Данный аспект делового поведения предпринимателей имеет особую этическую значимость. Добровольное стремление к социально ответственному поведению может активно способствовать формированию нравственных начал в мире бизнеса. Это тем более важно, поскольку богатые традиции дореволюционной филантропической деятельности российских предпринимателей хорошо известны. Однако отношение сегодняшних деловых людей к благотворительности довольно сдержанное. И тому есть серьезные причины. Анализируя их, депутат Государственной Думы и один из авторов закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", президент фонда "Социальное партнерство" В. Борщов отмечает следующее: "Существующие юридические рамки не поощряют человеколюбие и помощь ближнему". В законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", принятом в 1995 г., закреплена налоговая льгота для предпринимателей: 3% суммы прибыли, идущей на благотворительные цели. Но она практически не работает. Из-за сумасшедших налогов (их порядка 200, и они могут составлять до 80—90% доходов) большая часть предпринимателей скрывает реальные доходы своих фирм, а 3% "белой" прибыли составляют слишком незначительную сумму. Многие предприятия, оказывающие людям безвозмездную помощь, этой льготой даже не пользуются.
|
|
Вместо того чтобы разработать стимулы, законодательство создает для благотворителей препятствия. Имущественные пожертвования облагаются налогом, и если, например, коммерческая структура хочет передать школе списанные компьютеры и другую оргтехнику, то ей придется заплатить государству за свой порыв к милосердию.
Через пять лет после принятия закона о некоммерческой организации активистам фонда "Социальное партнерство" приходится то в одном, то в другом ведомстве объяснять, чем она отличается от коммерческой. Некоторое время назад правительство пыталось запретить оказание и получение гуманитарной помощи организациями третьего сектора. Подобные ситуации возникают вновь и вновь, потому что принципиальная позиция правительства такова: любая помощь должна идти по государственной линии, хотя благотворительные организации
Лекция 12. Современная российская деловая этика
постоянно доказывают свою эффективность. Так, Фонд Сороса выделил множество грантов неправительственным организациям, помогающим неимущим, инвалидам, беженцам и др. При помощи этих грантов удалось улучшить ситуацию в тех областях, которые выпадают из сферы внимания как государства, так и предпринимателей.
|
|
Вопросы для обсуждения
1. Можно ли утверждать, что культурно-этические традиции дореволюци
онного российского предпринимательства были утрачены в советский
период?
2. В каких условиях происходит формирование современной российской
деловой культуры? Назовите основные факторы, определяющие содер
жание и направленность этого процесса.
3. Чем характеризуется деловая культура современной России? Каковы ее
основные черты и особенности?
4. Как вы считаете, оказывает ли опыт Запада существенное влияние на
отечественную деловую культуру? В чем это выражается?
5. Какие типы современных российских предпринимателей вы знаете?
Вызывают ли какие-либо из них уважение или доверие, желание подра
жать?
6. Подумайте о моральных проблемах, с которыми сталкивается совре
менный российский бизнес. Какие из них, на ваш взгляд, являются
наиболее сложными? Есть ли пути их решения?
7. Что вы можете сказать о перспективах развития деловой культуры и
этики в России в XXI в.?
Литература
1. Апресян Р. Ценностные контраверзы предпринимательства // Общественные
науки и современность. 1992. Мв.З.
2. Бунин И.М. Новые российские предприниматели // Бизнесмены России. М.,
1994.
3. Заславская Т.И, Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, ста
тус //Социс. 1995. №2.
4. Макашева Н. Этика и экономическая теория // Общественные науки и совре
менность. 1992. № 3.
5. Моргун B.C. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки
и современность. 1996. № 6.
6. Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль, 1996.
7. Наумов А., Джонс Э., Паффер Ш. Этическое отношение к работе: новые парадиг
мы // Менеджмент. 1995. N5 1.
8. Национальная программа "Российская деловая культура". Торгово-промышлен
ная палата РФ, 1997.
9. Перепелкин О.В, Российский предприниматель: штрихи к социальному порт
рету//Социс. 1995. №2.
Приложение 1. Кодекс профессиональной этики работников...
10. Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. М., 1997. П. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакиионные изд жки, формы контроля и деловая этика. М., 1998.
12. Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология // П
хологический журнал. 1995. Me 1.
13. Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Соиис. 1!
J* 2.
14. Сочна О.С. Феномен русского морализаторства. Новосибирск, 1995.
15. Шихирев П.И. Этические принципы ведения дел в России. М., 1999.
16. Уткин Э.А. Этика бизнеса: Учеб. М., 1998.
17. Экономика и нравственность. Саратов, 1992.
18. Этика предпринимательства. М., 1999.
Приложение 1