Существует ряд правил делового этикета, которые должен соблюдать каждый менеджер. Перечислим наиболее важные и распространённые из них.
Правило 1: придя на работу, приветствуйте первым своих коллег, независимо от их должности, пола и возраста.
Правило 2: научитесь управлять своим поведением – будьте вежливыми, приветливыми, доброжелательными и улыбчивыми.
Правило 3: обращайтесь ко всем подчиненным на «вы» – это необходимое условие для поддержания нормальных служебных отношений и сохранения трудовой дисциплины.
Правило 4: будьте осторожны при приказании и просьбе. Помните, приказ уместен тогда, когда вы даете поручение, входящее в круг прямых обязанностей подчиненного. Тон при этом должен быть вежливым. Кстати, подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, а не приказа, особенно женщины.
Правило 5: не забывайте благодарить и взыскивать.
Правило 6: свою точку зрения отстаивайте до принятия решения. Когда решение принято, рассматривайте его как свое собственное.
Правило 7: создавайте настрой на успех.
Правило 8: делайте все вовремя, будьте пунктуальными, назначенные встречи вносите в рабочий календарь.
Правило 9: менеджер (как и любой другой работник) обязан хранить секреты организации.
Правило 10: говорите и пишите грамотно.
Правило 11: соблюдайте данные обещания.
Правило 12: старайтесь по возможности быть доступными сотрудникам территориально и по времени.
Правило 13: одежда, манеры, поведение должны быть безупречны в любых ситуациях.
Правило 14: необходимо владеть различными формами деловой коммуникации[6].
Вопросы к семинарским занятиям
1. Управленческая этика и управленческий этикет.
2. Речевой этикет руководителя.
3. Приемы воздействия на деловых партнеров и подчиненных.
4. Проблема деловых и межличностных отношений на работе: гендерный аспект.
5. Проблема деловых и межличностных отношений на работе: дружба между сотрудниками.
6. Проблема деловых и межличностных отношений на работе: служебный роман.
7. Правила делового этикета для подчиненных.
8. Этика оформления офиса менеджера и подчиненных.
9. Соблюдение этикетных форм в ситуации увольнения сотрудников.
10. Адаптация менеджера на новом месте.
11. Правила облегчения адаптации нового сотрудника-подчиненного.
12. Требования к внешнему облику менеджера.
13. Коммуникативные принципы оптимизации служебного общения.