Под диспетчерской службой понимают централизованную форму оперативного управления на основе применения технических средств связи, сбора информации, ее обработки, осуществления оперативного контроля и регулирования производства.
Диспетчерская служба состоит из следующих элементов: диспетчерского персонала; комплекса технических средств управления (внутрифирменная радио- и телефонная связь, средства наглядного отображения информации); применяемых методов централизованного оперативного управления.
Система диспетчерского регулирования хода производства должна отвечать следующим требованиям:
1)опираться на четкую организацию оперативного планирования;
2)организовывать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;
3)осуществлять быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;
4)базироваться на ответственности и преемственности оперативного руководства.
Диспетчерская служба выполняет следующие функции.
1)Оперативный анализ. В процессе анализа определяют степень выполнения плана, устанавливают причины отклонений, разрабатывают варианты решения проблем.
2)Оперативное целеполагание и планирование — это выработка целей и планирование развития производства и социальной сферы.
3)Оперативная организация управления заключается в распределении должностных полномочий по решению проблем, расстановке технических и трудовых ресурсов, создании нового краткосрочного организационного и функционального регламентирования
4)Оперативное регулирование хода выполнения плановых программ обеспечивает взаимодействие коллективов различных подразделений, надежную двустороннюю связь руководителей, специалистов и работников центрального диспетчерского пункта.
5)Оперативный учет и контроль осуществляют на основе сбора, обработки и анализа информации, диспетчерской документации с помощью средств наглядного отображения информации
6)Оценка оперативной работы включает постоянный анализ выполнения решений, который проводят работники центрального диспетчерского пункта, диспетчерское совещание и руководители предприятия.
Деятельность диспетчерской службы регламентируется Положением о диспетчерской службе и распорядком дня диспетчерской службы.
Объектами диспетчеризации являются производственные, перерабатывающие и подсобные подразделения, транспортные средства руководителей и специалистов, мобильные средства.
На центральном диспетчерском пункте ведут следующие документы: журнал диспетчера, журнал диспетчерских совещаний, журнал учета заявок от подразделений, журнал учета производства и реализации продукции, оперативные графики выполнения основных работ, контрольные графики проведения технических уходов за автомобилями и другой техникой. Для улучшения восприятия основные виды оперативной информации должны быть отображены на стендах, планшетах, диаграммах.