Важнейшими качествами вербальной коммуникации являются ее доказательность и убедительность. Без них она сильно проигрывает.
Чтобы быть убедительной и аргументированной, речь говорящего должна строиться по определенной композиционно-логической схеме. Логическое доказательство включает в себя три взаимосвязанных элемента — тезис, доводы (аргументы) и способы доказательства (демонстрация).
Тезис — это утверждение, истинность которого требуется доказать. Он должен быть верным, ибо иначе никакими аргументами не удастся его обосновать. Хотя истинным используемый тезис бывает не всегда и не везде.
Доводы — это мысли или положения, истинность которых уже проверена и у слушателей сомнений не вызывает. Самым сильным и неопровержимым подтверждением их является совокупность фактов, имеющих отношение к тезису.
Способ доказательства — это форма используемой говорящим логической связи между тезисом и доводами. Её цель показать, что тезис достаточно обосновывается доводами и поэтому является истинным.
|
|
В распоряжении общающихся два вида логических доказательств — прямое и косвенное. При первом обосновывается истинность тезиса.
А во втором случае непосредственно доказывается не тезис, а его отрицание — антитезис. После этого с использованием закона исключения третьего выводится заключение об истинности тезиса.
Общающимся при определении тезиса, который они собираются доказывать, полезно руководствоваться следующими правилами:
1. Тезис должен быть так сформулирован, чтобы он был понятен всем слушателям.
2. Тезис нельзя менять в ходе всего доказательства.
3. Тезис не должен быть противоречивым в логическом отношении
Нарушение первого правила приводит к расплывчатости и нечёткости определений, затрудняет процесс аргументации, приводит к путанице
Когда говорящий нарушает второе правило, имеет место «потеря тезиса» или «подмена тезиса». Особенно это присуще малоопытным людям или тем, кто из-за волнения нередко теряет главную нить рассуждения, сбивается на второстепенное или вообще начинает говорить о постороннем.
Нарушение третьего правила, т.е. наличие в тезисе противоречия, не всегда остаётся незамеченным слушателями и может вызвать у них неприятие.
Процесс доказательства включает в себя вначале выдвижение определённого тезиса, который затем подтверждается аргументами. Берут их не с потолка, а по возможности, из жизни.
Аргументы должны быть не любыми, а только истинными. Ложными доводами нельзя доказать ни одного тезиса, хотя есть и лица, придерживающиеся противоположного мнения. Аргументы также должны быть достаточными для обоснования выдвинутого тезиса.
|
|
Стремление обосновать тезис ложными аргументами иногда используется для придания изложению иронического или юмористического оттенка.
Иногда общающиеся при использовании аргументов для доказательства тезиса стараются применять их в возможно большем количестве. Это делать следует не всегда: говорящий чаще должен быть экономным в своей речи, используя наиболее убедительные, яркие доказательства и отбрасывая менее существенные и повторяющиеся.
Установлено, что в процессе доказательства применение аргументов конкретного содержания действует на слушателей сильнее, чем абстрактных. Поэтому если партнер использует длинные абстрактные рассуждения, полезно применять против него лаконичные суждения и конкретные цифры и факты.
Во время доказывания связь тезиса с аргументами производится индуктивным, дедуктивным, по аналогии и прочими логическими методами.
Участниками коммуникации реже, чем прямое, применяется косвенное доказательство. Объясняется это тем, что результативность его воздействия на слушателей значительно ниже, чем у прямого.
Использование фактов выполняет роль не только аргументов при доказывании. Оно также дает возможность поддержать или восстановить внимание слушателей. Поэтому правильно поступает тот, кто включает их в абстрактные рассуждения, т.е. разбавляет их конкретными материалами.
Число фактов, которые следует использовать для доказательства, их соотношение по признаку абстрактности и конкретности определяются видом и характером коммуникации, особенностями слушателей, а также тем, чего хочет и чего не хочет говорящий.
Когда другие уже знакомы с фактическим материалом, речь может содержать минимум фактов и максимум обобщений. А вот для менее Подготовленных слушателей целесообразно больше применять фактические материалы. Но в любом случае говорящему следует руководствоваться принципом: от более доступного к менее доступному.
Ему не рекомендуется использовать непроверенные факты, а также те из них, в правдивости которых у него есть сомнения.
Иногда во время межличностного общения приходится наблюдать такую картину: говорящий привел немало выразительных фактов, но эффекта, к которому стремился, не достиг, поскольку не сделал из них соответствующий вывод.
Другой нередко наблюдаемый недостаток при подборе фактов для доказательства — это их бессистемность, когда недостаточно учитывается их типичность. Иногда это у говорящего получается случайно, а иногда делается сознательно, чтобы обвести слушателей «вокруг пальца».
Не следует ему забывать и о «стилистике факта». Согласно ей ему нужно хорошо подумать, прежде чем использовать факты — учесть их соответствие образовательному уровню, полу, национальности и прочим характеристикам своих слушателей.
Лучше при этом отдать предпочтение тем фактам, которые в той или иной степени затрагивают личные интересы партнеров или связаны с различными местными событиями.
Считается, что общающимся не следует ради занимательности притягивать «за уши» факты, не имеющие отношения к теме. Однако полностью отрицать их значение для пользы дела нельзя. Просто при использовании их нельзя «терять голову» и чувство меры.
Говорящий может не достичь поставленной цели, если для доказательства будет использовать широко известные факты, которые мало привлекают внимание слушателей. Есть в этом и иная сторона: безмерное использование нового и тем более сенсационного тоже до добра не доводит.
Прежде чем использовать факты в качестве доказательства общающимся следует задуматься еще над тем, какую эмоциональную нагрузку они несут слушателям. Особенно это нужно учитывать при общении с молодежью и с женщинами.