Личность и общение

Трудно переоценить значение общения для формирования личности человека, особенно в его детском возрасте. Но и во взрослом состоянии, когда формирование личности считается завершенным, мера, характер, и особенности коммуникации человека оказывают в том или ином направлении на него влияние, например, на его возможность разным образом интерпретировать события и явления окружающей действительности.

Влияние коммуникации на формирование личности может быть не только продуктивным, но и малоэффективным, в том числе при контактах сверстников, людей разных поколений, коллег, случайных попутчиков…

Продуктивность общения невозможна без способности, желания к умения личности понять позицию другой его стороны, отстаивая одновременно при?том и свою, т.е. она зависит от того, удалось ли общающимся найти точки соприкосновения, контактировать на «одном языке».

В принципе человек, вступающий в коммуникацию, волен сам избирать ее способ и манеру, но при этом ему следует действовать осмысленно и не забывать об уже устоявшихся ее правилах, и вообще о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

С другой стороны, способ и манера общения являются одной из важных характеристик личности, имеют устойчивый и только ей присущий характер. Каждому человеку присущи определенные способ и манера коммуникации, которые проявляются и в семье, и в деловой сфере, и на пляже в Анталии, и при коллективном вскрытии чужого сейфа.

Важное значение для способа и манеры общения человека имеет то, какие этические принципы он исповедует и главное, как их использует на практике. Влияют на манеру коммуникации и другие факторы. Человек активно в нее вступает, если она отвечает его материальным или духовным интересам, исповедуемым им жизненным ценностным ориентирам, и наоборот старается избежать общения, если оно идет в разрез с ними. Ограничивает или вообще избегает его и лицо, отличающееся неспособностью к последовательной и целенаправленной его регуляции.

К числу прав человека, видимо, можно отнести и его право на свой способ и манеру общения, на их выбор в соответствии со своей непохожестью на других, с особенностями своей личности. Признавая свое право на такой выбор, одновременно необходимо признавать такое же право за другими участниками.

С помощью общения личность имеет возможность в большей или в меньшей степени выражать свою потребность в понимании, помощи, самовыражении, дружбе, любви, человечности, бифштексе…

Уровень этической зрелости человека в процессе коммуникации определяется не только тем, насколько она строится на основе общепризнанных моральных ценностей. Он определяется также тем, насколько этот человек гуманно относится к другим, насколько он способен устанавливать с ними отношения, достойные и полезные для обеих сторон.

Вступающему в общение следует поступать в отношении других так, как бы он хотел, чтобы те относились в процессе его к нему. Иногда при этом рекомендуют руководствоваться таким положением: общайся с другими настолько хорошо, насколько они это делают по отношению к тебе. Однако увлекаться соблюдением при коммуникации этого положения, видимо, не следует, поскольку с этической точки зрения оно не всегда безупречно как регулятор человеческого поведения.

В наше время довольно широкое распространение в процессе общения получило и положение, содержание которого высокоморальным не назовешь: «Тымне, я тебе». А это иногда используется общающимися для оправдания своего безнравственного поведения по отношению к лицам, которые этим же отличаются.

Воспитанный и одновременно разумный человек в этом случае абстрагируется от безнравственной особы, от ее субъективного к себе отношения, от ее невоспитанности, от неприятной ситуации и от психического противоречия между общающимися. В этом же случае такое лицо, вступающее в общение, свободу и творческое к нему отношение проявляет в способности строить его только на основе предписаний этики, гуманизма, уважения человеческого достоинства.

Вряд ли кто станет отрицать, что на особенности коммуникации не последние влияние оказывают личные чувства и характер отношения между ее участниками, т.е. от того, насколько проявляются между ними симпатия, антипатия и т.д. Следует учитывать и то, что само общение в значительной степени формирует человеческие чувства, регулирует поведение и поступки.

Поэтому вряд ли стоит в процессе коммуникации противопоставлять личную сферу (субъективное) общественной (как объективное проявление личности). Строить общение лучше на основе единства чувства и дела, но так бывает не всегда: при определенных видах межличностных контактов привлекательность другого человека имеет не последнее значение (любовь, дружба), а единство чувства и долга нарушается.

При общении в этом случае целесообразно абстрагироваться от личных пристрастий и ориентироваться прежде всего на интересы дела. Можно говорить о многоуровневости общения. Оно создается не только самими общающимися, но и существующими между ними отношениями.

Их уровень стимулирует или ограничивает, или вообще тормозит коммуникацию. Предпочтителен тот их уровень, при котором реализуются нравственные ценности, а общающиеся строят свое поведение в соответствии с ними.

Иная картина имеет место, когда общение строится на поведенческом уровне, т.е. на основе соблюдения его участниками лишь некоторых правил, когда при этом принимаются в расчет лишь поведение и поступки партнера или складывающаяся ситуация. Манера коммуникации, используемая человеком, часто характеризует его, так или иначе, как личность.

Если он не признает в другом личность, ее право на индивидуальность, это, прежде всего, негативно характеризует его самого, а не противоположную сторону. Очутившись в той или иной ситуации при коммуникации, человек занимает или вынужден занимать определенную позицию, выбирать способы и средства общения, отбрасывать те из них, которые являются в данной ситуации непригодными. Свою роль при этом играют и особенности его личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: