Неофрейдизм (Карен Хорни: образ «Я», Эрик Фромм: «бегство от свободы»; Гарри Салливан: межличностные отношения; Эрик Эриксон: эго-психология)

Карен Хорни (1885 – 1952) окончила медицинский факультет Берлинского университета. С 1918 до 1932 года работает в Берлинском психоаналитическом институте. С приходом Гитлера уезжает в США и работает заместителем директора Чикагского психоаналитического института, затем переезжает в Нью-Йорк и преподает там в психоаналитическом институте, сочетая работу преподавателя с психотерапевтической практикой. Разочаровавшись в Фрейде и его ортодоксальном психоанализе, Карен Хорни основывает свою ассоциацию и преобразовывает ее в Американский институт психоанализа.

Она стремилась всего лишь «исправить некоторые недостатки Фрейда, но пересмотрела отдельные положения».

Карен Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества и социального окружения на развитие личности человека. Она доказала, что развитие не основано только на врожденных инстинктах, человек развивается в течение жизни. Возможность развиваться в течении жизни опровергает фрейдовскую фатальную обреченность на невроз.

Карен Хорни считает: есть четкая граница между патологией и нормой, потому всегда есть надежда на полное выздоровление даже у невротика. По Карен Хорни, в структуре личности доминирует не инстинкт агрессии и либидо, а бессознательное чувство беспокойства, «чувство коренной тревоги», оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире».

К.Хорни сохраняет в своей теории идею Фрейда о значении бессознательного и мысль об антагонизме между внешним миром и человеком. Она считает причиной тревоги отчуждение родителей, чрезмерную опеку, подавление личности ребенка, враждебную атмосферу или чрезмерное восхищение ребенком. К.Хорни выделяла два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Первый вид связан со стремлением человека удовлетворить насущные потребности в еде, комфорте. При заботливых родителях тревога уходит, а если ухода за ребенком нет, личность ребенка невротизируется. Преодолеть психологическую тревожность сложно, т.к. надо создать у ребенка адекватный образ «Я». Одним из открытий К.Хорни является введение этого понятия – образ «Я». По К.Хорни, образ «Я» включает две части – это знания о себе и отношение к себе. В норме адекватность образа «Я» связана со знанием человека о себе в реальном плане. А отношение к себе должно быть позитивным. По К.Хорни, существует несколько образов «Я»: «Я» - реальное, «Я» - идеальное, «Я» - в глазах других людей. В идеале эти три образа «Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. Основой невроза может быть несовпадение «Я» - реального и «Я» в глазах других людей. В этом случае не важно, лучше или хуже думают окружающие о человеке, чем он сам о себе. И пренебрежение, и чрезмерное восхищение могут привести к развитию тревоги, а чтобы от нее избавиться, человек прибегает к психологической защите, как считал Фрейд. К.Хорни пересмотрела это положение Фрейда. Если, по Фрейду, какой-либо способ защиты разрешает внутренний конфликт между Ид и Супер-Эго, то, по мнению К.Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между человеком и обществом, а на приведение в соответствие мнения человека о себе и мнения о нем окружающих.

К.Хорни выделила три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме эти потребности и - соответственно - эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении «к людям» - уступчивый тип, либо в стремлении «против людей» - агрессивный тип, либо в стремлении «от людей» - устраненный тип.

При повышенном стремлении к людям человек преодолевает тревогу благодаря соглашению с окружающими, которые не заметят (или сделают вид, что не заметили) неадекватность его «образа Я». Но при этом у субъекта развиваются невротические потребности в привязанности и одобрении, он ищет другого человека, который позаботился бы о нем, восхитился им. Как и все невротические потребности, эти потребности нереалистичны и ненасыщаемы, ведь добившись признания от других, человек ищет еще больших похвал и признания. Такие люди не переносят одиночества, постоянно напрягаются от якобы холодности окружающих, и это напряжение служит у них основой невроза.

Уход от людей как способ защиты – это игнорирование мнения других, человек остается наедине со своим образом «Я», он старается быть независимым, из-за боязни критики бывает неприступен, но в душе остается неуверенным и напряженным. Это приводит к изоляции, сильно переживаемой им, она ведет к неврозу.

Попытка преодолеть тревогу, навязывая окружающим свой образ «Я» силой другим людям, тоже не ведет к успеху, т.к. развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации, стремлении к власти. Внимание окружающих кажется недостаточным, растет потребность в доминировании. В этом случае К.Хорни считает обязательной психотерапию.

Подход К.Хорни к пониманию психологической защиты повлиял на позиции социологический школы психоанализа.

Эрик Фромм (1900 – 1980)

Он окончил Франкфуртский университет, специализацию проходил в Мюнхенском университете и в Берлинском психоаналитическом институте, в 1933 году переехав в США, сначала работал в Чикагском психоаналитическом университете у К.Хорни, затем в Нью-Йорке. Занимался частной практикой, одновременно читая лекции в ряде институтов США.

Э.Фромм считается наиболее социально ориентированным из всех психоаналитиков, т.к. для него социальное окружение было не просто условием, а самым важным фактором в развитии личности. Но в отличие от А.Адлера, Э.Фромм понимал под средой не только ближайшее окружение человека, но и то общественное устройство, при котором он живет. От Фрейда Э.Фромм взял идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, от К.Маркса – мысль о значении социальной формации для развития психики и идею о развитии отчуждения при капитализме (он понимал под этим психологическое отчуждение от людей).

Вывод Э.Фромма был таков: движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в антагонизме, - потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Первая потребность заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общим с другими людьми ценностям, убеждениям, идеалам.

Вторая же потребность, в индивидуализации, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требования общества. Эти две потребности и есть причина внутренних противоречий, конфликта, мотивов у человека.

Индивидуализация развивается в ущерб укорененности, по которой человек тоскует, он стремится убежать от обретенной им свободы. Это бегство от свободы, характерное для общества, в котором все люди чужие, проявляется не только в желании получить надежную работу, но и в идентификации с теми, кто обещает надежность и стабильность.

Стремлением убежать от свободы, которое слишком трудно для человека, Э.Фромм объяснял и приход фашизма, свидетелем которого он был, и социализм, который лишает людей индивидуальности и навязывает стереотипы образа жизни и мышления. Единственным чувством, которое помогает человеку примерить две противоположные потребности (в укоренении и индивидуализации), является любовь в самом широком понимании.

Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности задуматься, зачем эту нужна эта свобода. Обретя ее, он не знает, что с ней делать, у него возникает желание променять ее опять на укорененность. Итак, свобода от всех ¦ желание укорененности.

В то же время существует и другая свобода – свобода для, т.е. свобода, необходимая человеку для осуществления его намерений. Эта свобода требует освобождения не от всех связей с обществом, а только от тех, которые мешают осуществить задуманное человекам. Обретение такой свободы и индивидуальности не тяготит человека, принимается им с радостью. Такая свобода для жизни с близкими людьми и рождается в любви.

Э.Фромм говорил о механизмах психологической защиты, с помощью которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта. Это такие механизмы, как садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм. При садизме, мазохизме происходит «укорененность жертвы с палачом», которые нуждаются друг в друге. При конформизме чувство укорененности берет вверх, а при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, к разрушению общества, не дающего человеку возможности укорениться в нем. На основе этих размышлений Э.Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализовать свою внутреннюю природу – способ «быть» и способ «иметь».

Люди, которые живут, для того чтобы иметь ориентируются на внешнюю сторону жизни, на укорененность в обществе. Для таких людей главное - продемонстрировать свое значение, придать себе вес в глазах других людей. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность, чем они хотят обладать в этой жизни – знаниями, властью, деньгами, любовью, религией. Главное для них – показать всем, что это их собственность, отсюда их догматизм, нетерпимость к мнению других, агрессивность и неуверенность, т.к. они бессознательно боятся, что кто-то будет лучше них, кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Это и приводит к неврозу, делая потребность этих людей ненасыщаемой, приводящей их к все большей невротизации.

Развитие по принципу «быть» характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, для них главное - не демонстрировать обладание знанием, властью, любовью, а быть, т.е. чувствовать себя знающим, любящим и имеющим власть. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей самооценки. Эти люди не стремятся рвать связи с обществом, не стремятся к свободе от всего. Им нужна свобода для самоосуществления, реализация себя, чтобы быть самими собой. Они уважают стремление других людей быть самими собой, а потому они терпимы к окружающим, они не агрессивны. Такие люди подходят к жизни как к творчеству. Именно в человеческой потребности в творчестве, в трансцендентности (это выход за пределы сущего, возможность выйти в акте творчества за пределы себя как творения) лежат корни любви, искусства, религии, науки, материального производства.

Работы Э.Фромма заложили в западной психологии основы направления, названного фрейдо-марксизм. Оставаясь в русле основных положений психоанализа, он отвечал на вопрос второй половины XX века, соединив в своем учении идеи Фрейда, Адлера и гуманистической психологии.

Влияние открытий в «смежных» психологических школах отразилось в концепциях Г.Салливена, Э.Берна, Э.Эриксона.

Американский психолог и психиатр Харри Стэк Салливан (1892 - 1949)

Защитил докторскую диссертацию в 1917 году и в Первую мировую войну был военным врачом. Специализировался в практической психиатрии, к началу 20-х годов возник актуальный интерес к теоретической психологии. В 1923 году он – профессор в медицинской школе при Мерилендском университете. В 1948 он издатель двух специальных журналов – «Журнала биологии и патологии» и «Журнала для изучения интерперсональных процессов».

Свою теорию он назвал интерперсональной теорией психиатрии. В ее основе лежат три биологических принципа - принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. Он соединил в своей концепции два наиболее популярных в США направления – психоанализ и бихевиоризм.

Личность, по Салливану, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. «личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений». В своем развитии ребенок проходит несколько этапов – от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. Так, в детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предюношестве – на основе общения с представителями другого пола и т.п. Социальные чувства формируются у ребенка в первые дни жизни, и процесс их развития связан со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями. Салливан считал, что потребность создает напряжение и формирует способы ее преодоления – динамизмы. Эти динамизмы - не только модели энергетических трансформаций, они – способ накопления опыта нужного для удовлетворения потребностей и адаптации.

Главными для людей потребностями Салливан считал потребность в нежности и потребность в избегании тревоги. Последняя потребность – ведущая для личности. Она определяет формирование «Я-системы», лежащей в основе личности человека.

Салливан выделил три структуры в «Я-системе»- «хорошее «Я»», «плохое «Я»», и «не-Я». Стремление к персонификации себя как «хорошего «Я»» и избегание в себе и мнений о себе, как о «плохом «Я»» наиболее важны для личности, ведь мнение о себе как о «плохом Я»» – это источник постоянной тревоги.

Для защиты своей положительной сущности человек формирует специальный механизм, называемый Салливаном «избирательным вниманием». Этот механизм отсеивает все раздражители, приносящие тревогу или меняющие мнение человека о себе.

Салливану принадлежит одно из основных понятий социальной психологии – это изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, он исследовал модели контроля, оптимизирующие процесс общения.

Салливан согласился с психоанализом по идее о бессознательном характере основных потребностей, в частности, в потребности в нежности и избегании тревоги, но оспаривал при этом мнение об их врожденности (особенно о врожденном инстинкте агрессии). Он считал, что и агрессия и беспокойство неизбежно развиваются у ребенка с первых дней жизни. Сначала беспокойство идет от матери, которая волнуется, сыт ли, здоров ли ее ребенок, потом неудовлетворение важных для ребенка потребностей может вести к развитию агрессии, но это зависит от того, какая же из структур «системы «Я»» больше развита, - «хорошее Я» или «плохое Я».

Теория Салливана была одной из первых, соединившей разные подходы к пониманию законов развития личности. Этот успешный опыт привел современных психологов к заимствованию из разных психологических школ наиболее значительных открытий для расширения рамок традиционного направления.

Работы Салливана влияли не только на психологию личности, но и на изучение социальной психологией восприятия в процессе общения людей.

Об Эрике Эриксоне (1902 – 1994) и его Эго-психологии следует сказать, что он стал основоположником этой концепции, по которой главной частью структуры личности является не бессознательное – Ид, как у Фрейда, а ее осознаваемая часть – Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э.Эриксона не только пересмотрена позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но существенно меняется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка, имеющие значение для его развития. Отправным пунктом для создания его теории у Эриксона были его находки в области культурной антропологии, социальной этологии и этнопсихологии, которые он изучал, будучи в Северной Калифорнии и в Южной Дакоте, в жизни индейцев. Он изучал личность, группы, этносы, которые стали традиционными объектами внимания в истории психологии в годы Второй мировой войны. Э.Эриксон изучал американских подводников, личность А.Гитлера, а это и стало стимулом создания психоистории. В психоисторическом методе Эриксона было стремление объединить психологию индивида и общества. Он утверждал доминирующее значение психологических факторов в историческом процессе, подчеркивая роль личностного начала в жизни. Он считал, что психическая жизнь людей зеркально отражает исторические события, что личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и имеют ту же структуру. Таким образом, Эриксон считал, что, анализируя развитие личности, можно с большой степенью точности реконструировать развитие истории.

Эриксон писал об особой роли лидера в истории, о том, что лидеры обладают способностью выводить разрешение индивидуальных кризисов за пределы собственной личности и возлагать их преодоление на все свое поколение.

По Эриксону, развитие личности продолжается всю жизнь (а не только первые 6 лет, по Фрейду). На этот процесс влияет не только узкий круг людей, как считает психоанализ, но и общество в целом. Эриксон называл этот процесс «формированием идентичности». Он выделил 8 основных этапов формирования идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другим, каждая из стадий дает возможность формирования и противоположных качеств и черт характера, осознаваемых человеком, с которым он себя идентифицирует.

Первая стадия – до 1 года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру либо настороженности, закрытости к окружающему.

Вторая стадия – с 1 года до 3 лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «Я-Сам» в отечественной психологии.

Третья стадия – с 3 до 6 лет. В это время у детей развивается либо инициативность, либо чувство вины, что связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность с учетом принятых в обществе норм.

Четвертая стадия – с 6 до 14 лет. В течение этого периода у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности, причем одноклассники, учителя, школа играют доминирующую роль в самоидентификации.

Пятая стадия – с14 до 20 лет – формирование чувства ролевой инициативы или неопределенности. Важно осознание себя и своего предназначения.

Шестая стадия – с 20 до 35 лет – развитие близких интимных отношений или при их отсутствии чувство изоляции.

Седьмая стадия – с 35 до 60 лет – стремление человека к постоянному развитию, творчеству или к покою, стабильности. Эриксон считает, что желание стабильности, отвержение нового останавливает саморазвитие и гибельно для личности.

Восьмая стадия наступает после 60 – 65 лет. Подводится итог жизни, формируется чувство удовлетворения. Осознание идентичности или чувство отчаяния, ведущее к невротизации. Чувство отчаяния всегда связано с потерей идентичности, по Эриксону.

Эриксон подчеркнул важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности и пагубности внутренних конфликтов. Он считает, что изменение социальных норм и ценностей нарушает идентичность и обесценивает жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: