Междуродная торговля и типы экономического роста

Международная торговля – это сфера международных, товарно-денежных отношений, представляющая собой обмен товарами и услугами между государствами

Международная торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков - экспорта и импорта. Экспорт – это продажа товаров и услуг, предусматривающая их вывоз за границу, а импорт – это покупка товаров и услуг, предусматривающая ввоз их за границу.

Объем мирового экспорта должен быть равен объему мирового импорта, так как в обороте циркулируют одни и те же товары, которые были вывезены одними странами, а другими ввезены. Однако фактически по стоимости мировой импорт больше мирового экспорта. Это происходит потому, что экспорт рассчитывается в мировых ценах на момент пересечения товаров границы на базе цен ФОБ – свободно на борту (FOB – free on board), импорт – на базе цен СИФ – стоимость, страхование и фрахт (CIF– cost, insurance, freight). Поскольку основная доля товаров в международной торговле перевозится морским транспортом, за основу расчета цен экспорта и импорта взята транспортировка морем.

Сумма стоимостных объемов экспорта и импорта страны за определенный период времени дает внешнеторговый оборот, а разность – сальдо внешнеторгового оборота или торговый баланс. При превышении экспорта над импортом торговый баланс является активным, а при превышении импорта над экспортом – пассивным, в случае равенства экспорта и импорта речь идет о нетто-балансе. Таким образом, количественными измерителями внешней торговли являются внешнеторговый оборот и внешнеторговое сальдо, в то время как количественным показателем международной торговли служит мировой товарооборот – стоимость международной торговли, рассчитанная как сумма экспорта всех стран, выраженная в долларах США.

Географическая структура международной торговли представляет распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми или по территориальному, или по организационному признаку. Товарная структура международной торговли представляет собой распределение ассортимента товаров, реализуемых в процессе международного товарообмена. Все товары распределены на семь групп в соответствии с их назначением (продовольственные товары, промышленное сырье, топливо, машины и оборудование, транспортные средства, потребительские товары и товары, не включенные в перечисленные выше группы), а внутри каждой группы – по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия).

Экономический рост с точки зрения его воздействия на внешнюю торговлю может быть нейтральным, экспорторасширяющим и импортозамещающим, а также разоряющим.

Экспорторасширяющий рост определяется увеличением производства товаров экспорта в каждой из стран: одного товара в первой стране и другого товара во второй стране. Рост их предложения на мировой рынок приводит к снижению относительных цен. В результате, этот тип роста приводит к ухудшению условий торговли страны-экспортера.

Импортозамещающий рост определяется увеличением производства в каждой из стран товаров, конкурирующих с импортом: одного товара в первой стране и другого товара во второй стране. Рост их внутреннего производства приводит к росту относительных цен экспорта и падению относительных цен импорта. Это связано с тем, что каждая страна вынуждена импортировать все меньше товаров, т.к. производит их самостоятельно. Поэтому импортозамещающий экономический рост можно определить как расширение производства того товара, который страна импортирует, ведущее к улучшению условий торговли страны по отношению к ее торговым партнерам.

Нейтральный экономический рост можно определить как увеличение физического объема международной торговли без изменения условий торговли.

Внешнеторговый оборот, по данным ФТС России1), в 2012г. составил 837,2 млрд.долл. США (+ 1,8%).

Экспорт составил 524,7 млрд.долл. США (+ 1,6%), в том числе в страны дальнего зарубежья - 447,3 млрд.долл. (85,2%), в государства-участники СНГ - 77,4 млрд.долл. (14,8%)

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2012г. доля топливно-энергетических товаров составила 55,4% от всего экспорта в эти страны (в 2011г. - 55,3%).

Доходы от экспорта нефтепродуктов из РФ в 2012г. выросли на 12% - до 103,43 млрд долл. С 91,31 млрд долл. в 2011г. Об этом говорится в материалах Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ. В натуральном выражении экспорт нефтепродуктов вырос на 10,5% - до 137,94 млн т с 124,9 млн т в 2011г.

Импорт составил 312,5 млрд.долл. (+2,2%), в том числе из стран дальнего зарубежья - 272,2 млрд.долл. (87%), из государств-участников СНГ - 40,3 млрд.долл. (13%) В составе импорта из стран дальнего зарубежья в прошлом году преобладали машины и оборудование, на их долю пришлось 52,1% импорта против 51% в 2011 г.

Основные партнеры дальнего зарубежья – Китай, Германия, США, Япония, Корея, Франция, Италия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: