Понятие о правовых нормах неразрывно связано с вопросом об их структуре. Структура нормы права – вопрос большой теоретической значимости.
Он важен потому, что строение нормы права во многом определяет и строение системы права в целом.
Он важен для правоприменительной практики, обо для правоприменительных органов необходимо знать, на какую модель нормы права им ориентироваться.
Проблема структуры нормы права является дискуссионной, существуют разные подходы к ее решению.
Большинство ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, включающей гипотезу, диспозицию и санкцию. Согласно этой позиции, структура нормы права выражается формулой «если – то – иначе».
В этой формуле «если» - гипотеза, «то» - диспозиция, «иначе» - санкция.
Нет смысла искать трехзвенную структуру в дефинитивных и целевых нормах, нормах-принципах и нормах-задачах.
Данная логическая структура рассчитана на такую разновидность правовых норм, как нормы-правила поведения.
|
|
Итак, норма-правило поведения состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, а сама структура нормы права – это совокупность ее необходимых элементов, обеспечивающих ее целостное единство и функциональную самостоятельность.
Гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия ее действия.
Условия действия нормы права определяются путем закрепления юридических фактов, т.е. тех жизненных обстоятельств, с наличием которых норма права связывает свое действие.
Устанавливая условия действия, гипотеза одновременно указывает круг субъектов, которые попадают в сферу правового регулирования. Например, гипотезы норм, устанавливающих ответственность физических за совершение налоговых правонарушений, определяют, что они должны достичь возраста 16 лет, быть вменяемыми и являться налогоплательщиками.
Гипотезы норм права в зависимости от строения (количества обстоятельств) могут быть простыми и сложными, а разновидностью сложной является альтернативная гипотеза.
В простой гипотезе сформулировано только одно условие (один юридический факт), с которым связывается реализация нормы права.
В сложной гипотезе указывается два или более условий, а норма права связывает свое действие только с их совокупностью.
В альтернативной гипотезе сформулировано несколько условий, но в отличие от сложной гипотезы наличие хотя бы одного из них приводит в действие правовую норму.
Например, в ст.20 Закона «О банках и банковской деятельности» определяются основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций: установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия; установление фактов недостоверности отчетных данных и т.д. Наличие хотя бы одного из условий порождает у Банка России право на отзыв лицензии.
|
|
Точно определенная гипотеза исключительно важна для правильного применения нормы права. Без гипотезы правоприменительный орган действовал бы вслепую. Неточное определение гипотезы влечет за собой неэффективность применения норм, а иногда и вред или полный «паралич» нормы права.
Диспозиция – часть нормы права, содержащая само правило поведения субъектов, согласно которому должны действовать участники правоотношения.
В ней изложена модель поведения субъектов.
Другими словами, она определяет права и обязанности, которые возникают у субъектов правоотношений при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.
Без диспозиции норма права бессмысленна.
В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Санкция – часть правовой нормы, где содержится указание на меры государственного принуждения (воздействия) в отношении правонарушителя.
В самом общем виде санкция как часть правовой нормы может указывать на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции или, наоборот, в ней могут содержаться последствия выполнения правила поведения.
Соответственно различаются и две разновидности санкций норм права: наказательные и поощрительные.
Рассмотрим характеристики каждой из разновидностей санкций в отдельности.
Первая разновидность санкций норм права - наказательные.
Санкция есть не что иное, как нормативное закрепление мер государственного принуждения.
По своему характеру эти меры неблагоприятны для субъекта, так как предусматривают ограничения личного, имущественного, организационного характера или заключаются в психологическом порицании субъекта.
В санкции определяются виды и пределы наказания (взыскания, меры юридической ответственности), которые, в свою очередь, конкретизируются в акте применения права.
В санкциях определяются меры государственного принуждения, неоднородные по своему содержанию.
В уголовном праве – различают виды уголовного наказания (штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы и т.д.).
В санкциях административных норм закрепляются меры административного наказания.
Санкция-поощрение – это структурный элемент нормы права, предусматривающий вид и меру государственного одобрения субъекта, применяемую в случае добровольного и заслуженного поведения, связанного со «сверхисполнением» диспозиции либо достижением общепризнанного результата. Например, за особые трудовые заслуги работник может быть представлен к государственным наградам, за добросовестный труд он может быть премирован, ему может быть объявлена благодарность и т.д.
Итак, в санкции как в структурном элементе правовой нормы могут закрепляться:
- во-первых, меры государственного принуждения;
- во-вторых, меры поощрения.
Санкции норм права можно классифицировать на виды по различным основаниям.
В зависимости от характера последствий они подразделяются на
- наказательные и
- поощрительные.
Отраслевая принадлежность позволяет различать
- конституционные,
- уголовные,
- административные,
- гражданско-правовые,
- финансовые,
- уголовно-процессуальные и
- гражданско-процессуальные санкции.
В зависимости от степени определенности санкции правовых норм делятся на
- абсолютно-определенные и
- относительно-определенные.
В свою очередь, относительно-определенные санкции классифицируются на
- относительно-определенные, с указанием на минимальный и максимальный размер (предел) меры государственного принуждения и
|
|
- относительно-определенные, с указанием только на максимальный размер (предел) меры государственного принуждения.
Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.
Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или тольковысший пределы меры государственного принуждения, применяемой к правонарушителю.
В зависимости от количества видов мер государственного принуждения, которые могут применяться, санкции бывают альтернативными и безальтернативными.
Альтернативная санкция оставляет у правоприменителя выбор из нескольких видов мер государственного принуждения, указанных в санкции, а
безальтернативная санкция указывает только на единственно возможную меру государственного принуждения.
Способы изложения норм права.
Норма права и статья нормативного акта нетождественны, нередко они могут не совпадать.
Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья нормативного правового акта – форма выражения государственной воли, форма изложения мысли законодателя.
По способу изложения нормы права в статье нормативного акта можно определить три варианта соотношения нормы и статьи:
1) прямой способ изложения нормы, когда норма права непосредственно (текстуально) излагается в статье нормативного акта;
2) отсылочный способ изложения нормы права имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не раскрывая вопроса по существу, отсылает к другой конкретной статье, в которой содержится часть нормы права.
Отсылочный способ позволяет избежать большого и ненужного числа повторений, скоординировать нормы между собой и сделать текст закона кратким и лаконичным.
3) бланкетный способ изложения имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к законодательству вообще.
Достоинство этого способа в том, что сама норма может не меняться долгое время, тогда как само законодательство, к которому она отсылает, может изменяться.
|
|