Путешествия в эпоху первобытности

Пророки некоторых религий, например Заратустра, по поверьям, считаются «пришедшими со звезды», в данном случае — Сириуса, чтобы дать людям знания об истинном устройстве мироздания, о Едином Боге, о Вселенском Разуме.

Согласно последним археологическим открытиям, неандертальцы заселили Европу в промежутке от 200 до 100 тыс. лет назад. Во время холодных фаз (наступление ледника) неандертальцы в своих перемещениях достигали территорий современного Ирака, а также Восточного Средиземноморья. Примерно около 80 тыс. лет назад в районе Ближнего Востока произошла встреча неандертальцев — выходцев из Европы — и Homo sapiens, которые мигрировали из Африки. Вторая миграционная волна Homo sapiens начала свое движение 60—50 тыс. лет назад вновь на север. Третья волна Homo sapiens — переселенцев лишь спустя 10—20 тыс. лет вновь двинулась в Европу, где и осела.

Попасть, например, в Австралию можно было только водным путем. Первые поселенцы появились на территории современной Новой Гвинеи и Австралии около 40 тыс. лет назад.

Одним из наиболее выдающихся народов, склонным к путешествиям планетарного масштаба, были малайцы. Они с начала I тыс. до н. э. вплоть до конца I тыс. н. э. пересекали пространство Индийского океана, колонизируя остров Мадагаскар. Часть переселенцев прибывала даже с островов Ява и Суматра. Мальгаши, современные жители Мадагаскара, говорят на языке малайско-полинезийской группы и относятся к южной ветви монголоидной расы. Совпадают способы обработки земли мальгашей и малайцев, типы жилищ, многие обычаи. Это не в последнюю очередь относится к традиции мореплавания. У каждой семьи, живущей в прибрежных районах, есть лодка. И отделение сына начинается не с брачной церемонии, а со строительства лодки для его будущей семьи.

Прекрасные мореходные качества древних плавсредств были блестяще подтверждены в наше время, когда были повторены палеотрансокеанские путешествия на судах, сконструированных по древним рисункам и археологическим находкам: например, плавание Тима Северина или Тура Хейердала.

Австралийское общество из-за своей изолированности в большой степени стагнировало. Аборигенам Австралии не было известно земледелие, и одомашнить они сумели лишь собаку динго. За десятки тысяч лет они так и не вышли из младенческого состояния человечества, время как бы остановилось для них. Европейцы застали австралийцев на уровне охотников и собирателей, кочующих с места на место по мере оскудения кормящего ландшафта.

Исходным пунктом в освоении Океании была Индонезия. Именно отсюда направлялись переселенцы через Микронезию в центральные области Тихого океана. Сначала ими был освоен архипелаг Таити, затем Маркизские острова, а потом острова Тонга и Самоа.

Миграционные процессы стимулировали развитие конкретных знаний в первобытном социуме. Это были знания по географии, развивался календарь, ботаника и зоология, а также зачатки механики.

Поэтому можно говорить о том, что путешествия в древности содействовали становлению художественной культуры.

По верованиям многих древних народов душа путешествовала не тоглько в материальном мире, но и после смерти. Последователи философского учения даосизма впереди похоронной процессии несли бумажного журавля, крылатого посланца небес. Когда журавля сжигали, душа умершего на его спине возносилась к небесам.

Учение о переселении души (сансара) характерно и для многих религий, в том числе исповедующихся и в настоящее время: индуизма и буддизма.

В зороастрийском учении умершие уходят в загробный мир по мосту Чинват (или Чинвато-перето — Переход-разлучитель). Чин-ват выстроен из лучей света. Аналог этому «Переходу-разлучите-лю» можно встретить и в древнеславянской мифологии. Радуга славянами воспринималась как небесный мост. Славяне отмечали ра-дунец или радуницу — «навий-день», родительскую, день поминовения усопших. Древние славяне считали, что душа умершего по радуге (рай-дуге) совершает свое последнее путешествие: из Яви в Навь (потусторонний мир). С усовершенствованием его хозяйственной деятельности усложнялась социальная структура первобытных коллективов, менялась мотивация миграций. Но сами миграции были составной частью образа жизни в эпоху первобытности.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные теории происхождения жизни на Земле. Какие из них связаны с активными «миграционными процессами»?

2. Обоснуйте влияние миграций на антропогенез.

3. Как происходило освоение: Америки; Океании; Австралии?

4. Каким образом влияли миграции в эпоху первобытности на распространение и интенсификацию знаний и умений?

5. Как у различных народов проблема путешествий была отражена в их религиозных воззрениях?

6. Правомерно ли говорить о «первобытном туризме»?

Литература

Войтов В. И. Океанские дороги человечества. — М., 1994.

Голант В. Планету открывали сообща. — Л., 1969.

Зубов А. А. Человек заселяет всю планету. — М., 1963.

Крючков А. А. История международного и отечественного туризма. — М., 1999.

Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий (проблемы исторических контактов). — М., 1978.

Сенкевич Ю. А. На Ра через Атлантику. — Л., 1973.

Ханке X. Люди, корабли, океаны. — М., 1982.

Хвйердал Т. Древний человек и океан. — М., 1982.

1.3. Туризм на Древнем Востоке

Значение передвижений людских коллективов как средства перемещения информации усиливается в предцивилизационный период и во времена возникновения и формирования древневосточных деспотий. До V вв. до н.э. мировым центром, генерирующим основные идеи в области техники и новейших технологий, был регион Ближнего и Среднего Востока.

Неолит «подарил» человечеству не только переход к земледелию и скотоводству, но также и гончарное производство, и ткачество. Это была, в свою очередь, и последняя ступень перед веком металлов.

Таблица 1.1

Достижение Ближний и Средний Восток Китай Европа
Производство: керамики Меди Ткачество 9 тыс. лет до н. э. 7 тыс. лет до н. э. 7(?) — 6 тыс. лет до н. э. 6 тыс. лет до н. э. 3 тыс. лет до н. э. 3 тыс. лет до н.э. 6 тыс. лет до н. э. 5—4 тыс. лет до н.э. 3 тыс. лет до н. э.

Следующими технологическими новшествами, которые стали появляться начиная с середины IV тыс. до н. э. опять же в районе Ближнего и Среднего Востока, были: соха, колесо, колесный транспорт и упряжь для животных, механические подъемники воды — шадуфы, усовершенствованный (вертикальный) ткацкий станок.

Первая низкокачественная сталь была получена на севере Малой Азии в XV—XIV вв. до н.э., несколько веков народы, населяющие эту территорию, были монополистами по производству стали. В VIII в. до н. э. ассирийцы впервые получили латунь путем сплава меди и цинка. В Китае и Европе эти инновации появляются позже. В древних законодательствах появляются статьи, оберегающие жизнь и имущество торговцев, как отечественных, так и зарубежных. Развитие прикладных наук позволяет добиться значительных успехов в кораблестроении, что позволяет совершать все более дальние и длительные походы.

Взаимоотношения между государствами требуют определенных норм общения. Императорские или царские послы отправляются в путешествия в другие страны с дипломатическими миссиями. На Древнем Востоке начинает развиваться наука. Ряд экспедиций носит не просто ознакомительный торгово-экономический или военно-стратегический, но и конкретно научный характер, например, плавание карфагенянина Ганнона, или экспедицию Скилака, организованную персидским царем Дарием.

Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни. Но в силу того что условия, сопровождающие путешественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий воспринимался как отмеченный и оберегаемый богом человек. В Древней Индии бог Индра — «царь богов» считался «помощником странников».

Технологические импульсы на Ближнем и Среднем Востоке продолжались и во II тыс. до н.э. В Египте и Месопотамии модернизируется соха, к ней добавляется лемех и рукоятки, она стала совмещаться с сеялкой, появляется борона. Гончарный круг стало возможно приводить в действие при помощи ног, что высвобождало у гончара вторую руку. У колеса появились спицы. Усовершенствование упряжи привело к тому, что лошадь (а не только волов, как до этого) стали использовать как тягловое животное

На Древнем Востоке по сравнению с периодом военной демократии резко возрастает и экспансионистская политика, находящая свое выражение в многочисленных военных походах. Можно, пожалуй, даже говорить о государствах-агрессорах, таких как Аккадское царство (XXIV—XXIII вв. до н.э.), Ассирия (XV—VII вв. до н.э.), Персидская держава (VI —V вв. до н.э.) и др. Возникновение цивилизаций привело к накоплению огромных богатств у правящей элиты, что было предметом вожделений соседних государств и народов. Сложившийся институт рабства также существовал, в основном за счет военных экспедиций.

Императорские или царские послы отправляются в путешествия в другие страны с дипломатическими миссиям.

Одной из первых цивилизаций, зародившейся в Междуречье — между Тигром и Евфратом — в IV тыс. до н.э., была цивилизация шумеров, загадочного народа: до сегодняшнего дня не смолкают споры о его происхождении. С III тыс. до н.э. в Месопотамии стали воздвигать зиккураты — ступенчатые храмы. Из расшифрованных текстов известно, что шумеры активно торговали со страной Мелуха — возможно, это Индийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро. Шумеры и индийцы обменивались товарами, опытом.

Первое централизованное государство Египет возникло в Месопотамии в XXIV в. до н.э. Его создал Саргон Великий (Древний). Это был один из самых великих завоевателей древности. Составленные в его правление многочисленные карты и планы легли в основу первого известного географического описания Передней Азии и стран Персидского залива, которое было сделано на статуе энси (царя) Лагаша — Гудеа в XXII в. до н. э. Навигации по Нилу способствовала сама природа. Течение помогало передвигаться с юга на север, а практически постоянный бриз делал возможным плавания под парусами и в обратном направлении. Нил был стержнем всей жизни древних египтян. Это была та «столбовая дорога», благодаря которой стали возможны контакты и с Нубией, находящейся на юге, и со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке от Египта. Из центральной части страны начинался близ Копта караванный путь, который вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха — привалы. Там всегда были хранилища с питьевой водой, представляющей главную ценность в пустыне. Первое плавание по Средиземному морю было, видимо, осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н. э. Из источников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ, откуда возвратилось «сорок судов с кедровым деревом». Веком позже при фараоне Сахуре в Палестину и Сирию из дельты Нила также была отправлена флотилия, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей. Из центральной части страны начинался близ Копта караванный путь, который вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха — привалы. Там всегда были хранилища с питьевой водой, представляющей главную ценность в пустыне.

Эти корабли, изготовленные из папируса, плавали по всей судоходной части Нила, поддерживая весьма оживленные торговые отношения между египетскими номами (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Древнеегипетский корабль

Первое плавание по Средиземному морю было, видимо, осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н. э. Из источников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ, откуда возвратилось «сорок судов с кедровым деревом». Веком позже при фараоне Сахуре в Палестину и Сирию из дельты Нила также была отправлена флотилия, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей.

Корабли всегда помещали и в погребальные камеры фараонов. Так, в пирамиде фараона Хеопса был обнаружен корабль длиной 43,4 м.

Велась посредническая торговля с Китаем, Индией, с народами Восточной Африки, где находилась страна Пунт, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса. Что касается карт, то есть один подлинный артефакт светской карты, где указано расположение дорог в золотоносных шахтах на берегу Красного моря. Эта карта относится к 1500 г. до н.э. Можно предположить, что достопримечательности Мемфиса и Фив, бывших в разное время столицами государства, знаменитый лабиринт и Фаюмский оазис, величественные храмы в Ком-Омбо и Абу-Симбеле и, наконец, пирамиды и большой сфинкс уже в древности привлекали туристов ничуть не меньше, чем в наши дни. Об этих «туристических» центрах Египта с восхищением пишет, например, Геродот.

Доказано, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем.

Под напором китайской и индийской колонизации островов Юго-Восточной Азии малайцы, проживавшие там, вынуждены были мигрировать. В середине II тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ зарождается цивилизация Древнего Китая. Уже к концу II тыс. до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура.

Великий китайский философ Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.) в трактате «Лунь юй» сообщает, что «ему очень бы хотелось поплавать по морю в деревянной шаланде». Видимо, этот вид морского путешествия был комфортен и приятен. Известно, что Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель. Идеалом философа было гармоничное общество, где каждый добросовестно исполняет свой долг. Согласно его учению, служение богам и духам не принесет пользы тому, кто забывает о служении людям.

Основатель даосизма — легендарный Лао-цзы, видя упадок правящей династии Чжоу, эмигрирует из страны. Предание гласит, что его задержали на одной из застав на западной границе империи. Начальник заставы заставляет письменно изложить основы его учения. За три дня мудрец надиктовал «Дао дэ цзин» — величайший из даосских текстов. «Дао» переводится как «путь», «тропа», «закон». На протяжении более 2 тыс. лет три учения (три духовных пути) определяли общественную и духовную жизнь Китая: конфуцианство указывало путь гармонизации отношений в обществе; даосизм — индивидуального мистического постижения мира, а буддизм — спасение через сострадание и молитву.

В эпоху Чжаньго можно искать и истоки паломнического и научного туризма. Жрецы различных культов, маги и чародеи верили, что в заливе Бохайвань (Желтое море) находятся острова Пэнлай, Фанчжан, Инчжоу, на которых проживают старцы — отшельники, владеющие многими премудростями, и, в частности, секретом бессмертия. И именно с этой эпохи начинают снаряжаться многочисленные морские экспедиции, направленные на поиски этих чудесных островов.

Основатель предыдущей правящей династии Цинь Шихуанди ввел в стране крайне жесткий диктаторский режим, основанный на философии легизма. Суть его государственной идеологии базировалась на примате законов, причем провозглашалось, что даже за маленький проступок необходимо карать очень жестоко, для того чтобы ни у кого не зародилось даже мысли о крупном преступлении. Существовало 12 видов смертной казни, среди которых отсекание головы было наиболее гуманным. В этом царстве тотального террора вряд ли возможны были массовые передвижения, не согласованные предварительно с властными структурами

Китайская стена. Она начиналась как земляные насыпи, которые создавались правителями северных царств начиная с V в. до н.э., чтобы защитить себя от центральноазиатских кочевников. При императоре Цинь Шихуанди (221 — 210 гг. до н.э.) строится как бы прообраз этого монстра в камне — длиной в 500 км, чтобы соединить отдельные участки и создать со временем единую цепь заграждений в 1500 км.

Кроме того, был построен «Волшебный канал» протяженностью 150 км. Он был прорыт через горную цепь и соединил север и юг Китая, положив начало внутреннему 1500-километровому непрерывному навигационному пути по рекам. Совершенствование инфраструктуры продолжалось и позже. В I в. до н. э. началось строительство «Великого канала», в целом он был завершен почти через 1,5 тыс. лет, составил около 1200 км и опоясал почти весь Восточный Китай.

При Цинь Шихуанди были продолжены поиски островов, на которых проживали отшельники, хранящие секрет бессмертия. С истинно императорским размахом он в 219 г. до н.э. организовал экспедицию под руководством даосских философов и придворных магов Хань Чжуна и Сюй Ши, а также алхимика Сюй Фу, в которой приняло участие несколько тысяч человек. Правда, они, не найдя, а может, и не ища островов, со временем основали поселение на Корейском полуострове. Их можно рассматривать как одних из первых политических эмигрантов в истории

В правление династии Хань заметно активизировались морские путешествия. В период Западного Хань (первые века нашей эры) купцы плавали на Суматру, Цейлон, достигали юго-западной оконечности Малаккского полуострова, а также Мадраса в Индии, откуда привозили жемчуг и «билюли» (разновидность драгоценных камней). Традиционным же экспортным товаром для Китая был шелк, монополию на торговлю которым он держал до VI в. н.э., когда по приказу византийского императора Юстиниана коконы тутового шелкопряда были тайно вывезены из Китая в полых посохах монахов.

С 166 по 180 гг. н.э. был налажен шёлковый путь для трансконтинентальной торговли между Европой и Азией, где основными торговыми партнерами долгое время были Китайская и Римская империи.

В Древнем Китае строились огромные 4-х палубные суда, создавались трехмерные карты. Известно, что в более ранние времена также существовали карты, но на них не было масштабной сетки.

Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна (II в. н.э.). Видимо, он первый создал географическую сетку. В III в. н. э Китайцев же считают и изобретателями компаса. Во дворце императора Цинь Шихуанди находилась удивительная карта, на которой Китай представлял собой один из субрегиональных торговых центров Азии начиная со II тыс. до н.э. Именно с этого времени известно о Нефритовом пути, по которому велась торговля китайских народов с многочисленными племенами, жившими к северу и северо-востоку, вплоть до Забайкалья.

Во II в. до н.э., когда китайцы разгромили кочевые племена сюнну (гуннов), налажена связь с Европой. Караваны шли из тогдашней столицы Китая Сианя до Бухары и Ферганы, была и дорога до Пенджаба в Индию.

Государство Финикия было расположено в Восточном Средиземноморье, оно имело многочисленные торгово-экономические связи с Египтом и Месопотамией. Финикийцы вынуждены были активно заниматься колониальной политикой. По побережью Средиземного и Черного морей насчитывались десятки их колоний. Одна из наиболее крупных североафриканских колоний — Карфаген — со временем отделилась от метрополии и стала самостоятельным и весьма влиятельным государством.

Финикийцы вели прямую и посредническую торговлю со всеми странами и народами, имевшими выход в вышеуказанные моря.

Финикийские купцы не брезговали и пиратством. Часто они грабили и прибрежные поселения, обращая их жителей в рабов, которых потом с выгодой перепродавали. Ведь рабы были весьма прибыльным товаром. Именно они были гребцами и грузчиками на их кораблях и трудились в копях.

Сухопутные торговые пути внутри страны «были снабжены постройками для отдыха караванов», часть этих караван-сараев была укреплена. Они «строились по одному образцу в подражание обширным дворам сирийских храмов и состояли из четырехугольного большого двора, окруженного крытыми галереями, разделенными внутри на отдельные помещения. Рядом были сделаны колодцы и насажены деревья» [12]. Знаменитый город древности — Пальмира, видимо, начал свою историю с подобного караван-сарая, который был отстроен по указу царя Соломона. Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки.

В VII в. до н. э. финикийцы совершили плавание вокруг Африки по заданию египетского фараона Нехо II (609—594 гг. до н.э.),

Рис. 1.3. Корабли финикийцев

который хотел иметь доказательства того, что Ливия, как тогда называли Африку, со всех сторон омывается морями. Об этом, видимо, широко известном путешествии есть упоминание и у Геродота.

Финикийцы дали имя азиатскому континенту. Земли, лежащие на восток от Средиземного моря, они называли Асу — восход; со временем это название трансформировалось в Азию.

Европейские полуострова, лежащие к западу от Финикии, стали называться странами заката — Эреб — Европа. Африка в то время носила название Ливии, а свое современное название она получила лишь во времена Римской империи.

К выдающимся мореплавателям и путешественникам древности можно с полным основанием отнести и жителей острова Крит.

Критская (минойская) цивилизация существовала с середины III тыс. до н.э., достигнув своего расцвета к XVII—XVI вв. до н.э. В это время флот династов Крита Миносов доминировал в Восточном Средиземноморье. Критяне даже сумели минимизировать пиратство в этом районе. Это удалось им сделать не только потому, что у них был прекрасный флот. Жители острова Крит под руководством царя сами достаточно долгое время занимались пиратством и прекрасно знали все места расположения, обычаи и уловки пиратов.

Их корабли арендовали египтяне для перевозки финикийского леса. Крит проводил и активную колонизаторскую политику как в направлении материковой Европы — юг Балканского полуострова, так и по отношению к населению многочисленных островов Эгейского моря. Очевидно, что жители Крита участвовали не только в военных или торговых экспедициях. Аристократия имела и свои корабли, которые курсировали из Кносса в Микены или даже к побережьями Финикии и Египта. В эти путешествия брали с собой и членов семей, как правило сыновей, для которых эти плавания были не только торговой и навигационной школой, но и прекрасным морским вояж

Создание Персидской империи Ахеменидов в середине I тыс. до н.э., простирающейся от Средней Азии до Египта, привело к систематизации географических знаний.

Персидская империя осуществляла очень динамичные торговые операции как на своей территории, так и с сопредельными странами, путешествия с самыми различными целями были характерной чертой этого государства. Известна разведывательная экспедиция, совершенная во времена правления Дария I (522 — 489 гг. до н.э.), имеющая большое познавательное значение. Египетский царь послал финикиян в плавание вокруг Ливии. После того как они совершили это плавание, Дарий покорил индийцев и с тех пор господствовал также и на этом море. Таким-то образом было выяснено, что Азия (кроме восточной ее стороны), подобно Ливии, окружена морем»

Одним из наиболее «странствующих» народов являются евреи. История государства Израиль начинается в начале II тыс. до н.э., когда Авраам, один из патриархов древности и праотцов еврейского народа, покинул Месопотамию и переселился в Ханаан (Палестину), «землю обетованную».

Позже его потомки переселились в Египет. Но жизнь в Египте со временем стала для евреев невыносимой. На исторической арене появляется политический деятель, который возглавил исход своего народа из Египта. Это был Моисей. Сорокалетнему странствию посвящены четыре из пяти книг Моисеевых — «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие», которые являются составной частью Ветхого Завета. И только через 40 лет Господь дал возможность 120-летнему Моисею увидеть «землю обетованную», а избранному Богом народу — заселить ее.

На Древнем Востоке явственно проступили черты всех видов туризма. Некоторые из них, такие как паломнический и научный, даже были неплохо развиты. Морские и речные путешествия также были хорошо известны жителям древних цивилизаций Востока.

Контрольные вопросы и задания

1. Обоснуйте, что на перемещение информации в Древнем мире большое влияние оказывали передвижения людей.

2. В каких древних мифах и сказаниях воспевались и восхвалялись путешественники?

3. Каковы были главные причины, побуждавшие к путешествиям на Древнем Востоке?

4. Какие мотивы лежали в основе большинства экспедиций финикийцев?

5. Расскажите о торговых маршрутах шумеров, жителей цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро.

6. Куда и с какими целями направлялись экспедиции Древнего Египта?

7. Что Вам известно о морских походах в Древнем Китае?

8. Охарактеризуйте военные походы Саргона Древнего, персидских царей (Кира II, Дария I).

9. Каких выдающихся путешественников Древнего мира Вы знаете? Расскажите о маршрутах и результатах их путешествий.

10. Какие библейские сюжеты повествуют о миграционных процессах в Древнем мире?

Литература

Библиотека всемирной литературы. — М., 1973. — Т. 1.

Войтов В. И. Океанские дороги человечества. — М., 1994.

Геродот. История. — М., 1999.

Гришин Ю.А. История мореплавания. — М., 1972.

История древнего мира / Под ред. И.М.Дьяконова. — М., 1989.

Ландстром Б. Корабли фараонов. — М., 1976.

Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. — М., 1982. — Т. 1.

Снисаренко А. Б. Курс — море мрака. — М., 1982.

Сыма Цянь. Исторические записки. — М., 1962. — Т. 1 —2.

Фрадкин Н. Г. Географические открытия и научное познание Земли. — М., 1972.

Шаповал Г. Ф. История туризма. — Минск, 1999.

1.4. Активизация туризма в эпоху античности*

* Античность (от лат. antiquitas — древность, старина) включает в себя период развития цивилизации Древней Греции, эпохи эллинизма и цивилизации Древнего Рима.

Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времен, что нашло свое отражение в мифах. К наиболее известным относится миф об аргонавтах. Согласно Диогену, первым известным изложением этого похода была поэма критского жреца и философа Эпименида, жившего в VII в. до н. э. Его сочинение не сохранилось, но двумя веками позже поэт Пиндар вновь возвращается к этому сюжету, ещё позже – Флакк, Овидий и Сенека.

Плавание под руководством Ясона совершили 50 греческих героев на корабле «Арго», что в переводе с греческого значит «быстрый», «юркий». Поход был совершен за поколение (20 — 25 лет) до Троянской войны, т. е. в XIII в. до н. э. Ясон был отправлен за золотым руном дядей, узурпировавшим власть у его отца.

Сначала путь Ясона лежал к острову Лемнос в Эгейском море, на котором жили только женщины. Правительница острова прекрасная Гипсипила (ее аналогом в «Одиссее» выступает Кирка) столь очаровала аргонавтов, что они забыли о цели своего путешествия. Освободившись от ее чар, аргонавты достигли города Кизик на побережье Мраморного моря, где сразились с шестирукими великанами, подобными циклопам в «Одиссее», и истребили их. С большим трудом, благодаря хитрости, они сумели проскочить через самое узкое место Босфора — Симгатегады, где расстояние между берегами всего 2 км, а в непогоду оно представляет сплошной водоворот. Считалось, что выход в Черное море преграждают «блуждающие» — сходящиеся — скалы. Аргонавты пропустили через эти скалы голубя, а когда они разошлись, вперед ринулся «Арго». Не успев уничтожить корабль, скалы остановились навсегда. Этот эпизод можно рассматривать как символ открытия греками Черного моря или Понта.

На анатолийском берегу Понта они попадают в страну амазонок, а позже — и в Колхиду. Сначала они высаживаются на острове бога войны Ареса — Аретиаде, где жили изгнанные Гераклом из Аркадии стимфалийские птицы с медными перьями, клювами и когтями. Аргонавты вынуждены были облачиться в военное снаряжение. Очевидно, что контакты с колхами носили военный характер. Преодолев все препятствия, аргонавты, наконец, прибыли в столицу Колхиды — Эйю (на этом месте теперь город Поти). Руно попадает в руки Ясона.

Греческие ученые называют «отцом географии» Гомера, жившего в IX—VIII вв. до н.э. Поэмы Гомера изучались во всех школах, читались на праздненствах. На русский язык «Одиссея» впервые была переведена в 1822 г. поэтом Н.И.Гнедичем. Мы можем познакомиться с поэмой благодаря выдающемуся поэту-романтику В.А.Жуковскому. Н.А. Римский-Корсаков написал кантату «Из Гомера», начинающуюся строками из «Одиссеи».

«Илиада» посвящена Троянской войне (ок. 1200 г. до н.э.), а «Одиссея» рассказывает о возвращении на родину после окончания этой войны царя Итаки Одиссея.

Есть все основания предполагать, что в «Одиссее» описано реальное путешествие моряков по Средиземному и Черному морям.

Одиссей скитался столь долго из-за гнева бога морей Посейдона. Одиссей ослепил сына Посейдона, одноглазого циклопа Полифема. И только вмешательство Афины помогло завершить это нелегкое путешествие. О необыкновенном путешествии, длившемся почти 10 лет повествуют нам 24 песни поэмы. Очень много схожего в странствиях аргонавтов и Одиссея. В них описывается известная, но еще не изученная до конца ойкумена, окраины которой «населены» всевозможными чудовищами и волшебниками. Путешествия подобного ранга воспринимались греками как героические подвиги.

Одним из первых ученых-путешественников был «отец истории» Геродот (484 — ок. 430 гг. до н.э.). Он объехал Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Вавилонию, Египет, Персию, побывал на большинстве островов Средиземного моря, а также в Крыму и в стране скифов. В своем знаменитом труде «История» он описал не только историю многих народов Старого Света, но также сохранил для потомков бесценные этнографические примеры. Он сообщил основные географические знания, накопленные к V в. до н. э.

Другой выдающийся путешественник – Страбон (64—23 гг. до н.э.)., путешествовал всю жизнь, посетил Крым, Кавказ, Египет, Италию. Написал 43 тома, до нас дошло только 17.

Греки чаще всего путешествовали морем. Дороги вели к общенациональным святилищам, каким, например, был Олимп. В Древней Греции существовали гостиницы, но в них не всегда кормили. Поэтому путешественники провизию возили с собой. Чаще всего останавливались у друзей и знакомых, из-за плохого сообщения между отдельными городами-государствами греков гостиниц и постоялых дворов было очень мало. Обычно в богатых домах бесплатно принимали чужестранцев, причем это не всегда были родственники или знакомые Гостеприимство находилось под покровительством Бога Зевса.

Гостиничная индустрия долго не привлекала греков, потому что содержание гостиниц и питейных заведений считалось нечестным и недостойным промыслом. Немногочисленные гостиницы и постоялые дворы содержались за счет государства и только в местах массового скопления людей. Это могли быть спортивные состязания, курорты или места религиозного паломничества. В гостиницах селились только иностранцы. Надо отметить, что жители Афин или, в особенности, Спарты не ездили за границу без особых на то обстоятельств. Это не в последнюю очередь объяснялось тем, что для подобного путешествия необходим был загранпаспорт — сфрагис.

Колониальная политика Греции: колонизация носила организованный характер. Первоначально обращались к оракулу, чаще Дельфийскому, с просьбой указать место для будущего города. В каждой метрополии существовали сборники религиозных обрядов по случаю предстоящей колонизации и закладки нового города. Из городской казны выделялись средства для строительства корабля, составлялся список семейств, которые собирались переселяться. Путешествие стоило очень дешево, особенно морем.

В Древней Греции зарождается курортология, лечебный туризм. Храмы Асклепия — бога врачевания — стали возникать в глубокой древности, в классический период (V—IV вв. до н.э.) их было не менее 60. Они возводились вдали от городов, на возвышенностях, в местах со здоровым климатом. Жрецами в этих храмах были люди, занимающиеся медициной.

Паломники, жаждущие выздоровления, прежде чем быть допущенными в храм к божеству, подвергались некоторым предварительным церемониям. Это был пост, омовения, банные процедуры, кроме того, были и церемонии, носившие чисто религиозный характер.

Греки очень ценили теплые целебные воды (серные, солено-серные, иногда железистые, но у них не было кислых вод), которые они называли гераклейскими. Паломничество было очень распространено в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями.

Торговля как один из видов путешествий особенно активизировалась с VIII в. до н. э. одновременно с колонизационными процессами. Греки стали доминировать в Восточном Средиземноморье. Греческие корабли можно было увидеть от Азовского моря до берегов Апеннинского полуострова. Торговцы покупали продовольствие, восполняли нехватку полезных ископаемых в метрополиях, продавая, по большей части, товары ремесленного производства. Греция торговала с Крымом и Египтом,Сицилией и Родосом, Финикией и Кипром и др. Все товары, как из Малой Азии, так и из Этрурии, проходящие через г. Сибарис, освобождались от любых таможенных пошлин.

Спортивный туризм возник в Древней Греции. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния.

О начале Олимпийских игр греков извещали специальные послы — феоры, которые рассылались по всем греческим полисам, достигая самых отдаленных, на время Игр провозглашали священный мир. Туристов было великое множество. Стадион вмещал до 40 тыс. человек, причем это были только мужчины. Замужние женщины не допускались на сами соревнования под страхом смертной казни. Развлекательный бизнес был поставлен на широкую ногу. По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Специально возводились для этого торговые ряды. Туристы осматривали древние храмы, желающие за определенную плату могли послушать гида, рассказывающего различные легенды. Большой популярностью пользовался зал Эхо, стены которого семь раз повторяли произнесенные слова.

На Олимпиаде можно было воочию наблюдать за всеми «звездами». Это были и прославленные полководцы, Философы: Анаксагор, Сократ, Диоген — собирали вокруг себя толпы народа, проповедуя или шокируя своим поведением. Молва приписывает некоторым из них, Пифагору и Платону, даже победы на Играх. Выступали тут и известные ораторы: Демосфен, Горгий, Лисий. Можно было послушать поэтов. Главы из своей «Истории» зачитывал здесь Геродот. Художники устраивали вернисажи под открытым небом.

Все иностранцы, т.е. не жители Элиды, должны были платить особый налог. Олимпиада продолжалась 5 дней. эллины собирались на Игры, повинуясь не только азарту. У них было сильно развито эстетическое чувство. Красота была не только эстетическим началом, она была составной частью идеологии. Известно, что Перикл говорил о необходимости красоты и гармонии как залоге стабильности в государстве. Греки славили и превозносили прекрасное человеческое тело как некий универсальный образец гармонии мира.

Победителям на Олимпиадах при жизни на родине ставили памятники, вручалась пальмовая ветвь, а друзья и родственники осыпали цветами, им раздавались драгоценные вещи и дорогие материи, то впоследствии на голову им стали возлагать венки из ветвей оливкового дерева, которое росло перед храмом Зевса и, по преданию, было посажено Гераклом.

Благодаря путешествиям развивается картография. Древнегреческие ученые создают первые в Европе географические карты. Это приписывают философу Анаксимандру — ученику легендарного Фалеса. Достижениями греков были учения о сферичности Земли (Парменид, Эвдокс Книдский) и единстве Мирового океана (Аристотель).

Восточный поход Александра Македонского, длившийся почти 10 лет, он был заинтересован в изучении Азии. В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, и деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное. Этим походом было положено начало музееведению. Александр после победы над персами послал своему учителю Аристотелю в дар 30 талантов золота. На эти деньги Аристотель основал естественнонаучный музей. Аристотель просил своего царственного ученика присылать ему образцы неизвестных растений и шкуры или чучела необычных животных. Финикийцы торговали с населением Западной Африки, выходя через Гибралтарский пролив в воды Атлантического океана и продвигаясь вдоль африканского побережья далеко на юг.

Эпоха эллинизма внесла свой вклад в развитие путешествий. Если римлян часто называют учителями европейцев, то их учителями, в свою очередь, были этруски, этруски (тирены, расены) являются «пришлым» народом, В VII—VI вв. до н.э. этрусская цивилизация достигла своего расцвета. К этому времени она сравнилась по своему влиянию на море с такими великими морскими державами, как эллинская и Карфаген. В этрусские города в огромном количестве стекались богатства: золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни и т.д. Считается, что виноград и оливы завезли в Италию этруски. Этруски были прекрасными мореходами. Им приписывают изобретение якоря и руля, тарана.

Римляне «унаследовали» от этрусков не только своих первых царей, но и кормчих, и модели судов.

В основе цивилизации Древнего Рима лежит путешествие. Родоначальником Рима считается один из главных защитников Трои во время Троянской войны — Эней. После поражения Эней вынужден был, спасая семью, бежать из захваченного ахейцами города. Этому путешествию Вергилий посвятил поэму «Энеида». В Карфагене Эней был сражен любовными чарами и гостеприимством вдовствующей царицы Дидоны. Но верховный бог римлян Юпитер послал к Энею Меркурия (в дальнейшем покровителя странников), чтобы напомнить о необходимости продолжить путешествие. В г. Кумы на Аппенинском п-ве он попадает в Царство мертвых, где призрак умершего отца поведал ему о будущем великом предназначении Рима …спустя 5 веков на берегах Тира был заложен Рим. Так, римская аристократия ведёт свою родословную от троянцев.

Римляне много путешествовали, благодаря наличию прекрасных дорог. Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства. Их строительство начинается в 312 г. во времена правления императора Константина, одну из дорог даже называли Чудом света. Во всех населенных пунктах вдоль дорог возводились тротуары, через реки мосты. Дороги, соединяющие города, были кратчайшими.На дорогах ставили мильные столбы, возе них – лавочки (миля значит на латыни «тысяча», она составляла 1480 м). Общая протяженность римских дорог — почти 100000 км. Характерной чертой каждой станции также была таверна, где путники могли поесть. Как правило, на вывеске таверны изображалось какое-либо животное: орел, петух, журавль, реже предметы. На одной гостинице в Лионе был рекламный щит со следующим содержанием: «Здесь Меркурий обещает выгоду, Аполлон — здоровье, Септимен — хороший прием, и со столом. Кто войдет сюда, будет чувствовать себя превосходно; чужестранец, осмотри хорошенько место, где ты хочешь поселиться».

В Древнем Риме существовали уже и путеводители, в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены. Известен подобный путеводитель для паломников, совершавших путешествие из Бордо в Иерусалим, относящийся к IV в. н.э. Появляются в I в. до н.э. и туристические бюро, которые снабжали желающих путеводителями и справочниками. Спец. службы занимались транспортными перевозками, содержали экипажи для 2-4-х человек и целых семей. Путешественники в день обычно преодолевали 50-60 км, меняя лошадей на каждой станции. Путешествовали и пешком, и, если кто очень торопился, верхом, а большинство в зависимости от дальности поездки и толщины своего кошелька — в повозках.

Составлялись путеводители по Греции, так в 180 г. н.э. вышла книга «Описание Эллады». В ней были обобщены все историко-культурные и географические сведения об Элладе древних авторов. Аристарх Самосский, впервые описал Семь Чудес Света! «О Семи Чудесах Света» называется и труд Филона Византийского. Правда, этот автор, о котором почти не сохранилось исторических сведений, не считает Фаросский маяк в Александрии Чудом Света, но относит к ним стены города Вавилона.

Существовали гостиницы, но уровень обслуживания в них был низким, поэтому состоятельные люди возили с собой переносные палатки, или шатры.

Морские путешествия осуществлялись с весны до середины осени. Плавания были в основном неспешными. От Меотийского болота, как римляне называли Азовское море, до Александрии Египетской доходили за две недели со скоростью 4 узла, т. е. почти 11 км/ч.

I в.до.н.э.: в Риме развивался образовательный туризм, детей посылали учиться в Грецию (Афины, о.Радос); лечебные туры – на минеральные воды, психологическая реабилитация в храмах Асклепия (Эскулапа).

Огромное значение для развития торговли имело путешествие купца Гиппала в 14 —37 гг. н.э. Он отправился из Восточной Африки и достиг дельты Инда. Пособием для купцов можно назвать его «Плавание вокруг Эритрейского моря».

«Описание путешествия по Понту Евксинскому» (Черному морю) принадлежит перу греческого историка Арриана, жившего во II в. н. э. В своем труде Арриан пытается дать характеристику странам и народам, живущим по берегам этого моря. Поистине энциклопедическими трудами были «Всемирная история» Полибия и «География» Клавдия Птолемея.

Появляется даже философия туризма. Луций Анней Сенека в «Письмах к Луцилию» обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов». Сократа: «Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?». Путешествовать, чтобы получить максимум пользы и удовольствия, надо с чистой душой — считали античные ученые.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие виды туризма существовали в Древней Греции?

2. Каких мифических героев-путешественников Вы знаете? Опишите маршруты их путешествий.

3. Назовите наиболее известных путешественников Древней Греции, охарактеризуйте их путешествия.

4. Расскажите о Восточном походе Александра Македонского, о морском походе Неарха, других путешествиях эпохи эллинизма.

5. Приведите данные, говорящие о зарождении массовой индустрии туризма в Древнем Риме.

6. О каких выдающихся путешествиях эпохи Древнего Рима Вы можете рассказать?

7. В чем суть философских размышлений Сократа и Сенеки о туризме?

Литература

Арриан. Поход Александра. — М., 1993. Вергилий. Энеида. — М., 1971. Геродот. История. — М., 1999.

Гомер. Одиссея. — М., 1984. Ксенофонт. Анабасис (Поход). — СПб., 1993. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — М., 1987. — Т. 1 — 2. Страбон. География. — М., 1994.

Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. — М., 2000. Гиро П. Частная и общественная жизнь древних греков. — СПб., 1995. Гиро П. Частная и общественная жизнь древних римлян. — СПб., 1995. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. - М., 1982. — Т. 1.

Нойшрхен Г. Мореплавание вчера и сегодня. — Л., 1977. Снисаренко А. Б. Властители античных морей. — М., 1986. Ханке X. Люди, корабли, океаны. — Л., 1976.

Лекция 4 ПОХОДЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Начало средневековья ознаменовалось «великим переселением народов». На европейскую территорию вторглись гунны и др. северные народы. «Получив от Римской империи разрешение перейти через Дунай и занять местность во Фракии, переправлялись они целыми толпами днем и ночью, на кораблях, лодках, выдолбленных стволах деревьев». Римская империя все больше узнает о варварах, живущих около ее границ, выявляя для себя совсем «неварварские» формы их морали и поведения в быту. Публий Корнелий Тацит отмечал, что «ни один народ не является таким щедрым в гостеприимстве, как германцы. В трудах Феофана «Хронография», Маврикия «Стратегикон», Иордана (Иорнанда) «О происхождении и деянии гетов» появляются описания жизни славянских народов.

Благодаря различным формам походов: военных, торговых, дипломатических, а также миграционному процессу в виде великого переселения народов продолжали развиваться и совершенствоваться в средневековье многочисленные контакты между народами, благотворно влияя на общее поступательное развитие.

4.1. Паломничество и крестовые походы

Паломничество в средние века получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III — IV вв. При императоре Константине были построены храмы в Иерусалиме, в частности над Гробом Иисуса. В IV в. паломничество в Святую Землю сделалось настолько массовым явлением, что и среди самих паломников оно часто стало восприниматься просто как «зарубежный туризм». Приходилось даже ограничивать поток народа: «Не замышляй отдаленных путешествий, будь там, где веруешь, ибо к тому, кто вездесущ, приходят не морем, но любовью».

Паломники шли в Палестину не только на богомолье, но ими руководствовало и желание обрести частицы мощей, а также другие реликвии. Ежегодно в Иерусалиме 15 сентября устраивалась ярмарка на площади у церкви Девы Марии. Торговля среди паломников была столь прибыльной, что купцы из Генуи, Венеции, Пизы, Марселя имели свои конторы в городе и целые улицы для поселения.

Паломничество существовало и поощрялось всеми религиями, начиная с глубокой древности. В средневековье не было страны в Европе, которая бы не имела «своего» мученика или апостола, к которому обращались за помощью и поддержкой люди.

Миссионеры распространили христианство на все северные страны: Ирландию, Исландию и.т.д. Ирландская монастырская традиция требовала паломничества как составной части служения богу, в обязанности части монахов стал входить прием гостей и паломников. Главным содержанием паломничества была миссионерская деятельность. Уже в раннее средневековье паломничество к святым мощам носило массовый характер.

В Византии первые путеводители в Иерусалим по святым местам для пилигримов написаны на греческом языке, VIII в. В них подробно описываются христианские святыни в окрестностях Иерусалима, в долине р. Иордан и вблизи Мертвого моря: монастыри, храмы, жилища отшельников, памятники искусства и пейзажи. Мотивация паломничества была разной. Это могла быть и благодарность Всевышнему после одержанной победы, выздоровления или избежания опасности. Иногда поводом для похода было сновидение или явление во время сна. Некоторые родители еще в колыбели предназначали детей к богомолью. Когда те вырастали, они вынуждены были совершить паломничество.

Пилигримов принимали везде и вместо платы за проживание просили, чтобы они молились за хозяев. Странники часто не имели никакой другой «защиты», кроме креста, и путеводителями своими считали ангелов, «которым Бог предписал охранять детей своих и наставлять их на всех их путях».

Для приема странников устраивались гостиницы, пилигримы всегда считались привилегированными лицами среди прочих христиан. Паломнику выдавался специальный паспорт, которым его рекомендовали духовным и светским властям, просили о содействии. По возвращении пилигрима также служился особый молебен, а на алтарь местного храма возлагалась пальмовая ветвь, принесенная из Палестины, в знак счастливого окончания странствия. Паломниками в Древней Руси назывались странники, принесшие из Палестины пальмовые ветви — паломы.

В XII в. В Иерусалиме создаётся первый рыцарский Орден, первоначальной задачей братства была помощь больным, паломникам и купцам, а также защита паломников от разбоя неверных, что и вызвало боевой дух рыцарей этого Ордена. Паломнический «туризм» был необыкновенно прибыльным. У Ордена было множество земельных владений, полученных, главным образом, в результате дарений, как на Востоке, так и в Европе: во Франции, Италии, Англии, Германии, Кастилии и Арагоне. 1291 г. Орден вынужден был покинуть Палестину и перебраться на Кипр. Здесь они вновь усилились, приобрели остров Родос и создали островное государство, долгое время бывшее оплотом христианства на Востоке. Но под натиском турок они вынуждены были покинуть Родос. Их последним пристанищем стал подаренный им в 1530 г. императором Карлом V остров Мальта, после чего Орден стал называться мальтийским.

Защитой паломников занимались и другие рыцарские ордена, например, Орден тамплиеров.

Эпоха крестовых походов, вероятно, является самым грандиозным и величественным событием средневековья. Это время масштабных военных экспедиций западных стран под эгидой католической церкви на Ближний Восток. Официально провозглашаемыми целями крестовых походов было освобождение Святой земли от неверных — мусульман — и завладение общехристианскими святынями, отданными на «поругание» исламу. Постоянные конфликты между мусульманами и христианами.

В крестовых походах участвовало, так или иначе, все население Европы, они оно формировали нравственное единство нации. Именно крестовые походы обнаруживают наличие христианской Европы как единого целого.

В 1095 г. папа Урбан II перед тысячной толпой верующих города Клермона произнес проповедь, призывавшую к священной войне против неверных. Он призывал католиков отправиться на освобождение Гроба Господня, обещая церковное покровительство участникам этого похода - крестоносцам, а также определенную материальную выгоду: сохранение имущества, освобождение от налогов, от крепостничества. Двигались они по хорошо известному паломникам пути — по Рейну и Дунаю, зачастую дотла разоряя те местности, через которые лежал их путь. В Болгарии и Венгрии давали отпор крестоносцам. Византия содействовала рыцарским походам из Северной, южной Франции, Лотарингии, Южной Италии (норманы). В 1099 г. крестоносцы достигли стен Иерусалима, город был захвачен. Учиненная резня была необыкновенно жестокой. Мусульман убивали, несмотря ни на пол, ни на возраст.

По пути крестоносцы захватывали города, создавали свои государства по европейскому образцу. Местное население было превращено, по сути, в крепостных. Оброк с него нигде не фиксировался, зависел от произвола рыцарей и крупных феодалов и зачастую составлял более половины урожая. Это вело к обнищанию и провоцировало к постоянным волнениям и мятежам.

Попытка создания единых военных организаций для укрепления обороноспособности государств крестоносцев вылилась в учреждение (частичное реформирование) военно-монашеских Орденов тамплиеров. Но жажда наживы и стремление к политической власти у руководства Орденами оказались сильнее стремления к выполнению своих непосредственных охранительных обязательств. Это также стало одной из причин демонтажа государств крестоносцев. Первым пало Эдесское княжество в 1144 г.

В Европе готовится второй крестовый поход (1147— 1149). В целом поход окончился бесславно. Взять Дамаск, который был основной целью похода, им не удалось, не говоря уже о дальнейшем продвижении на юг.

У мусульман же в это время было создано объединенное государство, в которое вошли Египет, части Сирии и некоторые районы Месопотамии, во главе его встал султан Саладин. В короткое время им были захвачены в 1187 г. Иерусалим, Яффа, Сидон, Бейрут и ряд других городов. Это послужило толчком к началу третьего похода (1189— 1192), во главе которого стояли английский король Ричард I Львиное Сердце, французский король Филипп II Август и германский император Фридрих Барбаросса. И хотя Иерусалим отвоевать им не удалось, но относительный успех этого похода подталкивал к дальнейшей экспансии. Вскоре крестьяне перестали ходить в походы. Это стали уже по большей части рыцарские походы, ставшие завоевательными, но по-прежнему проходившие под религиозными знаменами.

Четвертый крестовый поход (1202—1204) со всей ясностью это показал. Он задумывался папой Иннокентием III против Египта. Но венецианским купцам отчасти обманом, отчасти игрой на таких низменных чувствах, как алчность и жадность, удалось изменить направление армий крестоносцев. И он закончился разгромом Византийской империи. На месте Византии были созданы Латинская империя.

Взять Иерусалим никак не удается потому, что люди, участвующие в этих походах, чересчур сильно погрязли в грехах, спасти ситуацию могут только невинные души детей.

В 1212 г. состоялся VI так называемый «детский крестовый поход». Некий мальчик, пастух Стефан, живший в деревне недалеко от Вандома, объявил себя посланцем Бога, который призван возглавить воинство, чтобы отвоевать Святую Землю у мусульман. Во Франции появилось множество мальчиков-проповедников, призывавших детей отправляться к Богу за море. Согласно хронике, во Франции на этот призыв откликнулось около 30 тыс. детей и подростков, в Марселе они были обмануты работорговцами, которые вместо того, чтобы переправить детей в Сирию, отвезли их в Египет, где и продали на невольничьих рынках.

После того как экономическая ситуация в Европе стала стабилизироваться — в 20-е гг. XIII в., движение крестоносцев пошло на убыль. Седьмой (1248—1254) и восьмой (1270) походы, возглавляемые французским королем Людовиком IX Святым, окончились полным провалом. Благодаря этим походам Европа смогла познакомиться с достижениями науки и культуры арабского мира. Европейские ученые значительно обогатили свои познания в области точных наук: астрономии, географии, математики, химии, трудов Аристотеля, переведённые на арабский.

В середине XII в. состоялся первый крестовый поход на Балтике, направленный против полабских славян, упорно державшихся язычества. За этим последовала длинная череда походов, предпринимаемых в стремлении подчинить своей власти не только прибалтийских славян, но и жителей финских земель и карелов, правителями Швеции. с 1240 г., шведы не оставляют попыток обратить в католичество и православных русских, правда, всегда безуспешно.

Противоборство русских и «ливонских немцев» продолжалось с начала XIII в. до Ливонской войны (1558 — 1583), во время которой войска Ивана IV разгромили последнее государственное образование крестоносцев на Балтике.

В конце XII в. начинаются крестовые походы немцев и датчан в Ливонию, которую населяли племена балтов. Крестоносцам понадобилось почти столетие, чтобы их завоевать.В 1217 г. папа Гонорий III провозглашает новый крестовый поход против прибалтийского народа — пруссов, которые незадолго до этого изгнали со своей территории католических миссионеров. «Просвещение» пруссов проводили братья Тевтонского ордена. В результате этого большинство пруссов было перебито, а часть бежала в Литву и была ассимилирована местным населением.

Эпоха крестовых походов на Балтике охватывает период с середины XII до середины XVI вв. Во время этих походов крестоносцам деятельную помощь оказывало купечество саксонских городов. Архиепископ Рижский Иоганн I Линен (XIII в.) в одной из своих грамот отметил, что Ливония и Пруссия «обращены к католической вере после Бога, главным образом с помощью купцов»

Эпоха крестовых походов и предшествующие ей массовые паломничества христиан в Святую Землю являются наиболее массовыми «странствиями» эпохи средневековья. Представители практически всех социальных слоев приняли в них участие. Многочисленные мемуары, научная и исследовательская литература дают возможность оценить эти процессы и понять значение этого явления с точки зрения истории зарождения и развития туризма и различных «сервисных служб» в Европе в этот период.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие виды странствий практиковались представителями монашества?

2. Какие рыцарские ордена брали на себя заботу о пилигримах?

3. Расскажите о подготовке и осуществлении паломничества в Святую землю.

4. В чем причины массовых миграций европейцев в XI —XIII вв., получивших название «крестовых походов»?

5. Охарактеризуйте четвертый крестовый поход, в чем его особенность?

6. Что Вы знаете о крестовых походах на Балтику?

7. Каково экономическое, социально-политическое и научно-культурное значение крестовых походов для европейцев и для народов Востока?

Литература

Вернадский Г. В. Киевская Русь.: Пер. с англ. — М., 1999.

Виллардуэн Ж. Завоевание Константинополя. — М., 1993.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. — М., 2000. — Т. 4.

История средних веков. Учебник.: В 2 т. / Под ред. СП. Карпова. — М., 1998.

Карсавин А.П. Монашество в средние века. — М., 1997.

Клари Р.Д. Завоевание Константинополя. — М., 1986.

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. — М., 1993.

Лв Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с франц. — М., 1992.

Мишо Г. История крестовых походов: Пер. с франц. — М., 1995.

Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. — М., 1977.

Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. — М., 1980.

Смирнова Е.Д. и др. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск, 1999.

Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. — М., 1988. — Кн. II.—Т. 3—4; Кн. III. — Т. 5-6.

Лекция 6 Торговые пути и «путешествия за знаниями»

С.83



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: