Расцвет Киевской Руси

Наследники Святослава и борьба их за власть – 972-980 годы

Олег – посажен в древлянской земле (погиб в 977 году) Ярополк в Киеве Владимир в Новгороде

Борьба завершилась победой Владимира

Владимир 980-1015 годы

- первая междоусобная война за власть, Владимир утвердился на Киевском престоле

- 980 год – языческая реформа, создание пантеона языческих богов во главе с Перуном. Это была попытка приспособить язычество к потребностям государства и общества. Закончилась неудачей

- 988 год – принятие христианства

Причины принятия христианства:

1.Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;

2.Оправдание социального неравенства;

3.Приобщение Руси к общеевропейским духовным и культурным ценностям

Значение

1.Укрепило государство и власть князя

2.Повысило международный авторитет Руси

3.Способствовало приобщению Руси к Византийской культуре

- Владимир укреплял и расширял древнерусское государство, окончательно подчинил радимичей, совершил успешные походы на поляков, печенегов, основал новые крепости города (Переяславль, Белгород и другие)

- укрепляет роль стольных городов – Новгород, Полоцк, Туров, Муром, Ростов, отправляет в них своих сыновей и наместников

- уделяет внимание внутреннему управлению, появляются первые земельные и судебные уставы.

После смерти Владимира между его сыновьями вновь началась междоусобная война – 1015-1019 годы. Войну начал Святополк, который убил братьев Бориса и Глеба, они стали первыми святыми на Руси, победу одержал Ярослав, вошедший в историю под именем Ярослав Мудрый.

Ярослав Мудрый – 1019-1054 годы

- способствовал расцвету древнерусского государства

- стал единовластным правителем Древней Руси, утвердился на киевском престоле в ходе длительных усобиц

- способствовал возвышению международного авторитета Руси, установил широкие династические браки с европейскими и византийскими дворами.

- осуществил военные походы в Прибалтику, польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов

- покровительствовал просвещению и строительству

- укреплял роль церкви в жизни общества, поддерживал строительство Софийских соборов в Киеве, Новгороде и других городах. В 1051 году митрополитом стал Илларион первый русский человек.

- основатель письменного русского законодательства. «Русская правда» («Правда Ярослава») – 1016 год. Правда Ярослава допускала кровную месть, ограничила круг лиц имевших право мстить. В 1054 году Ярослав установил очередной порядок наследования – по старшинству в роду. К власти поочередно должны были приходить только три старших сына, остальные княжат в своих вотчинах, не претендуют на киевский престол. 1054-1093 годы – правление Ярославичей: Изяслав, Святослав, Всеволод. В государстве было неспокойно. В 1072 они разработали новый свод законов, так как «Русская правда» их отца уже не отвечала требованиям времени.

Русская правда

Правда Ярослава 1016 год Правда Ярославичей 1072 год
Допускала кровную месть, но круг тех, кто мог мстить, был ограничен. Запретила кровную месть, её заменила - вира, штраф за убийство.

В запутанных случаях был «божий суд»:

1.Испытание огнем (вытащить из огня раскаленное железо)

2.Испытание водой (бросали в реку)

3.Поединок спорящих.

Ярославичи вели борьбу с половцами:

- 1061 год половцы впервые пришли на русские земли. С середины XI до начала XIII века совершили 46 крупных походов на Русь

- 1068 год, крупное поражение русских, восстание в Киеве. С 1068 года русские стали сами совершать походы против половцев. В 1103, 1109 и 1111 годах, организатором этих походов стал князь Владимир Мономах.

Владимир II Мономах – 1053-1125 годы, киевский князь с 1113-1125 годы

Владимир II Мономах – внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода и Марии дочери византийского императора Константина Мономаха

- организатор успешных походов русских князей против половцев.

- выступал за единство Руси. Организатор съезда князей в Любече (1097 год) на котором князья призывались княжить каждый в своей вотчине

- был призван на княжение в Киеве в 1113 году во время народного восстания

- ввел в действие «Устав Владимира Всеволодовича» где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство зависимых людей отрабатывающих долг

- остановил процесс распада древнерусского государства

- написал «Поучение к детям», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли

- продолжал политику укрепления династических связей с Европой, был женат на дочери английского короля.

Мстислав Великий – 1076-1132 годы, киевский князь с 1125-1132 годы.

- продолжал политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое древнерусское государство

- присоединил к Киеву Полоцкое княжество

- организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега

После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву, наступил период феодальной раздробленности.

Управление древнерусским государством

Великий князь

Местные(удельные)князья, посадники, волостели. Совет при князе(Дума). Бояре, высшее духовенство. Дружина. Старшая(бояре), младшая (гриди)

Социальный состав

Высшее сословие

- духовенство

- князья

- бояре

- дружинники

Низшие сословия

- крестьяне: люди – свободные общинники; смерды – зависимые крестьяне несшие повинность в отношении князя. Смерды подразделялись на закупов (смерд взявший у другого владельца ссуду(купу) скотом, орудиями труда, и т.п. и обязанные отработать этот долг) и рядовичей (смерды, заключившие с землевладельцем договор(ряд) об условиях своей работы на него.

- холопы – зависимая группа, близкая к рабам: долговые холопы, челядь(военнопленные)

- градские люди: ремесленники, купцы(гости)

Торговля на Руси

Вывоз(экспорт) Ввоз(импорт)
Воск, мед, лен, пушнина, кожа, кольчуги, замки, изделия из кости Дорогие ткани, оружие, церковная утварь, украшения, пряности, драгоценные камни.

Земельные владения

Вотчина Поместье
Земельное владение передаваемое по наследству. Наследуется, продается и покупается, вкладывается в монастырь Земельное владение предоставляемое за военную службу. Не наследуется, не продается и не покупается, не вкладывается в монастырь

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: