Слово «структура» означает совокупность элементов, связей и отношений между ними, характеризующих систему как нечто целое.
Организационную структуру менеджмента можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей фирмы. Таким образом, организационная структура менеджмента исходит из ряда условий: целей и задач предприятия, производственных и управленческих функций предприятия, факторов внутренней и внешней среды.
В структуре управления выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени управления) и связи — горизонтальные и вертикальные. Все элементы организационной структуры менеджмента взаимосвязаны между собой.
Звено, или отдел управления — это организационно обособленный, самостоятельный орган управления. Главным принципом его формирования является выполнение отделом определенной функции. Связи между отделами имеют горизонтальный характер.
Уровень менеджмента можно определить как группу отделов, занимающую определеннyю ступень в управленческой иерархии. Связи между ступенями иерархии - связи по вертикали — носят характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уровня и кончая верхним.
Структура объединяет человеческие и материальные ресурсы, упорядочивает связи между ними. Все структуры, независимо от их размера, имеют еще одно общее свойство: они формируются для достижения целей фирмы.
Однако каждая управленческая структура обладает и своими специфическими особенностями, которые в значительной степени влияют на повеление и эффективность деятельности людей.
Создание структуры является самым важным элементом в организационной деятельности фирмы.
Давая общую характеристику организационной структуры, можно выделить несколько положений, определяющих ее значимость:
- организационная структура фирмы обеспечивает координацию всех функций менеджмента;
- структура организации определяет права и обязанности (полномочия и ответственность) на управленческих уровнях;
- от организационной структуры зависит эффективная деятельность фирмы, ее выживание и процветание;
- структура, принятая в данной конкретной фирме, определяет организационное поведение ее сотрудников, т. е. стиль менеджмента и качество труда коллектива.
Организационные структуры имеют большое число видов и форм. Рассмотрим две наиболее распространенные классификации организационных структур.
Первое разделение: формальные и неформальные организационные структуры.
Формальная структура фирмы — это структура, выбранная и установленная менеджерами высшего уровня путем соответствующих организационных мероприятий, приказов, распределения полномочий, правовых норм и пр. Неформальная структура неподвластна приказам и распоряжениям. Она возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречий их взглядов, интересов, целей и пр. Неформальная структура является отражением межличностных отношений в рамках формальной структуры.
Предметом изучения данного курса являются формальные организационные структуры, которые делятся на две группы: механистические и органические структуры.
Механистическая организационная структура характеризуется большой сложностью, особенно большим, числом подразделений по горизонтали; высокой степенью формализации; ограниченной информационной сетью; низким уровнем участия всего управленческого персонала в; принятии решений.
Органическая структура более простая, имеет широкую информационную сеть, менее формализована. Управление в органических структурах децентрализовано.
Таким образом, механистическая структура выступает как жесткая иерархия, или пирамида, управления. В отличие от нее органическая структура является гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях. Формы и стиль общения в органической структуре управления — партнерские, совещательные (в механистической — это приказы и инструкции), для менеджеров характерна высокая общеобразовательная подготовка.
Классификация организационных структур менеджмента представлена на рис.5.
Организационные структуры управления |
Неформальные |
Департаментация (управление по горизонтали)_ |
Формальные |
Механистические (бюрократические) |
Органические (адаптивные) |
Линейное руководство (управление по вертикали) |
Новые |
Проектные |
Рисунок 5 - Классификация организационных структур управления