Рыночная экономика и менеджмент: понятия, сущность и функции менеджмента

Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами. 1) в любой экономике присутствует многообразие форм собственности, как минимум две: государственная и частная; 2) рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства; 3) любое вмешательство государства в экономику является ограниченным.

Рыночная экономика — социально - экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

Основные черты: конкуренция;многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;сосредоточение капитала в руках буржуазии;неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;

ориентированный на покупателя рынок.

Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой прежде всего определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг и т.д.

Целевая функция начинается с установления миссии – общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается еще такими понятиями, как “политика”, “философия”. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.

По правовой форме можно выделить четыре типа организаций:

Юридическое лицо это организация, которая имеет печать, расчетный счет в банке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполняет возложенные обязанности, имеет самостоятельный баланс, может быть истцом и ответчиком в суде, зарегистрирована в государственных органах власти.

Неюридическое лицо — подразделения организации — юридического лица (не зарегистрировано).

Неюридическое лицо — предприниматель без организации юридического лица (зарегистрировано).

Неформальная организация граждан — это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах.

Всем формам организаций присущи общие черты:

· наличие хотя бы одного сотрудника;

· наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества;

· получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, услуги, информация, духовная пища);

· преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, сырье, оборудование, знания, информация).

Классификация организаций проводится по самым разным признакам: по размеру, по форме собственности, по источникам финансирования, по признаку формализации, по отношению к прибыли, по организационно-правовой форме и др.

Перечислим основные признаки классификации организаций:

-по отношению к власти ~ правительственные и неправительственные;

-по отношению к главной цели — общественные и хозяйственные;

-по отношению к прибыли — коммерческие и некоммерческие;

-по отношению к бюджету — бюджетные и внебюджетные;

-по форме собственности — государственные, муниципальные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;

Субъекты рыночной экономики домохозяйства, фирмы, государство. Домохозяйство – это экономическая единица, которая состоит из одного или нескольких лиц, самостоятельно принимающих решения, являющихся собственниками и стремящихся к максимальному удовлетворению своих потребностей.. Фирма – это экономическая единица, которая использует ресурсы для производства товаров услуг в целях получения прибыли, владеет или управляет одним ил несколькими предприятиями. Под государством понимают все правительственные учреждения, которые обладают юридической и политической властью для достижения общественных целей..

Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:

планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы

организовывание.. Задачей этой функции является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

координация. Ее задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: