Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны | Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности |
2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества | Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества | Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими |
3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс» | Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений | Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать |
Окончание табл.
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход | |||
отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно | |||||
4. Достоинства |
Позволяет: - увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; - представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определенные закономерности исторического развития общества; - предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран |
- позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; - ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); - ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека |
|||
5. Недостатки |
- многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; - большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; - последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план |
- при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; - создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; |
|||
Линии | Формационный подход | Цивилизационный | |||
сравнения | подход | ||||
5. Недостатки | роль человеческого фактора, человеческую деятельность | - сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества | |||
- недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов | |||||
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая вo внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.
Понятие общественного прогресса
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.
Различные взгляды на направленность общественного развития:
- Французские просветители — история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
- Религиозные течения — преобладание регресса во многих сферах жизни общества.
- Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби — движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.
- Современные исследователи — положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.
Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии
Прогресс (от лат. progres-sus — движение вперед, успех) — это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций
- Относительность прогресса
- Есть области, к которым понятие прогресса не применимо
- Противоречивость прогресса
- Совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет
- Развитие человеческого разума
- Совершенствование нравственности людей
- Развитие производительных сил, включая самого человека
- Прогресс науки и техники
- Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
- Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.
- Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жишью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.