Нормативно-правовое обоснование педагогической экспертизы и экспертных оценок в образовании

Организация педагогической экспертизы в сфере управления образованием основана на нормативно-правовых документах. Экс­перты руководствуются в своей деятельности федеральными зако­нами, указами и распоряжениями Президента Российской Федера­ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Россий­ской Федерации, решениями органов управления образованием.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматри­вает введение и порядок утверждения государственных стандартов


образования, компетентной экспертизы деятельности образователь­ных учреждений.

Основные задачи Федерального экспертного совета, его функ­ции, состав и структура, порядок деятельности определяет Поло­жение о Федеральном экспертном совете по общему образованию Министерства образования Российской Федерации (приказ Ми­нистерства образования (МО) РФ от 23.10.93 № 444).

Для научно-педагогической экспертизы качества дошкольного

образования особое значение имеет Типовое положение о до­школьном образовательном учреждении (Постановление Прави­тельства РФ от 01.07.95 № 677, с изменениями и дополнениями от 14.02.97 № 179), регламентирующее деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений и выполняющее функ­цию примерного для негосударственных учреждений системы дош­кольного воспитания.

^ Экспертиза содержания обучения и воспитания в детском саду, образовательных программ для дошкольников регламентирована Рекомендациями по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации (Методическое письмо МО РФ от 24.04.95 № 46/ 19-15).

V Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек определяет Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19 — 12 «О психолого-педагогических требовани­ях к играм и игрушкам в современных условиях», v Проведение экспертизы при лицензировании образовательных учреждений определяет Положение о порядке лицензирования обра­зовательных учреждений (приказ МО РФ от 17.11.94 № 442). Требова­ния к процедуре аттестации по технологии экспертных оценок уста­навливает приказ МО РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении доку­ментов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».

Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической и уп­равленческой деятельности воспитателей и руководителей до-

школьных учреждений исходит из Типового положения об аттес­тации педагогических и руководящих работников государствен­ных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации (приказ МО РФ от 17.06.93 № 256).

Министерство образования России, разрабатывая и реализуя концепцию развития образования в стране, выступает основным заказчиком и организатором экспертизы во всех областях приме­нения экспертных методов в педагогике. Современный механизм управления системой образования предусматривает распределение прав, полномочий и ответственности между министерством и крае­выми, областными комитетами и управлениями, а также город­скими, районными управлениями и отделами образования. Поэто-


му функции экспертизы все шире используются во всех структур­ных компонентах системы образования.

Вопросы и задания для самоконтроля и самооценки

1. Почему качество образования является объектом экспертной оценки?

2. Проведите мини-исследование для выявления того, что понимают
под качеством дошкольного образования воспитатели, руководители дет­
ского сада и родители дошкольников разного возраста. Объясните причи­
ны вариативности суждений.

3. Изобразите графически основные области применения экспертных
методов в педагогике.

4. Объясните причины создания и развития экспертно-диагностичес-кой службы, обеспечивающей мониторинг качества образования.

5. Определите роль стандарта в экспертной оценке качества образова­
тельных услуг (на примере деятельности дошкольного учреждения).

6. В чем суть квалиметрического подхода к определению способа оцен­
ки качества обучения и воспитания?

7. Представьте графически схему экспертно-диагностической службы
России, осуществляющей мониторинг качества образования в стране.

8. Назовите основные этапы педагогической экспертизы.

9. Какие, на ваш взгляд, необходимо соблюдать условия при формиро­
вании экспертных групп?

10. В чем сущность системно-комплексного подхода в экспертной оценке
качества образования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: