Организационные структуры управления предприятиями

4.1 Сущность и проектирование организационных
структур управления предприятиями

Термин «структура» в буквальном переводе с латинского – structura – означает строение, расположение, порядок. Любая система имеет свою структуру. Сущность и особенности системы предопределяются ее структурой, которая может отличаться как составом элементов, так и способом их объединения. Структура – это внутренняя форма системы. Познать структуру – значит познать законы и закономерностисвязей между элементами системы.

Организационная структура управления(ОСУ) предприятием – это упорядоченное строение, организационная форма системы управления, образуемая устойчивыми взаимосвязями элементов, отражающая и закрепляющая разделение и кооперацию управленческого труда. Она включает состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев, выполняющих определенные функции управления.

Свойства организационной структуры управления предприятием зависят от состава и количества элементов, а также от установленных связей между ними.

Элементами ОСУ являются управленческие подразделения (органы и звенья управления), отдельные управленческие работники, в том числе менеджеры, ступени или уровни управления. Управленческий работник – человек, выполняющий определенную функцию управления или ее часть и занимающий управленческую должность. Как должностное лицо он имеет задачи, полномочия и ответственность, а также подчиняется конкретному менеджеру. К управленческим работникам относятся инженеры, экономисты, юристы и другие специалисты, а также менеджеры и служащие (технические исполнители). Менеджер – это управленческий работник, в подчинении которого находятся другие управленческие работники или рабочие.

Орган (звено) управления – это обособленная ячейка системы управления со строго очерченными задачами, функциями, полномочиями и ответственностью. Руководит органом управления менеджер. К органам управления на предприятии относятся сектора (например, сектор по учету оплаты труда, сектор по учету основных средств и т.п. в бухгалтерии ), бюро (например, бюро нормирования в отделе труда и заработной платы, производственно-диспетчерское бюро в цехе и т.п.), отделы (например, плановый, производственный, бухгалтерия, отдел главного механика и т.п.), управления (например, финансово-экономическое управление, управление маркетинга и др.).

Ступень (уровень) управления – это совокупность звеньев управления, относящихся к одному уровню иерархии. Ступень включает равноправные органы управления. Например, функциональные отделы заводоуправления (отдел маркетинга, плановый, производственный, бухгалтерия, отдел закупок и др.) образуют или относятся к одной ступени (уровню) управления. ОСУ может быть двухступенчатой или многоступенчатой.

Организационная структура управления предприятием, имеющая два-три уровня управления, получила название плоской.

Связи в системе управления весьма разнообразны. Их классифицируют по разным признакам и выделяют формальные и неформальные, вертикальные и горизонтальные, прямые и обратные, экономические, производственные, научно-технические, политические, коммуникационные и др. Реальные связи обычно бывают комплексными. Одна и та же связь в системе управления – это всегда коммуникация, по сути, эта связь социальна, так как это связь между людьми. Одновременно она может иметь экономический характер, если приводит в движение экономические интересы, быть прямой или обратной, субординационной или координационной, формальной или неформальной. Связи элементов в системе управления могут осуществляться пятью основными способами: цепочная, кольцевая, звездная, многосвязная, звездно-кольцевая.

Организационная структура управления целенаправленно регламентирует формальные (должностные), вертикальные и горизонтальные связи.

Вертикальные связи – это связи субординационные, связи “руковод-ства – подчинения”, связи между звеньями разных уровней управления. Они подразделяются на линейные и функциональные. Линейные связи устанавливают отношения руководства – подчинения между вышестоящими и нижестоящими звеньями по всем вопросам управления. Функциональные – это связи между элементами ОСУ в рамках определенного вида управленческой деятельности – функции менеджмента. Горизонтальные связи – это координационные связи, связи равноправных элементов, связи между звеньями одной ступени управления.

По сути, связи в ОСУ характеризуют распределение задач, полномочий и ответственности в системе управления, устанавливая тем самым формальную основу разделения и кооперации управленческого труда.

Проектирование ОСУ предприятием есть вид организационной деятельности, т.е. деятельности по выполнению функции организации. ОСУ создается для достижения целей и выполнения функций управления предприятием. Стратегия порождает оргструктуру, а не наоборот. При проектировании ОСУ исходят из поставленных целей и необходимости исполнения функций. Формируют ОСУ с учетом влияния следующих факторов: размера, сложности, структуры бизнеса предприятия, технологии производства, внешней среды и рыночных условий, а также стилей, методов управления, ценности персонала, организационной культуры.

В общем случае процесс проектирования организационной структуры управления предприятием можно подразделить на три основные стадии:

1) формирование (уточнение) общей структурной схемы управления исходя из целей и задач производства и управления. Эта стадия имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики структуры, по которым может быть осуществлено более углубленное проектирование как ОСУ в целом, так и других важнейших элементов системы управления. На данной стадии важное значение имеют уточнение целей предприятия и учет факторов, влияющих на формирование оргструктуры управления;

2) определение состава основных подразделений и связей между ними. При этом предусматривается реализация организационных решений как по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, так и в отношении базовых подразделений аппарата управления, вплоть до распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (управления, отделы, лаборатории и т.д.), входящие в состав линейно-функциональных и программно-целевых блоков. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру;

3) регламентация ОСУ. Этот этап предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Он включает: определение внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и отдельных должностей); обоснование численности работников подразделений; распределение задач и полномочий между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; определение объема необходимых для этого ресурсов; расчет затрат на управление, а также показателей эффективности управления в условиях спроектированной ОСУ.

В результате разрабатываются основные организационные регламенты: схема оргструктуры управления, штатные расписания, положения об отделах и службах, должностные инструкции.

Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что это многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания субъективной деятельности ответственных лиц по выбору наилучших вариантов организационных решений и научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки и моделирования ОСУ.

Заканчивается процесс формирования ОСУ ее внедрением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: