Социально-профессиональная реабилитация инвалида – это процесс и система восстановления его конкурентоспособности на рынке труда, включающая профориентацию, образование, профессионально-производственную адаптацию. Главную роль в профессиональной реабилитации инвалидов играет образование, за счет которого реализуется принцип равных возможностей для инвалидов в вопросах их личностной самореализации.
В этой связи для организации общего, начального, среднего и высшего профессионального образования инвалидов, имеющих ограничение в передвижении, создаются индивидуальные программы социальной реабилитации инвалидов, в которых центральное место занимает дистанционное обучение.
Одна из важнейших целей дистанционного обучения состоит в предоставлении инвалидам равных возможностей и беспрепятственного доступа к получению образования по востребованным специальностям среднего профессионального и высшего образования в целях трудоустройства и реализации независимости жизни инвалида. Поэтому после обучения трудоустройство инвалидов – задача первостепенной важности. Для этого в интересах инвалидов объединяются усилия социальной защиты населения и профессионального образования.
|
|
Данное направление получает в нашей стране широкое распространение. Например, Л.Н. Сидорова отмечает, что в 2005 году в г. Егорьевском открылись курсы по дистанционному обучению состоялось реабилитационном центре инвалидов «Чайка», а в настоящее время дистанционное обучение инвалидов ведется на базе созданных интернет-классов реабилитационных центров инвалидов «Чайка» и «Исток» (Егорьевский район), «Сказка» (Наро-Фоминский район), «Росинка» (Балашихинский район), «Радуга» (Клин район) (Сидорова Л.Н., 2007, С. 16). В них обучаются более ста инвалидов на таких специальностях, как менеджмент организации, прикладная информатика в экономике, юриспруденция, филология, правоведение, бухгалтерский учет.
Конечно, образование инвалидов требует особого порядка организации вступительных экзаменов и приема абитуриентов. Это как правило собеседование или тестирование в реабилитационных центрах по месту жительства. Выдержавшие экзамены инвалиды готовят необходимые документы и зачисляются на обучение в вуз по избранной специальности. Обучение реализуется как на базе интернет-классов реабилитационных центров, так и на дому в соответствии с государственными образовательными стандартами. Все контрольные точки: тесты, зачеты, экзамены и т.д. сдаются в письменном виде, без непосредственного личного контакта с экзаменатором (через Интернет), что конечно снижает эффективность образования, особенно его воспитательную функцию, но лучше получить хоть какое-то образование, чем вообще никакого. Особенно для инвалидов, которые зачастую некомфортно себя чувствуют в режиме групповых занятий среди здоровых студентов в условиях жесткого расписания. Каждый участник учебного процесса имеет автоматизированное рабочее место, что позволяет с любого компьютера в пределах локальной сети вуза взаимодействовать с центральной базой данных, где накапливается полная информация о ходе обучения каждого студента. Подобная виртуализации обучения имеет, безусловно не только плюсы, но и минусы, среди которых оторванность инвалидов от живого общения, приводящая к эмоциональной депривации, аутизму и т.п.
|
|
Конечно, дистанционное образование инвалидов – сфера достаточно недавно появившаяся и имеющая много недоработок, но тем не менее она дает новые шансы и возможности для самореализации инвалидов Достигнутые результаты за определенный период своего существования данной формы образования позволяют заключить о необходимости совершенствования начатой работы по созданию условий для обучения и последующего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.
Тесты для самоконтроля
1. Как в античности, с точки зрения закона, властей и общества в целом, относились к лицам с выраженными дефектами:
а) они считались полноценными гражданами;
б) они приравнивались в статусе к рабам и животным;
в) они не могли в вступать в брак;
г) для них строились специальные приюты.
2. Как относились к инвалидам в Древней Руси:
а) на них смотрели как на «божьих людей» и окружали ореолом святости;
б) они приравнивались в статусе к рабам и животным;
в) они не считались полноценными гражданами;
г) они изгонялись из общества.
3. Чем характеризуется социальная поддержка инвалидов вXX веке?
а) усилением на исполнительном уровне и ослаблением на законодательном;
б) ослаблением на исполнительном уровне и усилением на законодательном;
в) усилением не только на исполнительном уровне, но и на законодательном;
г) ослаблением не только на исполнительном уровне, но и на законодательном.
4. В каком году впервые была утверждена Всеобщая декларация прав человека?
а) в 1945 году;
б) в 1956 году;
в) в 1947 году;
г) в 1948 году.
5. Главные причины роста инвалидности по зрению:
а) наследственные патологии и ухудшение экологии;
б) осложнения после тяжелых заболеваний, низкий уровень обеспечения больниц;
в) неблагоприятные условия труда и рост травматизма;
г) все вышеперечисленные.
6. На какие две группы могут быть разделены все дефекты зрения?
а) на прогрессирующие и стационарные;
б) на прогрессирующие и регрессирующие;
в) на стационарные и регрессирующие;
г) на динамические и регрессирующие.
7. Как не следует называть людей, имеющих потерю слуха?
а) глухой, слабослышащий;
б) инвалид с детства по слуху;
в) человек с нарушением слуха;
г) глухонемой, тугоухий.
8. Каким недостатком считал глухонемоту Л.С. Выготский?
а) по преимуществу социальным;
б) по преимуществу биологическим;
в) по преимуществу медицинским;
г) по преимуществу психологическим.
9. Что из перечисленного не требуется инвалидам I группы, «лежачим больным»?
а) прикроватный столик и специальная посуда для кормления;
б) кресло-коляска;
в) подъемник для перемещения в кровати;
г) футбольный мяч.
10. Что включает в себя социально-профессиональная реабилитация инвалида?
а) профориентацию,
б) образование,
в) профессионально-производственную адаптацию.
г) все вышеперечисленное.