Структура правительства

Внутренняя структура правительств очень разнообразна, но ее можно свести к двум основным системам - континентальной и англосаксонской. В основу предлагаемой систематизации положен принцип определения состава правительства, а также способ образования вспомогательных учреждений, его обслуживающих.

Континентальная система характеризуется тем, что в состав правительства входят все главы центральных ведомств. Министры, главы департаментов, государственные секретари, возглавляемые премьер-министром, составляют единый коллегиальный орган. Во многих странах, имеющих эту систему, создается более узкий орган, состоящий из самых видных государственных деятелей, возглавляющих важнейшие ведомства. Статья 95 Конституции Италии предписывает создание президиума совета министров, который является внутриправительственным органом. В состав президиума совета министров входят: председатель совета министров, вице-председатели, министры без портфеля и государственные вице-секретари.

Англосаксонская система обязана своим происхождением государственной практике Великобритании, откуда она затем распространилась в другие страны (Канада, Австралия, Индия и др.). Эта система правительственной структуры отличается двумя существенными особенностями.

- Во-первых, реально существующий высший исполнительный орган государственной власти конституцией не признается и юридически является незаконным. Во всех странах, придерживающихся этой системы, кабинет существует на основе конституционного соглашения.

- Во-вторых, в состав правительства входят не все главы центральных исполнительных ведомств, а лишь важнейшие из них. Министры в "ранге членов кабинета" занимают привилегированное положение по отношению к тем членам правительства, которые в кабинет не входят.

Существенным дополнением каждого правительства является вспомогательный аппарат. Первоначальной формой вспомогательного аппарата были различного рода комитеты и комиссии, которые создавались при правительстве. Английские правительственные комитеты подразделяются на две основные группы:

1. Постоянные комитеты, которые учреждаются кабинетом по наиболее важным вопросам и возглавляются обычно ведущими министрами.

2. Временные комитеты, которые создаются кабинетом по мере надобности по самым различным вопросам. Состав постоянных и временных комитетов определяется премьер-министром.

Американская система организации правительственного вспомогательного аппарата является до некоторой степени логическим завершением английской системы. Государственная практика США пришла к необходимости стабилизации временных и постоянных вспомогательных учреждений. В настоящее время, после реорганизации 1982 года, в состав входят следующие ведомства: Канцелярия Белого дома. Канцелярия Вице-президента, Административно-бюджетное управление, Управление по качеству окружающей среды и т.д. В президентских республиках глава правительства - президент -располагает не меньшими, а порою и большими полномочиями, чем парламентарный премьер-министр.

№ 68 Функции правительства как высшего органа исполнительной власти гос-ва.

Полномочия правительства. В большинстве конституций полномочия правительства определены самым общим образом. Например, французская конституция гласит: «Правительство определяет и проводит политику нации. Оно также распоряжается администрацией и вооруженными силами» (ст. 20).

Правительство издает подзаконные акты — нормативные и ненормативные (указы, ордонансы, декреты, распоряжения и др.). Они занимают более низкое место по сравнению с актами главы государства.

- Управление государственным аппаратом является одной из основных функций правительства. Правительство, являющееся прежде всего политическим учреждением, направляет и координирует деятельность государственного аппарата через министерства, департаменты и другие ведомства.

- Исполнение законов по букве конституций - важнейшая функция правительства. Правительству вменяется в обязанность заботиться о должном исполнении законов, принимаемых парламентом. Контроль над законодательной деятельностью парламента фактически превратился в самостоятельную функцию правительства. Этот контроль осуществляется по двум главным направлениям.

Во-первых, правительство является главным источником законодательной инициативы.

Во-вторых, правительство оказывает решающее воздействие на законодательный процесс. - Составление и исполнение бюджета является чисто правительственным полномочием. Составление бюджета осуществляется различными административными ведомствами, а окончательный проект представляется на утверждение правительства министерством финансов.

- Осуществление внешней политики в современных зарубежных странах. Правительство контролирует и направляет деятельность всех органов, с помощью которых осуществляются внешнеполитические функции государства.

- Оно комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингенты вооруженных сил.

№ 69 Формы участи правительства в законодательстве. Делегированное законодательство.

Правительство - автор большей части нормативных актов, действующих в любом зарубежном государстве. Нормоустанавливающая деятельность правительства может быть подразделена на три основные отрасли:

1. Правительство издает различного рода нормативные акты на основе и во исполнение парламентских законов. Речь идет в данном случае о нормативных актах, принимаемых по вопросам, не входящим, как правило, в сферу исключительной компетенции парламента. Правительственные акты этой группы носят подзаконный характер.

2. Правительство издает нормативные акты по прямому или косвенному уполномочию парламента. Во Франции такие законы называются "законами-рамками", в англосаксонских странах - "скелетным законодательством". Правительство таким образом получает уполномочие на издание нормативных актов по предметам правового регулирования, относящимся к исключительной компетенции парламента. Парламент в данном случае делегирует правительству свои полномочия прямо либо косвенно.

3. Правительство издает нормативные акты, содержащие в себе общие правила поведения по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента. Второй и третий виды нормоустанавливающей деятельности правительства - делегированное законодательство - в современную эпоху являются главными формами его нормоустанавливающей деятельности. В Великобритании делегированное законодательство получило широкое распространение и осуществляется всеми звеньями правительственного аппарата. Субъектами этого законодательства являются министры, которые в свою очередь могут передавать это право нижестоящим ведомствам, в результате чего возникает многоступенчатая субделегация.

Субъектами делегированного законодательства являются также органы местного управления. Акты делегированного законодательства в Великобритании по своему числу намного превосходят парламентские законы. В США делегированное законодательство осуществляется как президентом, так и главами исполнительных департаментов. В V Французской Республике основными субъектами делегированного законодательства являются президент, премьер-министр и министры, которые издают ордонансы, декреты, решения и т.д.

№70 Порядок и виды конституционного контроля в ЗС.

Конституционный контроль – проверка законов с точки зрения их соответствия конституции. Проверку могут проводить различные гос-ые органы. Например, глава гос-ва, посчитав принятый правительством закон в чем то не соответствующим конституции прибегает к праву вето. Однако только определенная судебная инстанция на основе своих особенных конституционных полномочий может с помощью специально установленной законом процедуры может признать закон несоответствующим конституции. Родоначальником судебно конституционного контроля является США.

Положения о конституционном контроле закрепляются в конституциях, органических законах (К Италии, Франции, Испании). Виды:

· Конституционный контроль – осуществляет общие суды. Вопрос о конституционности законов может быть поставлен только в связи с рассмотрением конкретного судебного дела.

· Арбитражный контроль – гос-ые органы или высшие должностные лица имеют право обратиться с запросом в конституционный суд без какого либо обращения в суды другой инстанции.

· Индивидуальные конституционные жалобы – допускаются с обращением в суд граждан по поводу нарушения их конституционных прав и свобод в порядке конституционного контроля.

· Предварительный контроль – призван не допускать вступления в силу закона, не соответствующего конституции.

· Последующий контроль – орган судебно конституционного контроля проверяет вступившие в силу законы на их конституционность.

· По методу осуществления:

· Внешние – осуществляет иной орган, который не принимал этот акт.

· Внутренний – осуществляет тот орган, который принимал этот акт.

· По содержанию:

· Формальный – проверка условий к оформлению документа

· Материальный – проверка содержания

· По времени действия:

· Имеют обратную силу

· Не имеют обратной силы

· По объему:

· полные – охватывают всю систему общественных отношений.

· частные – отдельные сферы (обращение в суд субъекта)

· По правовым последствиям:

· Постанавливающие – обязательные

· Консультативные

№71 Порядок формирования и внутреняя организация органов конституционного контроля в ЗС. (США, Япония, Австрия, Испания, ФРГ, Франция, Казахстан)

В зависимости от конституционных решений такими органами могут быть:

– глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции, административные суды, которые осуществляют конституционный контроль либо специально наряду с другими своими функциями, либо (чаще всего) в ходе осуществления других своих функций;

– специализированные органы конституционного контроля, которые бывают либо судебными (например, конституционная юстиция во многих европейских странах), либо квазисудебными органами (например, Конституционный совет во Франции и ряде других стран, воспринявших французскую конституционную модель).

Конституционный контроль, осуществляемый президентом, парламентом, правительством и подобными им органами, именуется иногда политическим, ибо указанные органы осуществляют политическую деятельность. Они избираются на определенный отрезок времени, очередные или внеочередные выборы могут полностью изменить их политический состав и привести к изменению проводимой ими политики. Поэтому осуществляемый ими политический конституционный контроль приноровлен к текущим политическим задачам и, следовательно, по содержанию своему нестабилен.

Что касается судебного конституционного контроля, то известны две его основные разновидности, условноназываемые американской и европейской. Американская система - конституционность законов и других актов проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел (конкретный последующий контроль). Если суд признает закон неконституционным и дело затем доходит до верховного суда, решение последнего по вопросу о конституционности закона обязательно для всех судов. Закон, признанный верховным судом неконституционным, формально продолжает действовать, но ни один суд применять его не станет. Неконституционный закон, таким образом, лишается судебной защиты, то есть, формально действуя, по существу утрачивает юридическую силу. Если в США, Аргентине, Японии, Норвегии конституционность закона вправе проверять любой суд, то в некоторых странах (например, в Австралии, Индии, на Мальте) это может делать только верховный суд после того, как дело поступит к нему, будучи рассмотрено нижестоящими судами, кои проверять конституционность законов не могут.

Европейская система предполагает учреждение специальных судебных или квазисудебных органов конституционного контроля. Такими органами являются, например, Конституционный суд в Италии, Конституционный трибунал в Польше, Конституционный совет и частично Государственный совет во Франции, Высший конституционный суд в Египте, Федеральный конституционный суд в Германии.

В некоторых странах для осуществления части подобных полномочий создаются специальные органы или эти полномочия частично возлагаются на иные органы. Например, во Франции и ряде других стран конституционность законов проверяется Конституционным советом, а конституционность актов исполнительной власти, если речь идет о превышении ею своих полномочий, – Государственным советом, который возглавляет систему административной юстиции. Для реализации ответственности высших должностных лиц государства во Франции создаются Высокий суд правосудия и Суд правосудия Республики, в Польше – Государственный трибунал.

Главное отличие конституционных советов от конституционных судов (трибуналов) заключается в том, что в советах обычно применяется не публичная процедура, а закрытая, основанная на письменном производстве. Соответственно они не рассматривают индивидуальных конституционных жалоб.

№72 Функции органов конституционного контроля в ЗС.

Понятие и значение конституционного контроля. Особую роль играет конституционный контроль — судебный, специальных органов, a в некоторых странах (Франция) — контроль со стороны административных судов.

В ходе конституционного контроля осуществляется не только защита конституционных норм, но и их развитие в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Тем не менее институт конституционного контроля (надзора) — важнейший демократический институт. Его правильное функционирование обеспечивает соблюдение основного закона, призывает поддерживать необходимую стабильность.

Особое значение имеет судебный и квазисудебный конституционный контроль. Эту функцию выполняют общие суды, т е. те суды, основная цель которых состоит в рассмотрении уголовных и гражданских дел.

В ряде стран функции конституционного контроля (надзора) вверены специальному органу — конституционному суду (Германия, Италия и др.).

В Иране конституционный контроль осуществляет своеобразный орган— наблюдательный совет. Наблюдательный совет следит за соответствием законов не столько конституции 1979 г., сколько Корану.

Помимо конституционного надзора на эти органы возлагаются обычно и другие функции:

· наблюдение за правильностью проведения референдумов и объявление их результатов (Франция),

· рассмотрение конфликтов по вопросам компетенции между центральными и областными органами (Испания),

· рассмотрение по существу обвинений, выдвинутых парламентом против президента республики (Италия),

· объявление не конституционными политических партий (ФРГ),

· толкование конституций

· представление заключений высшим органам государства по конституционным вопросам.

№ 73 Юридическая сила актов органов конституционного контроля в ЗС

Акты органов конституционного контроля - акты конституционных судов, конституционных советов и др.) акты, которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции.

Вынесенное решение обязывает все публичные власти и порождает общие последствия со дня опубликования в официальном бюллетене государства. Если заявление о неконституционности отклонено, то повторное заявление по тому же основанию не допускается. В решении, признающем неконституционность, одновременно объявляется о недействительности оспариваемых предписаний, равно как связанных с ними или вытекающих из них иных предписаний того же акта. Конституционный трибунал может обосновать признание неконституционности нарушением любого предписания Конституции независимо от того, затрагивалось ли оно в ходе процесса. На основании решения о неконституционности не могут пересматриваться вступившие в силу судебные решения, основанные на неконституционных положениях, за исключением уголовных или судебно-административных дел, по которым нарушение Конституции повлекло наложение необоснованных или чрезмерных санкций.

К главному источнику относят конституцию государства (исключение составляют мусульманские государства).

К другим источникам относятся:

1) законы – конституционные, органические, (регулирующие институт в целом), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, краткосрочные), обыкновенные, а также внутригосударственные публично-правовые договоры;

2) регламенты парламентов и палат парламентов – организация и работа парламентов;

3) акты главы государства и акты исполнительной власти;

4) акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

5) судебные прецеденты – примеры решений судов высоких инстанций, публикуемые и становящиеся основой для принятия остальными судами аналогичных решений по аналогичным делам;

6) конституционный обычай – сложившееся правило в практике, которое имеет устный характер и не может использоваться судебной защитой в случае его нарушения (в Новой Зеландии, Великобритании);

7) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, принимаемые на правовых актах и на трудах выдающихся юристов – специалистов по конституционному праву);

8) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

9) международные правовые акты.

№74 Понятие и основные типы (модели) местного самоуправления за рубежом: англо-саксонская, континентальная (французская), смешанная.

Управление на местах осуществляется органами местного управления, а также органами, представляющими центральную власть. Местным управлением именуется управление делами, главным образом, местного значения, осуществляемое выборными органами, которые уполномочены представлять население той или иной административно-территориальной единицы. Местное управление - это относительно децентрализованная форма государственного управления. Главными признаками органов этого управления являются их выборность и сравнительная самостоятельность в руководстве делами местного значения (наличие собственного исполнительного аппарата, права устанавливать и взимать местные налоги, издавать нормативные акты).

В зависимости от применения той или иной концепции, а также от национальных особенностей и традиций различных государств различаются четыре основные системы осуществления публичной власти на местах: англосаксонская, романо-германская, иберийская и система советов.

В соответствии с англосаксонской системой для решения местных вопросов в административно-территориальных единицах (графствах в Англии и Уэльсе) жителями избирается совет, обычно на два — четыре года. Он состоит из трех — семи членов, в крупнейших городах — из 35—50 человек. Наряду с советом население непосредственно избирает некоторых должностных лиц — шерифа (в США это в основном начальник полиции), и др.

В городах, как правило, действуют хартии самоуправления, в соответствии с которыми избираются советы и мэры. Мэры избираются либо непосредственно гражданами, либо советами. Данная система не предусматривает назначения из центра чиновников на места для контроля за действиями выборных советов. Контроль центра за их деятельностью осуществляется путем финансовых ревизий, министерских инспекций, судебного контроля.

Романо-германская (континентальная) система местного самоуправления присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии. Она строится на основе сочетания выборности и назначаемости местных органов. В общинах (поселках, городах) существуют только выборные органы местного самоуправления — совет и мэр с одним или несколькими заместителями.

В некоторых административно-территориальных единицах областного или районного звена действуют только назначенные центром чиновники — органы государственной власти (губернаторы в Финляндии и Турции, управители областей в Болгарии).

В других административно-территориальных единицах, одновременно действуют выборные советы — органы местного самоуправления и назначенные из центра чиновники, которые являются представителями президента, правительства. Эти чиновники по уполномочию центра осуществляют на местах государственную власть, контролируя законность действий органов местного самоуправления.

Иберийская система управления на местах существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах Латинской Америки. При иберийской системе местного самоуправления избирается совет и главное должностное лицо данной административной единицы (алькальда, регидора, префекта, мэра). В некоторых странах главное должностное лицо избирается не населением, а советом. Алькальд сосредоточивает в своих руках основные рычаги местного руководства и обладает большой властью. Алькальду как председателю совета предоставляются широкие возможности не принимать в совете решения, которые он же будет вынужден позднее отклонить.

Система советов принципиально отличается от рассмотренных выше. Она применяется в странах тоталитарного социализма. Совет рассматривается как орган государственной власти и в свою очередь избирает другой государственный орган — исполнительный комитет. Члены исполкома являются руководителями отделов и управлений и при помощи подчиненных им служащих управляют отдельными сферами местной жизни (образованием, здравоохранением, торговлей и т.д.). Такая система создается во всех административно-территориальных единицах. Лишь в мелких населенных пунктах совет может избрать не исполком, а председателя и секретаря совета, которые и ведают исполнительной деятельностью. Иногда наряду с исполнительным комитетом совет избирает постоянный комитет, который между сессиями совета осуществляет его полномочия.

№ 75 Организационно-правовые формы местного самоуправления в ЗС.

Органы местного управления состоят из выборных муниципальных советов и исполнительного аппарата. Порядок выборов в муниципальные советы регулируется специальными избирательными законами.

Как правило, не допускается избрание в муниципальный совет его служащих, лиц, объявленных несостоятельными должниками. В составе муниципальных советов низок процент рабочих, женщин, молодежи. Кандидат в советники должен прожить на территории муниципалитета не менее 12 месяцев до дня выборов или иметь на этой территории постоянную работу.

Порядок выдвижения кандидатов, формирования избирательных округов и определения результатов голосования в различных странах отличается большим разнообразием. В США для первичного отбора кандидатов той или иной партии служат местные первичные выборы (праймериз).

Во Франции в коммунах используются два порядка избрания членов муниципальных советов в зависимости от численности населения коммуны. В коммунах с населением менее 3500 жителей выборы проводятся по мажоритарной системе в два тура. В коммунах с численностью населения 3500 и более жителей используется порядок, в котором сочетаются мажоритарная и пропорциональная системы.

Муниципальные советы избираются на различные сроки. Так, в США период их полномочий 2, 3 или 4 года, в Великобритании - 4 года. Для местного управления указанных стран в целом характерен небольшой численный состав муниципальных советов. Так, в США в эти советы избирается от 5 до 22 человек, Франции - обычно от 9 до 69. Лица, избранные в состав муниципальных советов, ведут работу бесплатно (например, в ФРГ) или получают вознаграждение от муниципальных советов. К их ведению относится принятие местного бюджета, издание нормативных решений по вопросам, отнесенным к их компетенции установление местных налогов.

Основной формой работы муниципальных советов являются заседания, проводимые в сессионном порядке. Заседания советов обычно носят открытый характер, но муниципалитет может принять решение о проведении закрытого заседания.

Исполнительные органы общей компетенции имеются в США в городском управлении и в сельских общинах. В городах США сложилось три основных типа устройства руководящих исполнительных органов.

Во-первых, это так называемая система "мэр - совет".

Различаются муниципалитеты со "слабым" и "сильным" мэром. "Слабый" мэр избирается муниципальным советом. Он председательствует в муниципальном совете, осуществляет представительские и контрольные функции. Управление муниципальными делами совет обычно осуществляет через систему отраслевых комитетов, предложения которых принимаются без обсуждения.

Система с "сильным" мэром более характерна для городского управления США, чем система со "слабым" мэром, типичная для прошлого века. "Сильный" мэр, как правило, избирается непосредственно населением. Он единолично назначает и смещает ведущих муниципальных чиновников, ведает составлением и исполнением бюджета,

В некоторых городах - Нью-Йорке, Филадельфии и др. - наряду с "сильным" мэром назначается в качестве главы администрации высокооплачиваемый управляющий менеджер. Значительным своеобразием отличается муниципальная организация Великобритании. Здесь муниципальные советы ежегодно избирают своих председателей. Мэры и председатели не оказывают серьезного влияния на работу муниципального административного аппарата. Руководство отраслями муниципального управления сосредоточено в руках комитетов, образуемых советом. Совет делегирует комитетам многие свои полномочия. Весьма распространены комитеты по вопросам политики и ресурсов, которые осуществляют координационные функции в отношении прочих комиссий. Постоянные комитеты формируются из числа членов совета. Большую роль в работе муниципалитета играет клерк - назначенный советом чиновник. Он направляет повседневную деятельность комитетов и чиновничьего аппарата.

№ 76 Компетенция органов местного управления (самоуправления) в ЗС.

Законодательство относит к ведению органов местного управления дела, связанные, главным образом, со сферой обслуживания и охраной порядка. Полномочия органов местного управления обычно устанавливаются специальными законами о местном управлении и законами, регулирующими отдельные отрасли государственного управления (просвещение, здравоохранение и т.п.). В США часть городов и незначительное число графств имеют особые хартии самоуправления, которыми регулируются структура и компетенция их органов. Пределы полномочий местных органов в США, Англии и большинстве других рассматриваемых государств устанавливаются путем детального перечисления их прав, обязанностей и предметов ведения.

Например, в ФРГ формально признается право муниципалитетов осуществлять все действия, не запрещенные законом. Законодательство нередко подразделяет полномочия муниципальных органов на обязательные и необязательные.

К первым относятся полномочия по вопросам, которым придается общегосударственное значение. Так, муниципалитеты обязаны поддерживать в порядке дороги, обеспечивать санитарное состояние населенных пунктов, противопожарную службу.

Необязательными являются полномочия, реализуемые по собственному усмотрению муниципальных властей. Как правило, в их число входит осуществление различных видов обслуживания населения: жилищное строительство, организация муниципального транспорта, муниципальных больниц, библиотек, театров. Деятельность муниципальных властей в области местного хозяйств а и обслуживания населения в основном состоит в выдаче лицензий на право открытия и содержания магазинов, торговлю спиртными напитками, занятия различными промыслами и т.п.

В области охраны порядка к ведению муниципальных органов относится установление правил поведения в общественных местах, противопожарный и санитарный надзор. В ряде стран, например, в США, Канаде, Франции, муниципалитеты имеют собственную полицию. По вопросам, не урегулированным вышестоящими властями, муниципалитеты могут издавать нормативные акты, как правило, подлежащие утверждению центральных органов или их агентств на местах.

Под непосредственным управлением муниципальных органов находятся школы, муниципальные библиотеки, парки, благотворительные учреждения. В ряде стран муниципалитеты ведают учреждениями здравоохранения, выплатой пособий по безработице и пенсий.

Главный источник собственных доходов муниципальных органов - налоги и сборы с населения. Они устанавливаются и взимаются муниципалитетами под контролем центральных органов. Основную долю платежей дает налог на недвижимое имущество. Муниципалитеты устанавливают и другие местные налоги, например, школьный, косвенные налоги на товары широкого потребления.

№77 Основные черты формально-юридической и «классической» школы гос-ого права (конец 19-20 вв.)

Юридическая школа имела сначала определяющее, а затем значительное влияние до 20-х годов XX в. Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение государства, его органов, прав человека, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций. Они признавали социальный характер государства, но призывали юристов изучать государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. В настоящее время эта школа свое значение утратила, но методы исследования, выработанные ею, продолжают широко использоваться в науке конституционного права.

Черты:

· негативное отношение к монархической форме правления, не признававшая верховного закона как акт высшего органа народного представительства.

· признание естественных прав человека, как основу состояния свободы и равенства.

· провозглашение в официальных юридических актах гос-ого и народного суверенитета.

· провозглашение идеи разделения властей как основополагающего принципа устройства гос-ой власти.

· возвышение права и закона при признании особой роли конституции как основного закона гос-ва.

На первом этапе развития науки конституционного права господствующее положение в ней занимала так называемая "классическая школа", заложившая основы развитой демократической конституционно-правовой доктрины. Эту школу называют также "юридической", поскольку свою главную задачу ее представители видели в разработке основополагающих принципов, норм, категорий государственного права, систематизации его норм, восполнении пробелов и т. п., что было особенно важным в становлении нового конституционного права. Для обоснования данного научного подхода использовалась методология юридического позитивизма — сознательное ограничение предмета юридической науки лишь правовой формой общественных явлений.

Особенностью развития науки в США является как раз отсутствие классической школы государственного права, если не считать некоторые явно подражающие европейским образцам работы, не оставившие глубокого следа. Стилю американского мышления были чужды отвлеченные теоретико-методологические установки этой школы и гораздо ближе эмпирические подходы, что и привело к раннему формированию в США политической науки.

№ 78 Основные черты социологической школы в науке конституционного (гос-ого) права

Сторонники новых ориентации, получивших обобщающее название юридико-социологического направления (Л. Дюги, М. Ориу,Л. Гумплович, Р. Сменд и др.), отвергали позитивистскую методологию и настаивали на том, что государствоведение должно обратиться к социально-политическим реалиям.

Практически это выразилось прежде всего в замене юридического видения государства, свойственного классической школе, трактовкой государства в понятиях силы и фактического властвования. Так, по Дюги, государственная власть есть "социологический факт", правление людей, в каком-то отношении более сильных, чем остальные; будучи фактом, государственная власть ненуждается в легитимации, понятия воля и суверенитет народа оказываются излишней "недоказуемой идеей". В контексте конституционного права трактовка государства как силы приводила многих государствоведов (например, Л. Гумпловича) к выводу онесостоятельности понятия "правовое государство".

Классическая школа, связанная с идеологией экономического либерализма, принадлежала к учениям, важным отправнымпунктом которых была отдельная человеческая личность — индивид. Представители социологического подхода считали, что индивидуалистические доктрины отжили свой век и заменили индивида "общностью", "коллективом" в том или ином их понимании.Наиболее известный автор того периода, французский государствовед Л. Дюги "со всей возможной энергией" (выражениеизвестного русского юриста П. Новгородцева) отвергает классическую школу за ее индивидуалистический подход, за то, что онавидит отдельного человека, но не видит "социальной солидарности", которая и должна определять государственно-правовые отношения и институты. Из идеи "социальной солидарности" следует приоритет обязанностей всех членов общества, ее реализацияделает излишними понятия субъекта права и субъективного права. Только "социальная солидарность" может поставить государственную власть в строгие правовые рамки.

Однако их дальнейшая разработка приводила к выводам, не только малосостоятельным в научномплане, но и препятствовавшим демократической ориентации конституционно-правовой доктрины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: