Отметка от 0 до 4 Описание
воображение репродуктивное Повторение образов, заданных средой Словотворчество    
Общение с род.  
Сказка  
Игра  
Рисунок  
Музыка  
движение  
Общение со сверст.  
  продуктивное Новые образы Новые слова Новые сочетания элементов Новые правила игры Словотворчество    
Общение с род.  
Сказка, рассказы-фантазии о себе  
Игра  
Рисунок  
Музыка  
движение  
Общение со сверст.  
  Стимулируется взрослыми, средой (непроизвольное) Что или кто является стимулом для воображения Взрослые    
Дети  
Художественный образ  
Игра (какая)  
Проблемная ситуация  
  Инициируется самостоятельно в деятельности Произвольное Когда активизируется воображение В речи    
В игре (режиссер)  
В общении с игрушкой  
В ролевом действии  
В обыденном поведении  
Проблемная ситуация  
Процесс Показатель Критерий Сфера Оценка Описание
восприятие Осмысленность Целенаправленность, понимает зачем Предметная деятельность    
Игра  
Общение  
  Произвольность Автономность Понимает для чего Предметная деятельность    
Игра  
Общение  
Эмоциональность Непосредственные эмоциональные реакции на яркие стимулы Предметная деятельность    
Игра  
Общение  
Сформирован- ность сенсорных эталонов Целостность восприятия образа Умеет отличать Умеет сравнивать Умеет применять Цвет    
Форма  
Звук  
Объем  
Размер  
Вес  
Процесс Вид Параметр Стимул Оценка Описание
Внимание Непроизвольное Чем или кем вызывается Люди    
События  
Природа  
Художественные образы  
Ситуации  
Произвольное Чем или кем вызывается Люди    
События  
Природа  
Художественные образы  
Ситуации  
Продолжительность сосредоточенности Устойчивость внимания на одном предмете 6-8 с    
9-20с  
30 – 60 с  
Более минуты  
Переключаемость Количество объектов, на которые ребенок распределяет внимание      
   
   
несколько  
Процесс Параметр Вид Сфера Оценка Описание
Память Произвольность Направленная, обусловленная мотивацией Игра    
Общение  
Худ. образы  
  Непроизвольность Механическая Игра    
Общение  
Худ.образы  
  Вид Эмоциональная Игра    
Общение  
Х.о.  
  Зрительная Игра  
Общение  
Х.о.  
  Слуховая Игра  
Общение  
Худ.о.  
  Смысловая Игра  
Общение  
Худ. образ  
  Длительность сохранения информации Долговременная Слова    
Движения  
Мимика  
  Кратковременная Слова  
Движения  
Мимика  
  Оперативная Слова  
Движения  
Мимика  
Объём Количество сохраненных в памяти стимулов Визуальных  
Вербальных  
Поведенческих  
             
Процесс Вид Умение Сфера развития Указать вид и степень выраженности Описание
мышление Наглядно-действенное (н/д) Наглядно-образное (н/о) Словесно-логическое (с/л) Ассоциативное (а) Предметные задачи Классификация Обобщение Способность действовать в уме Математические навыки Пространственное мышление Предметная деятельность    
  Игровая  
Художественная  
Общение  
Проблемные ситуации  
Ситуации выбора  
Соревнование  
Речь  
  Активность Креативность Проявление художественного сознания Быстрота включения в задачу Оригинальность решения Любознательность Обращение к художественным формам преподнесения информации проблемные ситуации    
Игровые ситуации  
Взаимодействие с худ. материалом  
Особенности речи  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: