Принципы организации музыкальной формы. Импровизация и точная фиксация музыкального текста как различные полюса формообразования. Музыкальная форма в традиционной восточной и новоевропейской музыке.
Музыкальная форма как процесс и как схема. Музыкальная драматургия и интонационное развитие.
Основные формы европейской музыки Нового времени.
Полифонические формы. Подвижной контрапункт. Канон. Фуга.
Формы гомофонно-гармонической музыки. Период. Классификация малых форм. Соотношение сложной и простой трехчастной формы. Форма рондо и ее структурное выражение. Рондо и рондальность. Вариационная форма. Ostinato как форма и принцип развития. Сонатная форма как воплощение принципа динамического сопряжения музыкального материала. Соната и сонатность. Циклические формы. Сонатно-симфонический и сюитный циклы. Инструментальный концерт. Крупные вокально-инструментальные формы. Композиционные закономерности кантатно-ораториальных произведений. Музыкально-драматические формы. Особенности оперной и балетной драматургии.
|
|
Музыкальная форма в ХХ в. «Раскрепощение» классических форм, совмещение разнородных структурных принципов. Новые методы композиции: додекафония, сериальность, алеаторика. Роль тембра и ритма в современном формообразовании.
Тема 12. Музыкальный язык (лекция)
Понятие музыкального языка. Символизм музыкального языка. Исторические и региональные особенности осмысления музыкального звучания. Музыка как символ культуры. Понятие «музыкального словаря эпохи».
Элементы музыкального языка как выразительные средства музыки. Классификация средств музыкальной выразительности. Мелодия и гармония. Склад и фактура. Метроритм и его семантические возможности. Семантика музыкальной формы, композиционных приемов. Организация музыкальной ткани и ее элементов как процесс создания художественного текста.