Жизненный цикл продукции — одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида товара или услуги. Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке, охватывающем период от запуска изделия в производство до его "ухода" с рынка. Жизненный цикл продукции подразделяется на четыре этапа
Этап внедрения на рынок — период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по выведению товара на рынок прибыли на этом этапе нет.
· Этап роста — период быстрого восприятия товара рынком и роста прибылей.
· Этап зрелости — период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар воспринят большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов.
· Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли. Падение идет до тех пор, пока продукцию не снимут с производства. Далее в производство может быть запущен прежний товар, но с улучшенными качествами или совершенно новый.
|
|
Деньги
Время
Рис. 4 Жизненный цикл товара
С помощью кривой жизненного цикла продукции можно прогнозировать ситуацию и положение предприятия на рынке.
Для предприятия очень важно уловить этап спада, ибо в этот период снижается рентабельность деятельности сегодня и ослабляются позиции на завтра. Поэтому прежде всего необходимо выявить товары, вступившие в данную стадию. Это можно сделать путем регулярного анализа показателей их сбыта, доли на рынке, уровня издержек и рентабельности.
В отношении каждого вида товара руководство предприятия должно принять решение либо о продолжении, либо о прекращении их выпуска.
Важнейшим экономическим показателем, качественно характеризующим деятельность предприятия с точки зрения жизненного цикла изделия техники и технологии является ритмичность производства. Различают равномерный (в равные промежутки времени выпуск одинакового количества продукции) и ритмичный выпуск продукции.
Под ритмичностью производства понимается выпуск продукции в строгом соответствии с суточным (сменным), недельным, декадным или месячным планом производства, т.е. ритмичность – это своевременность выполнения планового задания, это показатель, характеризующий выполнение плана во времени. Он относится к числу важнейших показателей организационно-технического уровня производства, так как отражает уровень и культуру организации труда и производства, организации материально-технического снабжения и т.п. Ритмичную работу обеспечивают не только основные, но и вспомогательные цехи и обслуживающие хозяйства, отделы управления, особенно те, которые осуществляют подготовку и обслуживание производства.
|
|
Неритмичная работа отрицательно сказывается и на показателях самого предприятия, так как неравномерный выпуск продукции приводит к недоиспользованию техники, производственных мощностей в начале периода и к преждевременному износу оборудования из-за чрезмерных нагрузок в конце отчетного периода, к нарушению технологической дисциплины, к ухудшению качества продукции.
При неритмичной работе увеличивается брак в производстве, производятся дополнительные затраты на оплату простоев и часов сверхурочной работы, повышается себестоимость продукции. Неритмичная работа отражается на здоровье работников, на их взаимоотношениях в процессе производства, на текучести кадров, а следовательно, и на таких экономических показателях, как производительность труда, фондоотдача, рентабельность и т.п. Поэтому ритмичность производства является важнейшим качественным показателем. Анализ ритмичности производится на основе прямых и косвенных показателей.