Федеральное Собрание

Правовой статус и основы организации Федерального Собрания регламентируются, в Конституции Российской Федерации в специальном разделе - «Федеральное Собрание».

Федеральное Собрание (парламент нашей страны) представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти.

Федеральное Собрание — самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиненный никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству.

Характеризуя Федеральное Собрание как представительный орган, можно отметить, что оно действительно представляет народ Российской Федерации — в нем представлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы.

Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты — федеральные законы — не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом.

Законодательный орган — парламент России — вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией, он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру:

состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации.

Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.

Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов РФ, принадлежит Совету Федерации.

Вторая палата Федерального Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения РФ в целом.

Часть 2 статьи 95 Конституции не указывает с достаточной степенью четкости способ формирования Совета Федерации - избрание, замещение по должности, назначение членов этой палаты Федерального Собрания.

В ней лишь указывается исходный принцип: в Совете Федерации заседают по два представителя от каждого субъекта РФ –

по одному от законодательного и

исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Любые изменения в численности субъектов РФ (увеличение или уменьшение) влекут за собой изменения в количественном составе Совета Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Более широкий количественный состав Государственной Думы позволяет ей образовывать значительное число депутатских комитетов и комиссий, охватывающих основные направления внутренней и внешней политики.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет (ранее Конституцией был установлен четырехлетний срок).

Вызывает вопросы "разведение" сроков полномочий Президента и Думы.

Одной из причин такого "разведения" сроков законодатель указывает цель

"развести" избирательные кампании и не держать наше население, экономику, страну целый год в состоянии избирательных гонок.

Также это повысит статус законодательного органа.

До сих пор выборы в Государственную Думу воспринимались как репетиция перед президентскими. Теперь это исключено.

С другой стороны, синхронность выборов придавала устойчивость и рациональность политической системе.

Одновременно приходил новый Президент, новое Правительство и новая Государственная Дума.

"Разведение" сроков полномочий может привести к так называемой разделенной демократии, варианту, при котором Президент и Государственная Дума будут представлять разные политические силы.

Данное положение Конституции в части срока полномочий применяется в отношении Государственной Думы, которая избрана после вступления в силу федерального закона от 30 декабря 2008 г.(№ 6-ФКЗ) "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы".

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Согласно ФЗ от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

членом Совета Федерации может быть избран (назначен)

гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается

законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа (в двухпалатных органах - на срок полномочий палаты), а

при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы регулируется

Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Этот Закон установил пропорциональную избирательную систему, в соответствии с которой

все депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации.

Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Именно такая избирательная система установлена для проведения выборов депутатов Государственной Думы пятого созыва.

Предыдущим законодательством была предусмотрена смешанная избирательная система, которая соединяла два принципа избрания депутатов:

во-первых, принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам,

во-вторых, принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные списки кандидатов.

225 депутатов Государственной Думы избирались по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных в федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Другая половина избиралась по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образованным на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ.

Часть 1 статьи 97 Конституции вводит три требования к депутатам (и, следовательно, к кандидатам в депутаты) Государственной Думы:

депутатом Государственной Думы может быть,

во-первых, гражданин России,

во-вторых, гражданин, достигший 21 года, и,

в-третьих, гражданин, имеющий право участвовать в выборах.

Содержание третьего из перечисленных требований раскрывается в части 3 статьи 32 Конституции: "Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда".

Части 2 и 3 статьи 97 Конституции закрепляют принцип несовместимости должностей с депутатским мандатом.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Это связано,

во-первых, с непременным условием для депутата Государственной Думы сосредоточиться на выполнении, в первую очередь, своих важных для жизни общества и государства обязанностей.

Поэтому часть 3 той же статьи специально оговаривает постоянный характер работыдепутата.

Во-вторых, требование несовместимости должностей вытекает

из необходимости обеспечения независимости депутата в административном, материальном и дисциплинарном плане от каких-либо органов и должностных лиц, кроме соответствующей палаты Федерального Собрания, ее внутренних органов и должностных лиц.

Именно это позволяет депутату в полной мере нести политическую и моральную ответственность перед своими избирателями и зависеть, прежде всего, от своей внутренней убежденности в том, что его действия соответствуют интересам страны и способствуют благу народа.

Именно поэтому часть 3 статьи 97 допускает совмещение депутатского мандата с осуществлением

преподавательской,

научной и иной

творческой деятельности, поскольку

такая деятельность, даже при условии занятия на условиях совместительства каких-либо должностей в государственных учебных или научных учреждениях, не предполагает выполнения каких-либо управленческих функций, а значит, не нарушает упомянутой выше независимости.

Независимость депутата в материальном плане тесно связана с оплатой его деятельности.

В мировой практике давно признано, что члены парламента должны получать вознаграждение.

Вознаграждение включает как заработную плату, так и ряд других материальных благ.

Это связано с тем, что для осуществления депутатской деятельности парламентарии нуждаются

в поездках к избирателям, привлечении опытных помощников и т.д.

Необходимы также медицинское обслуживание, страхование жизни и другие гарантии.

Общество сознательно идет на соответствующие расходы, понимая важность создания удовлетворительных материальных условий для успешного осуществления народными избранниками их деятельности.

Жизнь и здоровье члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного содержания федерального министра.

Страховые суммы выплачиваются в случаях

гибели члена парламента, если гибель наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения здоровья в связи с осуществлением им своих полномочий,

причинения парламентарию в связи с осуществлением им своих полномочий увечья или иного повреждения здоровья, как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности.

В случае причинения члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы в связи с осуществлением ими своих полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий

от призыва на военную службу и на военные сборы.

По окончании срока полномочий им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.

Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры,

избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их полномочий вправе продолжить военную службу (службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры) или досрочно уволиться с военной службы (службы в органах внутренних дел, органах прокуратуры).

По окончании срока их полномочий им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо по иному месту службы.

Ряд льгот предусмотрен для супруги (супруга) депутата Государственной Думы, уволенной (уволенного) в связи с переездом депутата для выполнения им своих полномочий в Государственной Думе (перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы и др.).

В случае досрочного роспуска Государственной Думы

депутаты этой палаты получают

единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий,

из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения ими своих полномочий; в этом случае на депутатов Государственной Думы распространяются гарантии трудовых прав.

Депутату Государственной Думы и проживающим совместно с ним членам его семьи, находящимся на день роспуска Государственной Думы вне своего постоянного места жительства, обеспечиваются

бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества к постоянному месту жительства.

Депутату Государственной Думы, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная

пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством РФ пенсионного возраста.

При этом размер пенсии не может составлять менее 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения данного депутата.

Совет Федерации самостоятельно устанавливает размер ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, связанного с осуществлением им своих полномочий.

Выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением членом этой палаты своих полномочий, не облагаются подоходным налогом.

Члену Совета Федерации возмещаются расходы, связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им своих полномочий.

Все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой в палате должности, за исключением Председателя Государственной Думы,

получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему.

Депутату Государственной Думы устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему

в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу.

Председателю Государственной Думы устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему

в размере должностного оклада Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу.

Депутату Государственной Думы ежемесячно

возмещаются расходы, связанные с осуществлением им своих полномочий, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда.

При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением им своих полномочий, не облагаются подоходным налогом.

Депутату Государственной Думы возмещаются расходы, связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им своих полномочий.

Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней.

Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение парламентариям предоставляется на условиях, установленных для членов Правительства РФ.

Каждому члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в здании соответствующей палаты предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений в связи с осуществлением парламентариями своих полномочий пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Расходы по использованию средств связи организаций в связи с осуществлением депутатами своих полномочий возмещаются организациям за счет федерального бюджета.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы на территории РФ имеют право

бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси.

Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны

в течение часа предоставлять членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы отдельный номер.

Депутату Государственной Думы, не имеющему в городе Москве жилой площади, предоставляется

служебная жилая площадь для проживания, в том числе с членами семьи, которую он обязан освободить не позднее одного месяца со дня прекращения его полномочий.

Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, оплачиваются за счет федерального бюджета.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладаютнеприкосновенностью.

Неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в статье 98 Конституции РФ, - один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности.

По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности.

Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости.

Закрепление неприкосновенности в Конституции РФ является определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа.

Нарушение положений закона, регулирующего вопросы неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть привлечены

к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке,

задержаны,

арестованы,

подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также

подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность парламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.

Вопрос о лишении членов Совета Федерации и депутатов ГосударственнойДумы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой.

Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы

Генеральный прокурор вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление.

Палаты рассматривают это представление в порядке, установленном Регламентом соответствующей палаты,

принимают по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора.

При необходимости от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы.

В рассмотрении вопроса в Совете Федерации, в Государственной Думе вправе участвовать соответственно член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление.

О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания.

Особый порядок привлечения депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, составляет одну из существенных черт парламентского иммунитета.

Из Конституции РФ следует, что неприкосновенность парламентария не означает егоосвобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности.

Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращению в личную привилегию, что означало бы,

с одной стороны, неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, а

с другой - нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью.

Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных Конституцией РФ, в отношении парламентария допустимо

осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям

вплоть до принятия решения о передаче дела в суд в соответствии с положениями УК и УПК РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Вместе с тем это не означает лишения парламентария неприкосновенности. Следственные действия в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы должны осуществляться

под непосредственным надзором Генерального прокурора РФ, ибо именно он вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении парламентария неприкосновенности.

Если палата, рассмотрев представление, установленным большинством голосов не примет на основании имеющихся материалов решения о лишении депутата неприкосновенности, вопрос о его предании суду снимается.

Без согласия палаты судебное разбирательство не может иметь места.

Федеральное Собрание, согласно части 1 статьи 99 Конституции, является постоянно действующим органом.

Его деятельность регулируется регламентами, принимаемыми каждой палатой отдельно.

Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

-самостоятельность палат — каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены, отсутствует подчиненность;

-неодинаковая компетенция — к их ведению относятся, в основном, разные вопросы;

-различный порядок формирования палат.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации.

Нижняя палата — Государственная Дума — призвана представлять интересы населения в целом.

Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают отдельно.

Конституция (часть 3 статьи 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны):

во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ,

во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда,

в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

В статье 101 Конституции РФ рамочно закреплены принципы внутреннейорганизации работы палат парламента, а детализированы и конкретизированы они в Регламенте Совета Федерации и Регламенте Государственной Думы.

Так, часть 1 статьи 101 указывает, что Совет Федерации избирает из своего состава

Председателя Совета Федерации и его заместителей,

однако сам порядок избрания не ясен.

В соответствии же с Регламентом Совета Федерации процедура избрания Председателя включает два тура тайного голосования. Председатель считается избранным, если за него было подано не менее половины голосов общего числа членов Совета Федерации.

В Конституции также ничего не сказано относительно того, какое число заместителей могут иметь Председатели палат Федерального Собрания.

Регламенты палат устанавливают, что количество заместителей устанавливается самой палатой.

Голосование происходит в один тур, а кандидату для избрания требуется получить больше половины голосов общего числа членов палат Федерального Собрания.

Избранные таким образом Председатели палат и их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Конституция РФ в части 3 статьи 101 лаконично упоминает лишь о возможности образования палатами Федерального Собрания

комитетов и комиссий, предоставляя Государственной Думе и Совету Федерации самим определять их число, направления деятельности и состав.

Часть 5 статьи 101 Конституции содержит норму о Счетной палате - контрольном органе, формируемом Советом Федерации и Государственной Думой.

В феврале 1995 г. вступил в силу Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", который подробно регулирует ее деятельность.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и с этих позиций вправе

проводить проверку любого государственного органа, финансируемого за счет федерального бюджета (в том числе и по запросам, поступающим из Совета Федерации и Государственной Думы).

Счетная палата дает также общую оценку исполнения федерального бюджета. Согласно статье 2 указанного Федерального закона Счетная палата решает следующие задачи:

а) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

б) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

в) оценка обоснованности доходов и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных фондов;

г) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

д) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

е) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

ж) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В Конституции России определены вопросы исключительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зависят от воли других государственных органов.

К компетенции Совета Федерации отнесено:

- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации, причем решение по данному вопросу палата вправе принимать, только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ;

-утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

-утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

-решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. (Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворческих задач);

-назначение выборов Президента Российской Федерации;

-отрешение Президента Российской Федерации от должности;

-назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

К ведению Совета Федерации отнесено также:

-назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

-назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы:

-она дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства — кандидатуру на эту должность в Думе представляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

- решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юридическую ответственность перед парламентом. Вопрос о доверии Правительству может решаться Думой по собственной инициативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

- назначает на должность и освобождает от должности ключевые фигуры в нашем государстве:

-Председателя Центрального банка, который назначается Думой сроком на четыре года. Инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Президенту.

-Назначает Уполномоченного по правам человека (деятельность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц),

-объявляет амнистию — это исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы.

-Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности. Только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если Конституцией не установлен иной порядок принятия решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: