Невроз: причины, клинические формы, профилактика и лечение

Неврозы (от греч. neuron – жила, нерв) – пограничные нервно-психические расстройства, которые не обусловлены психотическими состояниями. Это обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.

Подчеркнем, что для невроза характерны:

1. обратимость патологических нарушений, независимо от его длительности;

2. психогенная природа заболевания;

3. доминирование эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

Клиническая картина неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживаниями (тревога, ощущение собственной неполноценности). Невроз сопровождается ухудшением настроения, постоянным недовольством своими действиями, поступками окружающих. Также невроз может предполагать потерю интереса к работе, невозможность сосредоточиться на чем-то. Он характеризуется бессонницей, быстрой утомляемостью, постоянным чувством раздражения. Невроз способствует истощению нервной системы, на фоне которого происходит ослабление иммунитета, развиваются различные заболевания.

Невротические состояния – это по существу психогенные функциональные расстройства центральной нервной системы. Необходимо подчеркнуть, что эти состояния:

1) Психогенные, т.е. имеющие причиной воздействие психологических факторов, в отличие от физических, химических или биологических.

2) Функциональные, т.е. они связаны не с повреждением какого-либо органа (например, головного мозга, сердца, кишечника и т.д.), а с неправильным выполнением им функции при сохранности структуры. Поэтому невроз может быть вылечен полностью, без каких-либо последствий.

Таким образом, невроз есть нарушение функционирования организма под действием внешних и внутренних психологических факторов. Как же возникает этот невротический «сбой»?

Причинность невротических состояний до конца не выяснена. Учение о неврозах исторически характеризуется двумя тенденциями.

Первая тенденция в изучении природы неврозов заключается в признании детерминированности невротических феноменов определенными патологическими механизмами биологической природы, хотя и не отрицают роли психической травмы в качестве пускового механизма и возможного условия возникновения заболевания.

Вторая тенденция в изучении природы неврозов заключается в предположении о том, что вся клиническая картина невроза может быть выведена из одних лишь психологических механизмов.

Одним из первых, кто пытался объяснить механизм возникновения неврозов, был основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Согласно концепции Фрейда, причины всех проблем человека следует искать в его детстве: у ребенка нереализованные желания вытесняются в бессознательное, а затем через много лет выявляются в виде неврозов. Фрейд считал, что в основе многих нервных заболеваний лежит неудовлетворенный сексуальный интерес: у девочек к собственному отцу, а у мальчиков – к матери. Чтобы избавиться от невроза, больному достаточно осознать свое скрытое желание, и психоаналитик ему должен в этом помочь.

Эрих Фромм полагал, что невроз возникает у людей, которые уже будучи взрослыми, остаются привязанными к фигуре одного из родителей. Согласно Фромму, зрелый человек освобождается от материнской и отцовской фигур, выстраивая их внутри себя. Основа психического здоровья как раз и состоит в том, чтобы добиться гармонического соединения в себе материнского и отцовского сознания. Фромм считал, что человек, ориентированный исключительно на мать, будучи нежным и обаятельным в общении, в жизни эгоистичен и совершенно беспомощен, подвержен различным влияниям и нуждается в опеке. Человек же с чисто отцовским сознанием дисциплинирован и независим, но вместе с тем зол и бесчеловечен. По мнению Фромма, люди, односторонне привязанные к матери, склонны к истерии, алкоголизму и депрессиям, а люди, центрированные на отце, – к маниакальному неврозу, который проявляется в повышенной самооценке и хвастовстве, бреде исключительной талантливости, богатства.

В настоящее время в мировой литературе наибольшее распространение получают концепции полифакторной этиологии неврозов. В возникновении неврозов существенную роль играют:

· эмоциональные переживания и душевные травмы. Психические травмы, перенесенные в детском возрасте, способствуют появлению невроза у взрослых. Считается, что психическая травма – основная причина возникновения невроза однако имеют значение и определенные особенности личности. Чем больше предрасположенность к развитию невроза, тем меньшее значение имеет психическая травма.

· определенные особенности личности (унаследованные от родителей такие черты характера, как эмоциональная неустойчивость, тревожность, ранимость, а также особенности формирования личности и уровень ее зрелости).

· биологические факторы (наследственность, соматические заболевания, переутомление, недосыпание). Часто невроз развивается на фоне общего ослабления организма в ходе перенесения инфекционного заболевания, в результате различных травм головы и так далее.

· социально–психологические факторы (неблагоприятные семейные обстоятельства, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических веществ). Детский невроз объясняется как злоупотреблением матерью, в период вынашивания плода, алкоголем, так и осложнениями в процессе родов, либо неадекватной воспитательной политикой. Родители, чрезмерно опекающие ребенка, подавляют его активность, навязывают ему собственные интересы, решают за него все проблемы, часто предъявляют повышенные требования к школьным успехам, унижают его. В таких условиях формируются такие черты характера, как робость, нерешительность, неуверенность в своих силах, появляются затруднения в общении со сверстниками. Эти черты, сохранившиеся у взрослых, могут предрасполагать к неврозам. Когда же ребенок становится кумиром семьи, не знает никаких запретов, любым его поступком восторгаются, все желания немедленно удовлетворяются, у него не формируется целеустремленность, способность преодолевать трудности, сдержанность и другие качества, необходимые в общении с окружающими.

В объяснении возникновения невротических расстройств особое место занимает психологический конфликт (внешний или внутренний), который не может быть разрешенным. В понимании В.Н.Мясищева, психологический конфликт отражает столкновение противоречивых отношений личности, неспособной найти продуктивное решение трудностей. Внешний конфликт определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями окружающей среды. Внутренний (внутриличностный) конфликт определяется существованием противоречивых желаний, тенденций, мотивов и позиций личности. Внутренний и внешний конфликты нередко взаимосвязаны.

Возможны следующие конфликтные ситуации:

1. необходимость выбора в случае одинаково желаемых целей;

2. вынужденный выбор при одинаково нежелаемых целях;

3. выбор цели, имеющей желаемые и нежелаемые стороны.

Психологический конфликт обусловливается пересечением значимых для личности потребностей, причем их значимость может быть понятна лишь из жизненной истории развития личности. Патогенными психологические конфликты становятся лишь при неадекватной направленности отношений личности и, тем самым, ее неспособностью разрешить конфликтные ситуации.

Неудовлетворенные потребности, обусловливающие конфликт:

1. потребность адекватной оценки труда и личных достоинств;

2. любовно-эротические потребности;

3. потребности духовного межличностного общения;

4. потребности самовыражения и самоутверждения.

Для больного неврозом характерно не наличие одного или двух ведущих, наиболее значимых конфликтов, а существование широкого их спектра, обусловленное нарушениями системы отношений, среди которых эмоционально-неблагоприятное, неадекватное отношение к себе выступает в качестве наиболее патогенного, обусловливающего множество субъективно неразрешимых противоречий.

Различается несколько основных клинических форм неврозов:

· неврастению;

· истерический невроз;

· депрессивный невроз

· невроз навязчивых состояний.

Однако по данным Международной классификации болезней к вышеуказанным невротическим формам можно добавить, например невротические фобии, невроз страха (тревоги), ипохондрический невроз. Клиническая практика свидетельствуют о том, что эти формы могут оцениваться как этапы в динамике основных форм неврозов.

Неврастения проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью психической деятельности. На первом этапе развития заболевания наиболее выражены вегетативные нарушения:

· сердцебиение при любой физической или эмоциональной нагрузке;

· повышенная потливость;

· похолодание конечностей;

· нарушение сна и аппетита;

· кратковременный характер данный расстройств.

Второй этап характеризуется:

· чрезмерной чувствительностью к различным внешним раздражителям и ощущениям со стороны внутренних органов;

· плохой переносимостью температуры окружающей среды, яркого света, громких звуков.

· ощущением работы внутренних органов (биения сердца, перистальтики кишечника и т.п), причем эти ощущения настораживают больного, создают ипохондрическую настроенность;

· жалобами на головную боль (на голову как бы надет обруч или каска);

· усилением описанных ощущений при попытке больного работать;

· трудностью в выполнении мелких точных движений, долгом нахождении в однообразной позе, крайней мучительности длительного ожидания;

· постепенной утратой способности владеть своими чувствами (больные по ничтожному поводу расстраиваются, плачут, часто обижаются, раздражены, но быстро успокаиваются);

· неустойчивостью самочувствия, подверженностью значительным колебаниям, частой пониженностью настроения, чувством недовольства собой и постоянной готовностью к обиде и раздражению.

· затрудненностью интеллектуальной деятельности (больные не могут сосредоточиться на более или менее длительный срок; включившись в работу, через несколько минут ловят себя на мысли, что думают о другом, не в состоянии воспроизвести прочитанное, забывают имена, даты, номера телефонов; при низкой работоспособности они пытаются наверстать упущенное, берутся сразу за несколько дел, но не могут довести их до конца из-за отвлекаемости и быстрой истощаемости).

Условно выделяют два варианта неврастении:

1. невроз истощения, причиной которого являются непомерно большие, главным образом интеллектуальные, нагрузки;

2. реактивную неврастению, обусловленную длительными психотравмирующими ситуациями; обычно имеет место сочетание нескольких этиологических факторов.

Истерический невроз характеризуется повышенной внушаемостью и самовнушаемостью больного, что приводит к многообразию и изменчивости истерических расстройств: они напоминают проявления самых различных болезней[1].

Истерический невроз можно распознать по следующим признакам:

· с одной стороны, больные подчеркивают исключительность и непонятность своих страданий, описывая их как «ужасные, непереносимые боли», «сотрясающий озноб», необыкновенный, неповторимый, неизвестный ранее характер симптомов;

· с другой стороны, больные проявляют безразличие к парализованной конечности, не тяготятся слепотой или нарушением речи.

· эмоциональные расстройства характеризуются лабильностью эмоций, быстрой сменой настроения, склонностью к бурным аффективным реакциям (например, плачем, переходящим в рыдания);

· со временем в оценке происходящих событий у больных появляются черты эмоциональной логики, поведение становится демонстративным, театральным, возникают стремление привлекать к себе внимание, эгоцентризм;

· увеличивается чувствительность в отношении внешних воздействий, впечатлительность со склонностью к непосредственному реагированию на происходящие события.

Выделяются различные формы истерического невроза:

– а мнезия – невроз, при котором больной полностью утрачивает память о каких-либо событиях прошлого;

сомнамбулизм – изменение сознания, при котором больной как бы теряет контакт с реальностью, становится равнодушным к тому, что его окружает, существуя в мире своих галлюцинаций.

состояние фуги – истерическое расстройство, характеризуется тем, что больной забывает, кто он собственно есть, и не может вспомнить ничего из своей прошлой жизни.

состояние множественности личности – невротическое расстройство, при котором больной испытывает частые непредсказуемые изменения сознания: он ощущает себя вначале одной, затем другой, третьей и т.д. личностью. Личности, существующие в человеке, могут общаться друг с другом. При этом человек иногда слышит их голоса и даже целые разговоры. Нередко больной называет себя «мы», «он» или «она».

Невротическая депрессия чаще развивается у лиц с такими чертами характера,как прямолинейность, ригидность, бескомпромиссность. Им свойственна эмоциональная насыщенность переживаний со стремлением удержать внешние проявления чувств. Невротическая депрессия протекает как легкая форма депрессии; преобладает грустное настроение, адинамия, нередко с явлениями навязчивости и ипохондрическими явлениями.

Психотравмирующие ситуации, как правило, длительные, субъективно значимые, неразрешимые. В основном они обусловлены личностными особенностями больных. Отрицательные эмоции, вызванные психотравмирующими ситуациями, подавляются. При этом можно выделить два варианта психотравмирующих ситуаций, приводящих к невротической депрессии:

1. У больного во всех сферах деятельности складываются неблагоприятные взаимоотношения («неудачна вся жизнь»);

2. Больной вынужден жить в ситуации «эмоционального лишения» (длительная разлука, отсутствие эмоционального контакта с близкими, взаимоотношения, которые надо скрывать, неудовлетворенность жизнью, отсутствие «эмоциональной отдушины» и др.).

В этих случаях на первом этапе невротической депрессии возникают вегетативно-соматические расстройства:

· колебания артериального давления;

· сердцебиения;

· головокружения;

· дисфункции желудочно-кишечного тракта;

· нарастание пониженного настроения, которое сами больные редко связывают с травмирующей ситуацией.

С такими жалобами больные обычно обращаются к терапевту, не фиксируя внимания на психогенном характере расстройств, а терапевт объясняет его соматическим состоянием, поскольку у больных часто наблюдается стойкая артериальная гипотензия и симптомы спастического колита.

Легкая форма депрессии обычно проявляется:

· жалобами на грусть, утрату радости от житейских удач;

· снижением активности;

· постоянными нарушениями сна (затрудненное засыпание или внезапные пробуждения среди ночи с чувством тревоги и сердцебиением; в утренние часы больные испытывают разбитость и вялость, просыпаются с трудом).

· однако сохранением надежды на светлое будущее (больные, как правило, не говорят, что будущее мрачно, бесперспективно, даже при объективно неразрешимой психотравмирующей ситуации у них сохраняется надежда на благоприятное разрешение ситуации).

Депрессивная симптоматика более отчетлива в травмирующей ситуации. Поскольку она чаще касается семейно-сексуальных взаимоотношений, то больные чаще «спасаются бегством в работу», где чувствуют себя значительно лучше. Для таких больных наиболее тяжелы свободные дни, праздники и отпуска.

Течение невротической депрессии волнообразное. При ее нарастании появляется слезливость. Больные начинают плакать по любому поводу и часто без повода. Именно слезливость нередко заставляет их обратиться за помощью к врачу.

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением разнообразных по содержанию и форме навязчивостей, которые обычно сопровождаются тревогой, опасениями, пониженным настроением, а также разнообразными вегетативными расстройствами — тахикардией, повышенной потливостью, зябкостью, колебаниями артериального давления и т.п.

Однако невротические проявления не исчерпываются перечисленными формами. Помимо вышеупомянутых, к невротическим формам также относятся:

· Астазия-абазия – развивающаяся по невротическому механизму слабость в ногах, которая не дает ходить.

· Астено-невротический синдром – проявление неврастении в виде слабости, утомляемости, плохой переносимости физической и эмоциональной нагрузки.

· Вегето-сосудистая дистония – проявление соматоформного расстройства, которое характеризуется периодами нарушения работы сердечно-сосудистой системы. Это приступы повышения или понижения артериального давления, сопровождающиеся головными болями, сердцебиениями, обмороками, слабостью, головокружениями и т.д.

· Дискинезия желчевыводящих путей – соматоформный невроз, проявляющийся болями в правом подреберье (в ответ на стресс) из-за спастических явлений в желчевыводящих путях.

· Кардионевроз – соматоформный невроз, при котором возникают боли в левой половине грудной клетки, которые часто принимают за боли в сердце (на самом деле к сердцу они отношения не имеют – это болят грудные мышцы из-за стойкого напряжения).

· Нервная анорексия – невротическое нежелание принимать пищу, ведущее к сильному похудению, часто сопровождается навязчивыми опасениями располнеть и неприятными ощущениями после еды.

· Нервная булимия – невротически повышенный аппетит, часто на фоне постоянной тревожности («заедание» тревоги).

· Панические атаки – приступы нарушений со стороны вегетативной нервной системы, сопровождающиеся сильным страхом. Это могут быть сердцебиения, нарушения дыхания («не вдохнуть»), озноб, чувства жара, головокружения, обмороки и предобморочные состояния, подъемы или снижения артериального давления, судороги мышц, спазмы в животе и т.д., сопровождающиеся сильной тревогой.

· Синдром раздраженной толстой кишки – соматоформный невроз, который проявляется нарушением стула и периодическими болями в животе.

· Соматоформное расстройство – нарушение работы внутренних органов или систем вследствие невротического сбоя, проявляющееся болями или преходящим нарушением функций этих органов или систем.

· Фаринго- и ларингоспазмы («комок в горле») – невроз с периодически появляющимся ощущением «комка в горле», при сильной выраженности мешающего глотать или говорить.

Кроме того, неврозы часто проявляются в форме самых различных навязчивых страхов (или фобий), о которых речь пройдет ниже.

Профилактика невроза очень часто затруднена, поскольку не всегда легко выявить ту или иную психотравмирующую ситуацию. Кроме того, причиной заболевания может быть соматический фактор, переходящий в психотравмирующий. Тем не менее, она должна включать в себя:

· правильное поведение матери во время беременности. Для нормального развития плода мать должна вынашивать ребенка в атмосфере полного спокойствия. Она должна полноценно питаться, ее пища должна быть полноценной, калорийной и насыщенной витаминами. Окружающая обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, то есть мать должна быть здоровой, а ее семья благополучной;

· предупреждение детской нервозности за счет правильного воспитания. Особенно важны такие качества, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам. А для этого необходимо стремиться к следующему:

– уделять внимание половому воспитанию, которое должно проводиться тактично, разъяснения родителей должны быть адекватны уровню интереса ребенка, они должны касаться отдельных сторон проблемы, а не проблемы в целом; нужно вести себя так, чтобы у ребенка возникло свободное, естественное отношение к ней (совершенно недопустимым является случай, когда ребенок становится свидетелем половых отношений между родителями);

– не осуждать и не упрекать ребенка, уличенного в занятиях онанизмом так как родительские упреки могут в будущем способствовать образованию навязчивого страха;

– не позволять ребенку ложился в постель к родителям или спать с другими детьми даже в раннем возрасте, так как это может в дальнейшем способствовать различным нервно-психическим заболеваниям;

– избегать демонстрации конфликтных сцен при ребенке (особенно отрицательное влияние на ребенка оказывает уход одного из родителей из семьи), ребенок не должен привлекаться в качестве арбитра для улаживания отношений между родителями;

– не вызывать враждебного чувства к ушедшему родителю в случаях разрыва отношений между родителями, не запрещать свидания ребенка с отцом или матерью;

– избегать обстановки постоянных запретов, ребенок должен быть свободен, но его свобода должна быть ненавязчиво ограничена;

– избегать подавления инициативы и требовать от ребенка беспрекословного послушания, что приводит к неуверенности в себе, мнительности, боязливости, нерешительности, формирует почву для развития невроза с навязчивостями;

– избегать обстановки вседозволенности, которая формирует эгоиста, который при этом становится чрезмерно чувствительным, раздражительным, плаксивым, подверженным частым срывам;

– не захваливать ребенка, это ведет к развитию у него таких отрицательных черт, как тщеславие, высокомерие и чувство превосходства над другими, потере авторитета у сверстников, замкнутости, тяжелым срывам при первых же неудачах;

– приучать ребенка к аккуратности, соблюдению правил гигиены, правильному и калорийному питанию;

– воспитывать трудолюбие, любовь к близким и учебе, причем все это должны делать родители не на словах, а на собственном примере;

– приобщать ребенка к физкультуре как можно с более раннего возраста, поскольку спортивное воспитание ребенка является лучшей профилактикой не только неврозов, но и любого другого заболевания;

– избегать напоминания ребенку о его даже самых незначительных недостатках, не говоря уже о его неполноценности, никчемности;

– избегать частых разговоров о болезнях, страданиях людей, нужно говорить о сегодняшнем дне и о перспективе с оптимизмом, формировать положительные жизненные установки, о том, что человек должен уметь стойко переносить все невзгоды и что в его организме имеются огромные ресурсы для преодоления любых трудностей.

· совершенствование социальной среды, повышение духовного и материального уровня и развитие общей культуры человека –создание такой социальной среды для человека, которая бы способствовала устранению неуверенности в завтрашнем дне, росту уважения, личного достоинства человека, нормализации жилищных условий, бытовых условий, ликвидации источников (травматических, инфекционных), вызывающих те или иные заболевания, способствующие ослаблению организма и ведущие к возникновению неврозов. К примеру, лучшей профилактикой «неврозов военного времени» является поддержание прочного мира.

· совершенствование культуры производства и быта – нормализация режима труда и отдыха, достаточный сон. Всякое недосыпание способствует снижению работоспособности и возникновению неврозов. Хорошим средством в борьбе со снижением работоспособности, способом поддержания общего тонуса является аутогенная тренировка. Овладение аутогенной тренировкой увеличивает производительность труда, улучшает общее самочувствие, углубляет ночной сон и повышает жизненный тонус.

· строгое соблюдение спортивного режима –например, бег трусцой, утренняя зарядка либо сочетание бега с зарядкой, плавание. Систематические занятия спортом способствуют повышению мышечного тонуса, который, в свою очередь, повышает тонус мозговых клеток. А последнее способствует быстрому угасанию любых невротических симптомов, в том числе и навязчивых страхов.

· правильное понимание сущности неврозов. Более легкие невротические состояния часто разрешаются спонтанным выздоровлением в силу того, что в жизни человека что-то меняется решающим образом, «направление опять оказывается правильным». Иногда решающей оказывается встреча с психотерапевтом.

Поскольку у каждого человека существуют противоречивые желания, то никто не застрахован от возникновения неврозов при определенных обстоятельствах. Защитить от этого может только забота о своем личностном развитии, когда через участие в аналитических группах можно заранее разрешить свои потенциальные внутренние конфликты.

Лечение больных неврозами должно включать в себя:

1. устранение неблагоприятных факторов, спровоцировавших заболевание, а следовательно диагностика его клинической формы. При истерическом неврозе применяют нейролептики, проводится несколько сеансов гипноза; при неврастении применяют транквилизаторы, больные обучаются приемам аутогенной тренировки; при неврозе навязчивых состояний рекомендуется сочетание антидепрессантов в малых дозах с нейролептиками или с транквилизаторами; при выраженной тревоге используются нейролептики в малых дозах. При невротической депрессии показаны антидепрессанты, обладающие стимулирующим действием, проводятся психотерапевтические беседы для выявления психотравмирующей ситуации и отношения больного к ней.

2. проведение таких лечебных мероприятий, как психотерапия, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, санаторно-курортное лечение.

а) Психотерапия делится на рациональную и каузальную.

· Рациональная психотерапия включает в себя метод «перевоспитания», при котором, как при обучении, развивается и укрепляется интеллект больного. Его учат правильно смотреть на вещи и явления своей жизни, приучают к коррекции масштаба своих переживаний. Больному разъясняют физиологическую сущность невроза и его субъективных жалоб, убеждают в возможности полного излечения. Одновременно с этим необходимо провести тщательное клиническое обследование больного. Врачу надо очень тактично отнестись к жалобам больного, добиться полного его доверия, разъяснить, почему назначено то или иное лечение. Рациональная психотерапия особенно эффективна при неврастении. При истерии эффективной является гипнотерапия, а также суггестивная психотерапия. В случаях истерических параличей можно при помощи переменного тока вызвать сокращение той или иной мышцы или движение всей конечности и таким путем продемонстрировать больному возможность совершения им движений.

· Каузальная психотерапия построена на осознании больным факторов, которые привели к возникновению невроза и понимания причин его развития, что помогает больному преодолеть болезнь. Важным лечебным фактором является аутогенная тренировка. Необходимы строгий режим труда, отдыха, сна, питания, освобождение от дополнительных нагрузок. Назначают общеукрепляющее лечение, при необходимости – седативные средства.

б) Медикаментозное лечение должно быть направлено на нормализацию основных нервных процессов – возбуждения и торможения. С этой целью проводится терапия бромом и кофеином. Бром усиливает процессы торможения, а кофеин повышает силу возбудительного процесса. Умелое сочетание этих препаратов дает возможность в одних случаях укрепить процессы торможения, а в других – усилить процессы возбуждения. При гипостенических формах неврастении – стимулирующие средства: пантокрин, китайский лимонник, элеутерококк в виде настоек, витамины группы В и аскорбиновую кислоту. При плохом аппетите – подкожное введение инсулина 4 ЕД и внутривенное – 20 – 30 мл 40 % раствора глюкозы (15 – 20 вливаний на курс).

в) Физиотерапевтическое лечение включает в себя водные процедуры (солено-хвойные, углекислые и другие ванны, душ Шарко, циркулярный душ, влажные укутывания), массаж воротниковой зоны.

г) Лечебная физкультура (для больных с преобладанием возбудительного процесса менее активная, а для больных с преобладанием тормозных процессов – более активная) также является эффективным средством борьбы с невротическими состояниями. Рекомендуются утренняя гимнастика, легкие спортивные игры,

д) Стационарно-курортное лечение включает в себя удлиненный ночной сон, а также дневной сон. С этой целью назначают снотворные средства (фенобарбитал, ноксирон, седуксен, эуноктин и др.). Для больных, страдающих неврозом навязчивых состояний, санаторно-курортное лечение в санаториях общего профиля не показано. Их следует направлять в санатории невросоматического типа.

Следует помнить, что длительно существующие неврозы (особенно более года) обрастают привычками и требуют заметного времени для своего лечения. Поэтому при возникновении невроза лучше не затягивать обращение к психотерапевту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: