Бюджет доходов и расходов показывает структуру себестоимости продукции, соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. По этому бюджету можно судить о рентабельности производства (норме прибыли), возможности вернуть в срок кредит и другие заемные средства, с его помощью можно рассчитать точку безубыточности бизнеса.
5.1 Форматы бюджета доходов и расходов.
В формате этого бюджета находят отражение все виды расходов и затрат, которые необходимы для конкретного бизнеса. Главный смысл формата бюджета доходов и расходов: показать руководителям предприятия эффективность хозяйственной деятельности каждого вида бизнеса, структурного подразделения и организации в целом в предстоящий период; установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, прибыли; проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли; оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет; формирования фондов накопления и потребления и т. п.
|
|
Общие требования к разработке бюджета доходов и расходов
1. Сопоставление изменений доходов и расходов по периодам (в динамике) и по отдельным структурным подразделениям (видам) бизнесов.
2. Определение рентабельности производства (бизнеса) – нормы и массы чистой, маржинальной или другой прибыли и контроль за ней.
3. Установление лимитов условно-постоянных затрат по отдельным структурным подразделениям (видам) бизнесов.
4. Определение нормативов и контроль за их соблюдением по отдельным структурным подразделениям (видам) бизнесов.
При разработке формата БДиР для конкретного предприятия можно применять два методологических подхода:
1) переделать форму № 2 (которую часто называют аналогом БДиР) так, чтобы она была похожа на международный стандарт (выделить дополнительные статьи и детализировать существующие) и в то же время учитывала специфику данного предприятия;
2) преобразовать формы БДиР (отчета о финансовых результатах) международного образца под нужды данного предприятия и условия ведения финансовой отчетности в России.
Какой подход лучше - должна решать сама организация. Первый, более простой и понятный, может быть применен на начальном этапе постановки бюджетирования. Второй подход предполагает четкое понимание назначения бюджетирования и ориентацию на построение действительно эффективной системы управления финансами в организации.
В любом случае предстоит разработать форматы бюджетов с учетом специфики бизнеса и общих правил выделения наиболее важных контрольных показателей. Прежде всего нужно решить задачу увязки через форматы БДиР и БДДС себестоимости продукции и движения денежных средств. Отсюда возникает первая проблема: как считать объем реализованной продукции - с НДС или без НДС (как предписано в форме № 2). Сразу отметим, что при втором подходе добиться увязки затрат с денежными средствами гораздо сложнее. Ведь деньги за реализованную продукцию приходят на расчетный счет предприятия с НДС, а не так, как принято отображать в форме № 2.
|
|
При разработке бюджетного формата необходимо четко определить все его основные статьи: и доходов, и затрат. Прежде всего надо разделить все виды издержек на две основные категории, определить, какие виды издержек относятся к прямым (условно-переменным) затратам, а какие - к постоянным (условно-постоянным, накладным) расходам. В России в бухгалтерской практике такое разделение не принято. Раз его нет в формах установленной отчетности, то вроде и заботиться об этом нет нужды. Кроме того, необходимо запомнить, что нет единого, универсального критерия отнесения конкретных издержек производства к прямым или постоянным.
Дело еще и в непонимании того, зачем нужны эти переменные и постоянные издержки. Вместе с тем распределение затрат на две категории необходимо для расчета такого важного показателя, как маржинальная прибыль.
Сложность задачи состоит еще и в том, что делить на условно - переменные и условно-постоянные расходы приходится не только собственно затраты, но и налоги. Специфика нашей национальной налоговой системы заключается в том, что налогами облагается почти все. Так вот, эту специфику (уже для нужд постановки налогового планирования) также целесообразно учитывать при разработке формата БДиР.
Для составления бюджета доходов и расходов (финансовых результатов) прежде всего необходимо определить:
1) общий оборот бизнеса и его динамику на предстоящий бюджетный период на базе имеющихся прогнозов сбыта, представляемых планово-экономической службой или отделом сбыта;
2) норматив резерва для расчетов с бюджетом по общему обороту (невозмещаемый НДС, акцизы, специальные налоги и др.) в виде фиксированного на весь бюджетный период процента от общего оборота, который может быть различным для разных бизнесов в зависимости от специфики хозяйственной деятельности;
3) какие виды издержек (затрат) относятся к прямым (переменным), а какие - к постоянным (накладным).
Распределение всех видов затрат на две указанные выше категории - сугубо внутреннее дело каждой организации. Одинаковые затраты для организаций одной и той же отрасли или для однопрофильных структурных подразделений одного и того же предприятия могут быть в одном случае отнесены к переменным затратам, а в другом - к постоянным издержкам. Единственный универсальный критерий здесь может быть один — изменяются ли данные издержки пропорционально (прямо пропорционально) с изменением объемов продаж или нет. И все. Необходимо сразу же заметить, что ничего похожего в практике бухгалтерского учета в России нет. Такое разделение проводится только в документах международного образца.
Чтобы контролировать расходы, необходимо сопоставлять уровень постоянных расходов с активами организации, а уровень переменных расходов - с ее оборотами.
При разработке бюджетного формата необходимо включить в него прежде всего те статьи затрат (расходов), которые соответствуют наиболее важным (критическим) для данного бизнеса ресурсам. Однако данная проблема усугубляется еще и тем, что для каждого отдельного предприятия или организации даже одной и той же отрасли или региона в качестве критических могут выступать самые разные ресурсы. Какие ресурсы (виды затрат или расходов) должны быть выделены в формате бюджета доходов и расходов в качестве отдельных статей — целиком зависит от руководителей компании.
|
|
Составление бюджета доходов и расходов необходимо начинать с разработки прогнозов сбыта и бюджета продаж. При этом возникает вопрос: какой показатель выбрать для финансовой оценки объема продаж? Можно принять общий оборот, а можно чистые продажи (прогноз нетто-выручки от реализации), не говоря уже о том, что подсчитать чистую выручку можно различными способами. При этом нужно отличать чистые продажи и нетто-выручку от реализации по форме № 2. В первом случае из общего оборота (включающего весь НДС и прочие налоги с оборота) вычитаются налоговые платежи, которые могут быть отнесены к условно-переменным затратам (хотя бы по форме их планирования). Во втором -из общего оборота вычитается весь начисленный при реализации продукции НДС, а не условно-переменные налоговые расходы. Как отмечалось выше, себестоимость реализованной продукции организации и движение денежных средств должны быть взаимосвязаны. Соответственно это должно найти отражение в формате БДиР (а впоследствии в формате БДДС).
Для управления финансами организации менеджер должен знать не только размер денежных средств, которые получит предприятие от реализации своей продукции и услуг, но и какая часть этих средств останется в его распоряжении после обязательных расчетов с бюджетом с оборота для финансирования текущих расходов, а также на нужды потребления и накопления. Кроме того, для оценки финансовой состоятельности проекта или бизнеса, прогнозируемого финансового состояния предприятия или фирмы важно, чтобы все финансовые результаты можно было сопоставить друг с другом. Поэтому за рубежом часто принято оперировать в бюджете доходов и расходов чистыми продажами в качестве основного показателя финансовой оценки прогнозируемой динамики объемов продаж. Различные форматы БДиР представлены в приложении табл.5.1.-5.3. В табл.5.1 и 5.2 приведены варианты формы № 2, переработанной под правила международных стандартов, а в табл. 5.3 отражена возможность адаптации формата международного образца под российскую специфику.
|
|
Общий оборот на предстоящий бюджетный период определяется по стоимости отгруженных (выпущенных) в соответствии с прогнозом сбыта товаров и услуг предприятия или фирмы по фактическим отпускным ценам (включая все обязательные расчеты с бюджетом с оборота: в дорожный фонд, на содержание жилья и т. п.) для внешних потребителей. Общий оборот включает НДС и все другие налоги с оборота, а также таможенные платежи и акцизы. Для производственных структур общий оборот включает также прирост незавершенного производства (полуфабрикатов для последующего использования во внутризаводском обороте) по планируемым (нормативным) затратам.
Стоимость полуфабрикатов в БДиР отражается по так называемым трансфертным (внутренним) ценам, которые, естественно, не должны учитывать все виды налогов и платежей в бюджет с оборота. При этом самостоятельной проблемой является учет прибыли отдельного бизнеса или структурного подразделения в трансфертных ценах (возможны случаи, когда трансфертная цена не содержит прибыли и определяется только полной себестоимостью продукции). В любом случае решение этой проблемы - задача руководителей конкретного предприятия или организации.
Для структур с так называемыми технологическими переделами общий оборот в БДиР для конкретного передела может включать стоимость незавершенного производства (полуфабриката) в предшествующем переделе. Даже если трансфертная цена (цена передачи полуфабрикатов с передела на передел) будет равна себестоимости продукции (не включать прибыль), в ней все равно будут все налоги с оборота.
Соответственно в формате БДиР должна быть выделена позиция «резерв для расчета с бюджетом по налогам с оборота» (см. табл. 5.1 и 5.2) или «налоги с оборота» (см. табл.5.3). В сущности, резерв для расчета с бюджетом по налогам с оборота с точки зрения технологии финансового планирования - всего лишь разновидность условно-переменных затрат и, следовательно, необходимо определить норматив для расчета такого резерва, а также условия его последующей корректировки.
Резерв для расчетов с бюджетом по налогам с оборота устанавливается отдельно руководителями предприятия или организации по конкретному виду бизнеса. В идеале он должен быть неизменным на протяжении всего бюджетного периода (в течение 12 мес). По истечении этого срока, например, при составлении бюджета на первый квартал следующего бюджетного периода нормативы могут быть пересмотрены. В российских условиях сделать это бывает сложно, поэтому по возможности данный норматив нужно брать, что называется, «с запасом».
Резерв для расчетов с бюджетом состоит из всех платежей, которые предприятие или организация осуществляет с общего оборота и обычно включает невозмещаемый НДС и акцизы, местные налоги, таможенные платежи и другие сборы в зависимости от особенностей регулирования отрасли экономики, налоговой политики федеральных и местных органов власти. Сюда же могут быть включены и выплаты комиссионных определенным сбытовым посредникам.
При постановке бюджетирования норматив такого резерва может быть определен для предприятия или организации двумя методами:
1) на основе фактической доли НДС и других платежей за прошлый (отчетный) период в общем обороте организации и переносе (экстраполировании) этой доли на предстоящий бюджетный период;
2) путем установления на предстоящий бюджетный период норматива с учетом вероятных изменений в структуре себестоимости продукции.
Если в первом случае резерв может быть рассчитан в общем виде и разбивка (детализация) по видам налогов с оборота не требуется, то во втором случае нормативы придется определять отдельно по каждому налогу или платежу в бюджет.
Как правило, при установлении резерва для расчетов с бюджетом по налогам с оборота определяют нормативы невозмещаемого НДС, акцизов и др.
Наиболее важным является расчет невозмещаемого (невозвратного) НДС. По каждому виду бизнеса руководители организации должны определить норматив резервирования для выплат НДС. Для этого существуют два метода.
1. Определение в структуре себестоимости продукции доли статей затрат, содержащих НДС. Обычно это все виды товаров, материалов и комплектующих, закупаемых у внешних поставщиков, и стоимость работ внешних подрядчиков и субподрядчиков, предоставляющих счета-фактуры с указанием сумм НДС. Если такие работы осуществляются организации с упрощенной системой отчетности, то подлежащий зачету по этим работам НДС не указывается.
2. Расчет доли невозвратного НДС в общем объеме продаж за прошлые периоды и планирование резерва по этому нормативу на предстоящий бюджетный период,
В любом случае речь идет об определении доли невозвратного НДС в себестоимости, а не о режиме уплаты в соответствии с учетной политикой предприятия (например, невозвратный НДС может оплачиваться только после поступления денег за реализованную продукцию). Режим уплаты НДС - статья БДДС. В БДиР определяются именно резервы для расчета рентабельности бизнеса.
Второй метод расчета упрощает процесс финансового планирования. Если известна доля невозвратного НДС в объеме продаж, выплачиваемая организацией в прошлые годы (периоды), то такой же норматив можно заложить в бюджет будущего периода. Для многих бизнесов доля невозвратного НДС в общем объеме продаж является весьма устойчивым во времени показателем.
Уже сама методика начисления НДС наглядно свидетельствует, что налоговая система нашей страны всецело способствует превращению ее в сырьевой придаток Запада. Самая низкая доля НДС в объеме продаж - в сырьевых и торговых компаниях. С учетом того, что доля невозвратного НДС в объеме продаж выше в высокотехнологичных отраслях, в бизнесе с большой долей условно чистой продукции (вновь добавленной стоимости), действующая в России налоговая система предельно затрудняет не только расширенное, но и простое воспроизводство основного капитала именно в этих отраслях. Налоговая система и экономическая ситуация в нашей стране выталкивают капитал из отраслей с глубокой переработкой и способствуют перераспределению его в сырьевые отрасли.
Для предприятий, имеющих льготы по НДС и работающих на экспорт, приведенная выше методика определения норматива может быть модифицирована с учетом их специфики.
Для предприятий и организаций, выпускающих подакцизную продукцию, в первую очередь необходимо выяснить, какой вид акциза применяется в конкретном случае: полный или подлежащий возврату. В любом случае определяется норматив (доля) уплачиваемого акциза в общем объеме продаж.
При определении нормативов резерва для расчета с бюджетом следует обратиться к данным бухгалтерии предприятия или организации -за последние периоды (год, квартал). Обычно все бухгалтеры достаточно точно знают, какая часть от общего оборота должна пойти в налоги, хотя порой и не представляют для чего это нужно, поскольку реальная практика начисления отдельных налогов (НДС, акцизов и др.) в России такова, что нельзя не только спланировать, но и рассчитать налоги за истекший период.
В любом случае норматив резерва лучше устанавливать несколько завышенным (делать его более жестким) - примерно на 0,5-1%-ный пункт, чтобы иметь страховку.
Как и любой вид условно-переменных расходов, резерв для расчетов с бюджетом может корректироваться на предстоящий бюджетный период. Но это вовсе не означает, что не нужно устанавливать норматив для планирования данной статьи БДиР. Одной из наиболее типичных причин корректировки резерва может быть реализация организацией инвестиционных проектов.
Чистые продажи, или чистая выручка от реализации, исчисляются как разница между общим оборотом и резервом для расчетов с бюджетом. Далее предстоит определить условно-переменные (прямые) затраты.
Прямые затраты, или себестоимость реализации товаров, работ и услуг, отражают в бюджете те виды ожидаемых затрат, которые прямо или почти прямо пропорционально связаны с ростом объемов продаж бизнеса или структурного подразделения и доля которых в чистой выручке от реализации остается почти неизменной в течение 1-3 лет. Эти затраты важны при определении точки безубыточности бизнеса или проекта, т.е. такого объема продаж (чистой выручки), при котором все доходы (чистая выручка) покрывают все (прямые и накладные) расходы. В зависимости от вида бизнеса конкретный перечень расходов, относимых к переменным затратам, может меняться, но в целом выделяют только три основные статьи с последующей более детальной разбивкой в зависимости от специфики бизнеса:
а) оплата сырья, товаров, материалов и комплектующих, приобретаемых на стороне, у поставщиков или субподрядчиков;
б) оплата операционных (производственных, эксплуатационных) расходов, непосредственно связанных с ростом или уменьшением объема продаж (общего оборота);
в) расходы на заработную плату основного производственного персонала (точнее, работников тех категорий, которые заняты посменно в производстве), чья численность и оплачиваемое рабочее время также напрямую связаны с объемами продаж компании.
Нормативы прямых затрат должны устанавливаться в соответствии со структурой себестоимости (отпускной цены) продукта бизнеса в виде доли чистой выручки от реализации (в процентах). Увеличение доли прямых затрат может быть обусловлено ростом стоимости комплектующих и сырья в результате инфляции (когда поставщики поднимают свои цены) или невозможности (из-за конкуренции) адекватного повышения отпускных цен. В любом случае руководители предприятия или структурного подразделения должны обосновать изменения прямых затрат в бизнес-плане.
Для торгово-закупочных организаций по статье «Оплата сырья» должны отражаться закупки товаров и продукции у поставщиков, по статье «Операционные расходы» - расходы по их доставке и хранению, по статье «Издержки на оплату труда» - заработная плата складских рабочих, грузчиков, экспедиторов и даже охраны, работающих посменно. При этом возникает проблема: заработную плату каких работников следует включать в переменные затраты.
Возникают ситуации, когда одна часть фонда оплаты труда работников торговых организаций является разновидностью условно-переменных затрат (комиссионные или премиальные, устанавливаемые в виде процента от объема продаж), а другая -условно-постоянных (оклад, ставка). Но, как правило, работник может получить премиальные только после достижения или превышения определенного (нормативного или планового) объема продаж. До этого ему полагается только оклад. В таком случае весь фонд оплаты труда лучше планировать как условно-постоянные затраты.
Для предприятий сферы услуг отнесение тех или иных затрат к переменным зависит от специфики бизнеса.
Для туристической фирмы в переменные затраты включаются, например, расходы, связанные с обслуживанием одного клиента, которые необходимо оплатить внешним поставщикам или контрагентам (например, стоимость путевки, билетов, экскурсионного обслуживания в пункте назначения и т.п.).
Для инвестиционной компании в переменных затратах может отражаться прежде всего стоимость ценных бумаг, купленных для проведения соответствующих операций. Все остальные виды расходов (включая все издержки на оплату труда) относятся к накладным расходам.
Если расходы на заработную плату ни для одной из категорий персонала не могут быть однозначно увязаны с динамикой чистой выручки (чистых продаж), причем в целом, а не отдельной ее части (см. табл. 5.3), то это означает, что все издержки по оплате труда отражаются только в накладных расходах. А в переменных (прямых) затратах эта позиция отсутствует. Заметим также, что в бюджетах издержки на заработную плату лучше сразу же отражать с начислениями в соответствующие фонды. Естественно, что начисления на заработную плату, являющиеся частью переменных затрат, и заработная плата, относящаяся к постоянным (накладным) расходам, должны отражаться в бюджете отдельно (хотя за рубежом эти издержки в бюджетировании нередко объединяются).
Когда известны чистые продажи и переменные затраты, можно определить валовую, или маржинальную, прибыль. Маржинальная (валовая) прибыль - это разница между чистыми продажами и переменными (прямыми) затратами. Показатель весьма важный, но отсутствующий в форме № 2. Без него нельзя рассчитать точку безубыточности, эффективный шаг эластичности спроса по цене, управлять маржинальным доходом (oт англ. direct-costing), принимать другие важные для управления финансами организации решения.
Для многих видов бизнеса это первая контрольная точка в оценке финансовой состоятельности бизнеса или прогнозируемого финансового состояния фирмы. В торговых компаниях норма и масса маржинальной прибыли (размер торговой наценки) могут выступать в качестве главного контрольного показателя. В производственных структурах доля маржинальной прибыли в чистых продажах должна быть не меньше 33%.
Если доля маржинальной прибыли меньше 33% (в России 40-45%), то необходимо предпринять одно из следующих действий (решений):
а) закрыть бизнес (ликвидировать или перепрофилировать структурное подразделение);
б) совместно с руководителем бизнес-единицы определить источники снижения прямых расходов и пересмотреть соответствующие лимиты затрат в бюджете;
в) тщательно проанализировать накладные расходы, с тем чтобы выйти на приемлемый уровень балансовой прибыли отдельного бизнеса или структурного подразделения.
Управление маржинальным доходом представляет собой увеличение нормы маржинальной прибыли (ее доли в объеме продаж организации) до желаемого уровня. В целом можно выделить три основных метода се увеличения (если она оказывается ниже рекомендуемых в России 40-45%):
1) повышение цены выпускаемой продукции;
2) снижение норм условно-переменных расходов;
3) изменение ассортимента выпускаемой продукции.
Первый метод предполагает поиск путей повышения цены выпускаемой продукции. Это возможно при ослаблении пресса рыночной конкуренции, когда организация оперирует в условиях отличного от совершенной конкуренции хозяйственного механизма, или при повышении спроса на данную продукцию.
Если по каким-либо причинам не удастся повысить цену, то прибегают ко второму методу - снижению удельных норм условно-переменных расходов. Для этого необходимо либо сменить поставщиков, либо ужесточить производственную или операционную дисциплину, либо усовершенствовать технологию производства. При невозможности подобных действий в организации можно попытаться проанализировать ассортимент, с тем чтобы увеличить долю продуктов с наибольшей долей маржинальной прибыли.
Третий метод - изменение ассортимента выпускаемой продукции - наиболее характерен для предприятий и организаций, имеющих высокий уровень загрузки производственных мощностей, чья продукция пользуется повышенным спросом.
Маржинальная прибыль важна также для расчета эффективного шага эластичности спроса по цене. Эластичность спроса по цене показывает, как изменится объем продаж (в натуральных единицах измерения) при изменении цены реализации одной единицы продукции на 1%. Например, если предприятие повысит цену на 1%, то при эластичном спросе количество реализуемых изделий может сократиться (в результате «сжатия» спроса). И наоборот, при снижении цены на 1% (или более) спрос может возрасти. Вопрос в том, на сколько процентов сократится или возрастет спрос (подчеркнем - в натуральных единицах измерения). Критерий здесь простой - увеличение массы чистой прибыли. Иначе говоря, мы можем снижать цену до тех пор, пока прирост объема продаж в натуральном выражении будет приводить к увеличению массы чистой прибыли. Как же определить, насколько надо увеличить объем сбыта в натуральном выражении при снижении цены на 1%, чтобы масса чистой прибыли возросла?
Здесь нам опять-таки понадобится норма маржинальной прибыли. Определение эффективного увеличения сбыта (в процентах) при снижении цены на 1% (эффективного шага эластичности) осуществляется путем деления единицы на долю маржинальной прибыли. Например, если норма маржинальной прибыли составляет 40%, то 1: 0,4 = 2,5. Это означает, что при снижении цены на единицу продукции на 1% объем продаж в натуральном выражении должен возрасти не менее (а лучше - более) чем на 2,5%, чтобы масса чистой прибыли не уменьшилась или возросла. Если рост объемов продаж в натуральном выражении будет менее 2,5%, то компания потеряет часть чистой прибыли. В последнем случае лучше повышать цену. Если при этом объем сбыта в натуральном выражении сократится на 2% или около этого, то компания все равно окажется в выигрыше, так как она увеличит чистую прибыль.
Постоянные (в основном накладные) расходы - это расходы, косвенно связанные с хозяйственной деятельностью. Они являются условием существования фирмы как организации. Эти расходы нельзя непосредственно отнести на стоимость отдельного продукта, контракта, клиента (например, затраты на рекламу, административные расходы, издержки связи). Они включают все виды затрат, величина которых не зависит прямо пропорционально от объема реализации. При планировании постоянных расходов на будущее обычно предусматривают снижение их доли в чистой выручке по мере роста объемов продаж. Это будет свидетельствовать об их эффективности.
При бюджетировании выделяют три категории постоянных (накладных) расходов: управленческие, коммерческие (расходы по реализации) и прочие общезаводские.
Управленческие расходы включают заработную плату работников аппарата управления предприятия или организации, общецеховые и общезаводские расходы различного назначения, часть накладных расходов, связанных с их деятельностью. Коммерческие расходы объединяют расходы по продаже, рассылке и доставке продукции потребителю (реклама и т.д.). Методы определения расходов на рекламу зависят от стратегии маркетинга.
В бюджете доходов и расходов (финансовых результатов) обычно предполагается, что доля расходов на рекламу возрастает медленнее, чем выручка от реализации.
Лимиты накладных расходов всех категорий должны устанавливаться в виде фиксированных сумм на предстоящий период, обеспечивающих соответствующие нормативы показателей прибыли. При росте объемов продаж допускается увеличение лимитов накладных расходов бизнеса или структурного подразделения при обязательном соблюдении двух условий:
а) показатели прибыли не должны ухудшаться;
б) отчисления на нужды предприятия или фирмы в целом должны увеличиваться прямо пропорционально росту затрат на нужды отдельного бизнеса или структурного подразделения.
В формате БДиР накладные (условно-постоянные) расходы часто приходится разделять на две группы по признаку их отнесения к отдельному бизнесу (структурному подразделению) или к организации в целом (к общеорганизационным затратам). Отражение этих расходов (даже по одинаковым статьям затрат) в формате БДиР раздельно обусловлено не только тем, что они могут быть рассчитаны (как было показано выше) с помощью различных операционных бюджетов, но и методикой управления этими затратами и контроля за ними.
Накладные расходы отдельного структурного подразделения (бизнеса) являются регулируемыми, и на их экономию можно реально влиять. Общеорганизационные расходы, которые также должен нести конкретный бизнес, экономии не подлежат. Это нерегулируемые расходы. При экономии накладных расходов структурного подразделения все обшеорганизационные расходы должны быть профинансированы в полном объеме.
Прочие расходы обычно включают в себя амортизационные отчисления (определяются отдельно по каждому элементу основных средств и нематериальных активов), уплату процентов за кредит, налоги, входящие в себестоимость (на имущество, рекламу и т.п.), и различные экстраординарные расходы. Состав последних целиком определяется руководителями организации.
Лимиты амортизационных отчислений должны устанавливаться в бюджетах в виде фиксированных на бюджетный период сумм с учетом:
- суммы активов, контролируемых руководителями организации, структурного подразделения или отдельного бизнеса;
- оптимизации налоговых платежей (если нормативные акты допускают ускоренную амортизацию по данному виду основных фондов или нематериальных активов).
Что касается статьи «Налоги, входящие в себестоимость» (см. табл. 4.3), то разбивка (детализация) ее и определение конкретных значений по видам налогов осуществляются исходя из учетной политики правительства и степени ее прозрачности, а также в соответствии с действующими ставками соответствующих налогов. Если, например, организация официально оплачивает все расходы на рекламу, то налог на рекламу будет исчисляться по действующим ставкам.
Далее в бюджете доходов и расходов могут быть отражены так называемые внереализационные доходы. Данные расходы включают планируемые доходы предприятия или организации от продажи части своих активов, от сдачи их в аренду, от реализации отходов, штрафы, неустойки за просрочку платежей потребителями по договорам и т.п. Размеры этих статей и целевые нормативы полностью зависят от конкретных мероприятий, намечаемых на бюджетный период.
Балансовая прибыль образуется после вычета из маржинальной прибыли всех накладных расходов и прибавления к ней внереализационных доходов. В соответствии с международными стандартами именно эта прибыль является объектом налогообложения, поэтому ее называют еще прибылью до уплаты налогов. Эта прибыль служит основным показателем для определения резервов налога на прибыль.
Выделение балансовой прибыли (как и маржинальной) в формате БДиР необходимо также для расчета точки безубыточности бизнеса. Точку безубыточности можно рассчитать по формуле:
Объем продаж ≥ Сумма накладных расходов
Норма маржинальной прибыли
По мере роста накладных расходов точка безубыточности будет смещаться в сторону увеличения. Норма маржинальной прибыли (доля маржинальной прибыли в объеме продаж) тоже может меняться (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).
Чистая прибыль образуется после вычитания из балансовой прибыли налога на прибыль, а также других платежей, которые рассчитываются от прибыли предприятия. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия или организации и из нее формируется собственный капитал бизнеса в части увеличения или уменьшения нераспределенной прибыли.
Чистая прибыль является главным целевым показателем бюджета доходов и расходов, вокруг которого строится весь процесс оптимизации отдельных статей данного бюджета. Она же является единственным источником возврата (погашения) инвестиционного кредита, долгосрочных займа или ссуды и выплаты дивидендов. Все эти расходы предприятия не относятся на себестоимость производства.
Именно эти обстоятельства предопределяют норму чистой прибыли, т.е. ее долю в чистых продажах. Если бизнес не может развиваться без привлечения кредитов, то это фактически означает, что реальная норма чистой прибыли должна быть не менее 20%. В противном случае возврат кредита невозможен. Чем продолжительнее срок, на который берется кредит, тем меньше может быть норма чистой прибыли, при которой фирма-заемщик может обеспечить возврат кредита.
При бюджетировании очень важно различать управленческую и бухгалтерскую чистую прибыль. Первый показатель служит для принятия управленческих решений, второй - для оптимизации налогообложения.
5.2. Технология составления формата бюджета доходов и расходов.
Итак, некоторым (пусть и весьма отдаленным) аналогом бюджета доходов и расходов можно считать форму № 2 «Отчет о финансовых результатах». Именно аналогом, поскольку в чистом виде эту форму применять для нужд бюджетирования не стоит. Она непригодна для правильного управления финансами предприятия. Вместе с тем вся исходная информация, необходимая для бюджетирования, сегодня находится в распоряжении бухгалтерских служб. Следовательно, для того чтобы получить ее, нужно обеспечить совместимость бюджетных форматов с установленными формами бухгалтерской отчетности. Это возможно только при модификации формы №2. В чем, собственно, состоит модификация?
1. Введение дополнительных статей - общий оборот ирезерв для расчетов с бюджетом с общего оборота, не предусмотренных формой № 2,- для более точного отражения прогноза продаж и планирования динамики незавершенного производства (если предприятию приходится с этим сталкиваться).
2. Выделение маржинальной прибыли, для чего вводится позиция, фиксирующая разницу между чистыми продажами (чистой или нетто-выручкой) и себестоимостью реализации. Естественно, что могут потребоваться дополнительные корректировки структуры себестоимости реализации для более точного отражения в бюджете переменных (прямых) затрат.
3. Изъятие статьи «Операционная прибыль» в формате бюджета доходов и расходов. Выделение операционной прибыли от реализации и операционной прибыли от финансово-хозяйственной деятельности в форме № 2 обусловлено исключительно фискальными целями. В сущности, эти показатели в форме № 2 выполняют функцию и маржинальной прибыли и балансовой прибыли.
4. Выделение из состава коммерческих и управленческих расходов дополнительных, детализированных статей расходов (если таковые являются важными или критическими для данного бизнеса).
5. Выделение отдельной статьей амортизации для всех видов бизнесов, оперирующих большими основными средствами.
Меры по доработке формы № 2 до формата БДиР (см. табл. 5.1 и 5.2).
1. Введение в формат общего оборота и резерва по расчету с бюджетом по налогам с оборота.
2. Разделение затрат на условно-постоянные и условно-переменные.
3. Расчет маржинальной прибыли.
4. Выделение в составе условно-постоянных (накладных) расходов общеорганизационных расходов, расходов отдельного бизнеса (структурного подразделения) и налогов, включаемых в себестоимость,
5. Детализация при необходимости статей коммерческих и управленческих расходов.
6. Выделение амортизации.
7. Изъятие статей операционной прибыли от реализации и от финансово-хозяйственной деятельности.
Меры по адаптации формата БДиР международного образца(табл.5.3).
1. Введение в формат налогов с оборота.
2. Выделение из состава условно-постоянных (накладных) расходов общеорганизационных расходов, расходов отдельного бизнеса (структурного подразделения) и налогов, включаемых в себестоимость.
Модификация формата международного образца (см. табл. 5.3) тоже необходима, но она требует меньше изменений. Какой выбрать путь - дело каждого предприятия или организации.
Чтобы контролировать все эти расходы, необходимо сопоставлять постоянные расходы с активами фирмы, а переменные - с ее оборотами. Данный принцип положен в основу распределения общеорганизационных расходов между отдельными структурными подразделениями. Для этого нужно иметь расчетный баланс каждого подразделения, чтобы определить сумму его общих активов.
Как составить формат для конкретной организации?
1. Определить состав и структуру всех текущих затрат и издержек
2. Разделить расходы на прямые и накладные, а внутри этих двух групп- на категории (с выделением условно-постоянных и условно-переменных затрат).
3. Выделить критические затраты, которые целесообразно установить в качестве целевых показателей (лимитов) БДиР.
4. Определить уровни (нормативы) лимитов на предстоящий период.