Изучение подражания у животных представляет значительный интерес не только для зоопсихолога. В подражательных действиях, особенно высших представителей животного мира, мы находим такие элементы поведения, которые явно имели прямое отношение к предыстории человеческих форм общения.
Необходимо четко различать две основные категории подражания у животных, изучение которых требует применения разных методов: стимулирование видотипичных действий и научение путем подражания («имитационное научение»).
В этологической литературе взаимное стимулирование животных обычно обозначается как аллеломиметическое поведение. Этот термин был предложен в 1945 г. Скоттом. Употребляются и такие обозначения, как «внушаемость», «передача настроения», «групповой эффект» и другие, но всегда имеется в виду стимуляция к тем же инстинктивным действиям, какие выполняет один из членов сообщества, т.е. взаимопоощрение видотипичной деятельности. Сюда относятся и упомянутые выше вспышки массового манипулирования в обезьяньем стаде, как и другие одновременно выполняемые действия обезьян или других животных, когда побуждающим фактором является лишь соответствующее поведение одной особи.
|
|
Аллеломиметическое поведение описано в большинстве функциональных сфер у многих приматов, хищных млекопитающих, копытных, птиц, рыб. Общеизвестны такие примеры, как одновременный отдых, собирание пищи, бегство или комфортные действия животных. К последним относятся, например, одновременно выполняемые чистка перьев или купание в песке у кур и других птиц. Результатом во всех случаях является некая согласованность, унификация и синхронизация поведения членов стада или стаи.
Значение аллеломиметического поведения для стадной жизни животных очевидно. Это поведение «цементирует» (по выражению Э.А. Армстронга) жизнь в сообществе, но не вносит изменения в его структуру и исключает соперничество. Благодаря эффекту суммации повышаются интенсивность и действенность соответствующих поведенческих актов, в ситуациях опасности обеспечивается безотлагательное стремительное бегство всех животных и т.д.
«Подлинное» подражание, очевидно, лучше всего обозначать как «имитационное научение». Сюда относятся в большой степени и явления, т.е. научение непосредственно по сигналам, подаваемым другими животными, без индивидуального опыта. Такое научение, в частности, изучено П. Клопфером у птиц.
Факультативное имитационное научение в простейших формах представлено в имитации невидотипичных движений на основе обычного (аллеломиметического) стимулирования. Сюда относятся, например, случаи имитирования обезьянами действий человека. В условиях тесного общения с человеком, особенно при ее содержании в домашних условиях, обезьяну окружает множество необычных для нее предметов, с которыми человек производит самые разнообразные действия. Вид этих, действий зачастую побуждает обезьяну к их имитации даже без специального побуждения или вознаграждения со стороны человека.
|
|
Высшим проявлением факультативного имитационного научения следует, очевидно, считать решение задач путем подражания (или хотя бы облегчение решения). При таком «имитационном решении задач» у животного-«зрителя» вырабатывается определенный навык в результате одного лишь созерцания действий другой особи, направленных на решение соответствующей задачи. Примерами могут служить эксперименты разных исследователей, проведенные с млекопитающими — человекообразными и низшими обезьянами, собаками, кошками, мышами. Что касается обезьян, то можно считать общепризнанным, что эта форма подражания играет в их жизни очень большую роль.
Итак, важная роль подражания как фактора и проявления групповой жизни и общения животных, как составная часть врожденного и благоприобретаемого поведения взрослых животных не вызывает сомнения. Но не менее важна роль подражания в индивидуальном развитии животных.
Разумеется, между облигатным и факультативным имитационным научением (как и другими типами подражания) существуют переходы. Кроме того, разные формы нередко выступают одновременно или даже в комплексе. С другой стороны, элементы подражания содержатся, как правило, в совместных играх животных, и иногда бывает нелегко или даже невозможно развести эти формы поведения. Можно сослаться хотя бы на подвижные совместные игры молодых обезьян с предметами. Эти игры в основном выражаются в том, что обезьяны хватают крупные, хорошо заметные предметы (палки, тряпки и другие несъедобные вещи, а также зеленые ветки и т.п.) и стремительно бегают, прыгают, кувыркаются, преследуют и ловят друг друга, прячутся за камни и неровности почвы, пробираются через кусты, забираются на деревья и соскакивают с них и т.д., не выпуская при всем этом предмет из рук. Часто завязываются схватки и «драки», не теряющие, однако, свой мирный характер. В таких играх нередко устанавливаются контакты между обезьянами, формируются отношения между
ними, развиваются их физические способности, приобретаются двигательные навыки и, возможно, стимулируется созревание некоторых врожденных компонентов поведения. В наименьшей степени при этом познаются свойства объектов манипулирования. Несколько иного рода коллективные игровые действия, при которых больший удельный вес имеют познавательные элементы, нам приходилось наблюдать при обращении молодых макак-резусов с прозрачными предметами.
Все эти совместные игровые действия происходят на основе подражания: стимуляции (в частности, видотипичного имитационного манипулирования), факультативного и, возможно, облигатного имитационного научения. Сказанное, разумеется, не означает, что между имитационной и игровой активностью животных нет различий; на них, однако, мы здесь не можем останавливаться. Но, вместе с тем, мы имеем здесь еще один пример того сложного переплета разных компонентов и факторов, который определяет все развитие поведения высших животных в онтогенезе.