Структура:
1. Задача: просматривая видео и фото материалы с практики обнаружить факты, свидетельствующие о специфике познавательных процессов трехлеток по предлагаемой схеме (см. горизонтальную таблицу)
2. Интерпретировать данные факты с научных позиций: определение, качество, по каким признакам можно определить уровень и специфику развития. Можно обращаться в поисках интерпретации к источникам в интернете.
3. Составить качественную интерпретацию по схеме: факт, показатели уровня и специфики развития того или иного познавательного процесса, постановка гипотезы, трактовка данного факта в научной литературе, заключение по гипотезе. Например, на видео ребенок сосредотачивает внимание на игре с игрушкой (или на занятиях художественно-творческой деятельностью, или в процессе слушания книги и т.п.) в течение 5 минут, затем выходит из игры и начинает заниматься своим делом. Познавательный процесс – внимание. Определение, качественные показатели внимания детей трехлетнего возраста – найти в литературе или интернете. Выдвинуть гипотезу о том, с чем связано такое внимание ребенка, в норме оно или нет. Сделать заключение относительно внимания данного ребенка и предположения о том, есть ли проблемные зоны в развитии внимания, как его можно развить.
процесс
| Показатели
| Наблюдаемые параметры
| Что и когда
| Отметка от 0 до 4
| Описание
|
воображение
| репродуктивное
| Повторение образов, заданных средой
| Словотворчество
|
|
|
Общение с род.
|
|
Сказка
|
|
Игра
|
|
Рисунок
|
|
Музыка
|
|
движение
|
|
Общение со сверст.
|
|
| продуктивное
| Новые образы
Новые слова
Новые сочетания элементов
Новые правила игры
| Словотворчество
|
|
|
Общение с род.
|
|
Сказка, рассказы-фантазии о себе
|
|
Игра
|
|
Рисунок
|
|
Музыка
|
|
движение
|
|
Общение со сверст.
|
|
| Стимулируется взрослыми, средой (непроизвольное)
| Что или кто является стимулом для воображения
| Взрослые
|
|
|
Дети
|
|
Художественный образ
|
|
Игра (какая)
|
|
Проблемная ситуация
|
|
| Инициируется самостоятельно в деятельности Произвольное
| Когда активизируется
воображение
| В речи
|
|
|
В игре (режиссер)
|
|
В общении с игрушкой
|
|
В ролевом действии
|
|
В обыденном поведении
|
|
Проблемная ситуация
|
|
Процесс
| Показатель
| Критерий
| Сфера
| Оценка
| Описание
|
восприятие
| Осмысленность
| Целенаправленность, понимает зачем
| Предметная деятельность
|
|
|
Игра
|
|
Общение
|
|
| Произвольность
| Автономность
Понимает для чего
| Предметная
деятельность
|
|
|
Игра
|
|
Общение
|
|
Эмоциональность
| Непосредственные
эмоциональные реакции на яркие стимулы
| Предметная деятельность
|
|
|
Игра
|
|
Общение
|
|
Сформирован-
ность сенсорных эталонов
Целостность восприятия образа
| Умеет отличать
Умеет сравнивать
Умеет применять
| Цвет
|
|
|
Форма
|
|
Звук
|
|
Объем
|
|
Размер
|
|
Вес
|
|
Процесс
| Вид
| Параметр
| Стимул
| Оценка
| Описание
|
Внимание
| Непроизвольное
| Чем или кем вызывается
| Люди
|
|
|
События
|
|
Природа
|
|
Художественные образы
|
|
Ситуации
|
|
Произвольное
| Чем или кем вызывается
| Люди
|
|
|
События
|
|
Природа
|
|
Художественные образы
|
|
Ситуации
|
|
Продолжительность сосредоточенности
| Устойчивость внимания на одном предмете
| 6-8 с
|
|
|
9-20с
|
|
30 – 60 с
|
|
Более минуты
|
|
Переключаемость
| Количество объектов, на которые ребенок распределяет внимание
|
|
|
|
|
|
|
|
несколько
|
|
Процесс
| Параметр
| Вид
| Сфера
| Оценка
| Описание
|
Память
| Произвольность
| Направленная, обусловленная мотивацией
| Игра
|
|
|
Общение
|
|
Худ. образы
|
|
| Непроизвольность
| Механическая
| Игра
|
|
|
Общение
|
|
Худ.образы
|
|
| Вид
| Эмоциональная
| Игра
|
|
|
Общение
|
|
Х.о.
|
|
Зрительная
| Игра
|
|
Общение
|
|
Х.о.
|
|
Слуховая
| Игра
|
|
Общение
|
|
Худ.о.
|
|
Смысловая
| Игра
|
|
Общение
|
|
Худ. образ
|
|
| Длительность сохранения информации
| Долговременная
| Слова
|
|
|
Движения
|
|
Мимика
|
|
Кратковременная
| Слова
|
|
Движения
|
|
Мимика
|
|
Оперативная
| Слова
|
|
Движения
|
|
Мимика
|
|
Объём
| Количество сохраненных в памяти стимулов
| Визуальных
|
|
Вербальных
|
|
Поведенческих
|
|
| | | | | | |
Процесс
| Вид
| Умение
| Сфера развития
| Указать вид и степень выраженности
| Описание
|
мышление
| Наглядно-действенное (н/д)
Наглядно-образное (н/о)
Словесно-логическое (с/л)
Ассоциативное (а)
| Предметные задачи
Классификация
Обобщение
Способность действовать в уме
Математические навыки
Пространственное мышление
| Предметная деятельность
|
|
|
Игровая
|
|
Художественная
|
|
Общение
|
|
Проблемные ситуации
|
|
Ситуации выбора
|
|
Соревнование
|
|
Речь
|
|
| Активность
Креативность
Проявление художественного сознания
| Быстрота включения в задачу
Оригинальность решения
Любознательность
Обращение к художественным формам преподнесения информации
| проблемные ситуации
|
|
|
Игровые ситуации
|
|
Взаимодействие с худ. материалом
|
|
Особенности речи
|
|