Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) очень распространены среди умственно отсталых детей. Основные принципы логопедической работы: 1. принцип комплексности (дислексия, дисграфия не разграничиваются), 2. патогенетические принципы (учет механизмов нарушения), 3. принцип учета систематики и степени выраженности нарушения, 4. принцип опоры на сохранное звено психических функций, 5. поэтапное формирование умственной деятельности, 6. принцип постепенного усложнения задания с учетом ЗБР, 7. принцип системности, 8. онтогенетический принцип.
Развитие анализа структуры произношения. Сцелью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Упражнения: определить границы предложения в тексте, придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем, придумать предложение с определенным количеством слов.
Развитие слогового анализа и синтеза. Проводится коррекция за счет дифференциации гласных и согласных.
|
|
Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение звуков на фоне слова, вычленение звуков в начале и в конце слова, опреджеление последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
Формирование фонематического восприятия. Упражнения: дифференциация и сопоставление смешанных звуков в произносительном и слуховом плане.
Вывод: нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.
ТЕСТ
1. Нарушение каких компонентов речи наблюдается при умственной отсталости:
А. фонетико-фонематической стороны речи;
Б.нарушение лексики и грамматики;
В. всех сторон речи;
2. Особенно сложной задачей для умственно отсталых детей при овладении чтением является:
А. распознание букв;
Б. слияние звуков в слоги;
В. слежение по строчке.
3. Расстройство речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне:
А. слабо развитого фонематического слуха;
Б. быстрой выработки новых дифференцированных связей во всех анализаторах;
В. грубого нарушения познавательной деятельности и психических процессов.
Целесообразно ли во время логопедической работы с умственно отсталыми детьми проводить смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую?
А. да
Б. нет
5. Выберете лишнюю характеристику речи умственно отсталых:
А. нарушения речи стойкого характера
Б. системный характер
|
|
В.отстутствие связной речи
Ответы: 1 – В, 2 – Б, 3 – В, 4 – А, 5 – В.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каше Г. А. Логопедическая работа в 1 классе вспомогательной школы. М., 1957.
2. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/ Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.
3. Парамонова Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной
школы и пути их коррекция// Обучение во вспомогательной школе. М.; Л., 1973
4. Соботович Е. Ф., ГопиченкоЕ. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших
классов // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых
М., 1979.
5. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977.
6. Рубинштейн с. Я. Психология умственно отсталых школьников. М., 1979.