В современных условиях все более актуальными становятся государственный мониторинг качества образовательных услуг, социальная защита от некомпетентных педагогических воздействий, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм. Систему государственного контроля обеспечивают лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений.
Под лицензированием понимают процедуру, включающую проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или об отказе в выдаче) дошкольному образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» тип образовательного учреждения устанавливается в соответствии с реализуемой в нем образовательной программой. Образовательное учреждение относится к типу «дошкольное образовательное учреждение», если основная реализуемая в нем программа является программой дошкольного образования.
Целью лицензирования является реализация прав учредителя на ведение образовательной деятельности и гарантии, что в учреждении созданы условия, необходимые для ее осуществления. Государственная лицензия обеспечивает право дошкольного учреждения на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аттестация — комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения с целью выявления его соответствия (несоответствия) требованиям государственного образовательного стандарта. По результатам аттестации принимается экспертное заключение, содержащее рекомендации о присвоении дошкольному учреждению соответствующей категории.
Аккредитация — процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольного образовательного учреждения с присвоением ему вида и категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении.
В настоящее время ДОУ аккредитуются по трем категориям. Основанием для присвоения категории является уровень соответствия деятельности требованиям государственного образовательного стандарта.
К первой категории относятся дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный стандарт дошкольного образования по всем направлениям деятельности.
Ко второй категории — дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный стандарт дошкольного образования по одному или нескольким направлениям деятельности.
К третьей категории — дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Дошкольные образовательные учреждения второй категории подразделяют в соответствии с направленностью их программы на четыре вида:
1) детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;
2) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
3) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетом осуществления санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
4) детский сад комбинированного вида, имеющий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.
Вид дошкольного учреждения второй категории определяется путем экспертной оценки (в процессе аттестации) приоритетного направления деятельности детского сада. Критерием экспертной оценки отнесения дошкольного учреждения к тому или иному виду является направленность реализуемой в нем образовательной программы.
В качестве приоритетного направления деятельности дошкольного учреждения второй категории могут выступать:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка;
- физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка;
- коррекция нарушений физического и психического развития, социально-психологическая реабилитация ребенка и т. п.
Таким образом, целью аттестации и аккредитации являются:
- обеспечение механизма государственного контроля за эффективностью образовательного процесса в дошкольных учреждениях;
- стимулирование их деятельности в направлении вариативности, разнообразия и повышения качества дошкольного образования;
- обеспечение реальной возможности выбора родителями дошкольников индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка из широкого спектра качественных образовательных услуг.
Основные задачи аттестации и аккредитации состоят в следующем:
- установить соответствие содержания, уровня и качества обучения и воспитания в детском саду требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- определить вид и присвоить категорию;
- установить в зависимости от категории порядок дифференцированного бюджетного финансирования;
- реализовать права негосударственных дошкольных учреждений на бюджетное финансирование в размере норматива.