Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду

Управление атмосферными процессами (в СССР в 1930-х годах создан институт экспериментальной метеорологии (основная цель – получение искусственных осадков как средства борьбы с засухой); в 40-х – 50-х опытным путем подтверждена возможность искусственного выпадения осадков из переохлажденных облаков; в 50-х годах результатами заинтересовались военные (появился термин «метеорологическая война»)).

Использование сил природы для ведения военных действий применялось США во Вьетнаме (обработка облаков реагентами, вызывающими обильные ливни).

Работы по управлению атмосферными процессами:

1) СССР (работы двойного назначения (раскрытие от туманов и низкой облачности аэродромов, палуб авианосных кораблей, акваторий портов) и целевые (возможность противодействия через погоду электронным и оптическим средствам, спутниковым системам противника; велись исследовательские работы по возможности покорения энергии тайфунов, теоретические работы по возможности влияния на циклоны умеренных широт));

2) США (развивались проекты по изменению климата, созданию искусственных цунами и землетрясений, а также активному воздействию на тайфуны с целью их разрушения или изменения траектории).

Управление погодой требует точнейшего анализа состояния атмосферы и возможностей ее эволюции (незначительный просчет может вызвать нежелательный эффект) (в природе существуют каналы управления, используя которые можно при незначительных затратах энергии привести в действие атмосферную машину колоссальной мощности – аналогия с атомной энергетикой)

В 1970-х годах возник вопрос о необходимости включить активное воздействие на гидрометеорологические и иные геофизические процессы в список запрещенных для военных и любых иных враждебных целей и подлежащих международному контролю (СССР выступил с инициативой разработки и подписания международной конвенции).

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 (устанавливает запрет на использование сил природы в качестве оружия для ведения военных действий):

1) Государство – участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, имеющих широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству – участнику.

Средства воздействия – любые средства для изменения путем преднамеренного управления природными процессами динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

2) Государство – участник обязуется не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществлению указанной деятельности.

3) Положения Конвенции не препятствуют использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях и не затрагивают общепризнанных принципов и применимых правил МП, касающихся такого использования.

4) Государства – участники обязуются способствовать полному обмену научной и технической информацией об использовании средств воздействия на природную среду в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене.

5) Государства – участники обязуются принять любые необходимые меры по запрещению и предотвращению любой деятельности, противоречащей положениям Конвенции.

6) Государства – участники обязуются консультироваться и сотрудничать друг с другом в решении любых вопросов, которые могут возникнуть в отношении целей или в связи с выполнением положений Конвенции.

Консультации и сотрудничество могут предприниматься путем использования процедур в рамках ООН (могут включать использование услуг международных организаций, а также Консультативного комитета экспертов).

Консультативный комитет экспертов (созывается депозитарием в течение месяца после получения просьбы государства – участника; предпринимает выяснение фактических обстоятельств дела и представляет экспертное мнение депозитарию, который рассылает его всем государствам – участникам).

7) Любое государство – участник, имеющее основание полагать, что другое государство – участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из положений Конвенции, может подать жалобу в СБ ООН (должна содержать всю относящуюся к делу информацию и доказательства, подтверждающие ее обоснованность).

8) Государство – участник обязуется сотрудничать в проведении любых расследований, которые могут быть предприняты СБ ООН на основании полученной им жалобы (о результатах расследования СБ информирует государства – участников).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: