Бортовые информационные системы предоставляют экипажу самолета всю необходимую информацию – в визуальной, звуковой и тактильной форме. На пассажирском ЛА могут устанавливаться следующие БИС.
Система электронной индикации (СЭИ) предназначена для индикации пилотажной и навигационной информации. В состав системы входят индикаторы, от 1 до 3 вычислителей, которые часто называют генераторами символов, и пульты управления. Индикатор имеет экран, на котором индицируется информация, ранее представлявшаяся на шкалах отдельных приборов. Генератор символов управляет построением изображения на индикаторе. Он принимает и обрабатывает пилотажную и навигационную информацию от различных систем ЛА – систем первичной информации (СВС, ИНС), радионавигационных систем (РВ, CLS, MLS, DME, VOR, АРК), систем автоматического пилотирования (ВСС, ВСУП, ВСУТ, АСУУ), от системы сигнализации и т.д. Пульт управления служит для связи пилота с системой, он обеспечивает выбор форматов изображения и регулирование яркости индикаторов.
|
|
Типовая структура СЭИ для ЛА с двумя пилотами изображена на рис.5.3. Перед каждым пилотом находятся два индикатора. На экране одного индицируется пилотажная информация, на экране другого – навигационная. Конкретный состав информации на экране может изменяться в зависимости от этапа полета и от того, что в данный момент интересует пилота. Для управления изображением на своих индикаторах у каждого пилота есть пульт управления. Каждый из двух основных генераторов символов управляет парой индикаторов, третий генератор символов – резервный, он участвует в работе системы только при отказе одного из основных.
Основной функцией вычислительной системы внутрикабинной сигнализации – является предупреждение экипажа о возникновении опасностей в полете и на борту ЛА. В частности, выдается сигнализация:
· о неправильной конфигурации органов управления самолета (асимметрия закрылков, посадка с убранным шасси и т.п.);
· о превышении максимально-допустимой скорости;
· о достижении минимальной скорости полета;
· о слишком малой высоте полета;
· о сдвиге ветра;
· о неправильной работе бортовых систем и агрегатов (пожар двигателя, отказ генератора и т.п.).
Рис.5.3. Структура системы электронной индикации: ПУ – пульт управления, ГС – генератор символов, КПИ – комплексный пилотажный индикатор, КИНО – комплексный индикатор навигационной обстановки |
Система содержит один или два вычислителя, которые собирают информацию от различных систем/датчиков самолета и производят над этой информацией логическую обработку, выясняя, не создалась ли где-нибудь опасная ситуация. Свои сообщения система выстраивает по приоритету, привлекая внимание пилотов в первую очередь к самым опасным событиям. Эти приоритеты гибкие, они зависят от этапа полета и состояния системы, на отдельных напряженных этапах (взлет, посадка) система вообще не отвлекает пилота малозначимыми сообщениями.
|
|
Для индикации своих сообщений экипажу система содержит индикатор, способный показывать цифробуквенную информацию. Система индицирует аварийные, предупреждающие и уведомляющие сообщения, а также использует другие способы сигнализации – с помощью звуковых сигналов (звонки, гонги и т.п.), тактильных воздействий (тряска штурвала). Аварийная сигнализация выдается в ситуациях, требующих немедленного действия, а на экране имеет красный цвет. Предупреждающая сигнализация выдается в ситуациях, требующих немедленного уведомления, и на экране имеет желтый цвет. Уведомляющая сигнализация имеет цвет иной, чем аварийные и предупреждающие сигналы, обычно - зеленый.
Если на ЛА установлена система электронной индикации, то система внутрикабинной сигнализации может не содержать отдельных индикаторов, сигналы из ее вычислителей поступают в генераторы символов СЭИ, которые превращают их в сообщения на экранах, своих индикаторов.
Чаще функции системы внутрикабинной сигнализации выполняет более сложная система – комплексная информационная система сигнализации (КИСС). Кроме сигнализации она обеспечивает пилотов информацией о параметрах и состоянии двигателей и общесамолетных (общевертолетных) систем. Такая система имеет собственные индикаторы, обычно два, на которых постоянно индицируется сигнализация и основные параметры двигателей и на которые пилот может дополнительно вызвать информацию по интересующей его системе. В состав КИСС также входят пульты управления (1-2 по количеству пилотов) и вычислители. Могут в ее состав входить и блоки-концентраторы данных, если они не выделены в отдельную систему преобразования информации. Эти блоки собирают аналоговые и дискретные сигналы от датчиков, измеряют их и преобразуют в цифровой последовательный код, который передается своим вычислителям, а также другим заинтересованным в этой информации системам.
На новом поколении ЛА системы СЭИ и КИСС объединяют в единую систему – комплексную систему электронной индикации и сигнализации (КСЭИС), которая выполняет функции обеих этих, систем. Такая система обладает большей гибкостью в отношении представления информации и имеет меньшие массу, габариты за счет объединения вычислителей.
Расположение основных индикаторов и пультов в кабине экипажа магистрального самолета показано на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Кабина ТУ-204 |
Здесь: 1 – пульт настройки радиосредств левого пилота, 2 – пульт управления и индикации ВСС левого пилота, 3 – индикаторы СЭИ левого пилота, 4 – пульт управления систем автоматического пилотирования, 5 – индикаторы КИСС, 6 – пульт управления СЭИ правого пилота, 7 – пульт управления КИСС правого пилота
Кроме двух основных систем индикации – СЭИ и КИСС – на современных ЛА под разными названиями (электронный портфель, персональный помощник пилота) появляютсяэлектронные планшеты, которые индицируют пилоту различную справочную информацию, ранее находившуюся в кабине ЛА на бумажных носителях. Такое устройство представляет собой бортовой вариант портативного компьютера laptop. Индикатор обычно имеет вид планшета с экраном (рис.5.5). Органы управления (кнопки, устройство управления курсором) располагаются вокруг экрана или же сам экран является сенсорным и тогда кнопки просто изображаются на поле экрана.
Если на ЛА нет системы самолетовождения, то в кабине может устанавливаться самостоятельный многофункциональный пульт управления. Он выполнен в виде единого блока, на лицевой панели которого расположены цифробуквенная клавиатура и экран. МФПУ служит для взаимодействия пилота со многими бортовыми системами. Для этого он имеет стандартный выход, по которому передает последовательным цифровым кодом команды и набранные пилотом значения (настройки радиочастот и т.п.) в другие системы.
|
|
Рис.5.5. Электронная справочная система |
Для предупреждения пилотов об опасных ситуациях наряду с системой сигнализации используется речевой информатор. Он воспроизводит заранее записанное речевое сообщение, относящееся к возникшей ситуации, например: «Пожар! Левый двигатель пожар!». Современные речевые информаторы компактные устройства, они могут встраиваться, например, в вычислитель КСЭИС.
В кабинах больших современных самолетов может устанавливаться принтер, который также можно отнести к классу бортовых информационных систем. Принтеры имеют связь со многими системами и обеспечивает распечатку документов различного назначения, например, полетных карт из бортовой базы данных. Простой принтер распечатывает цифробуквенную информацию на узкой бумаге, полноформатный позволяет распечатывать и: цифробуквенную и графическую информацию на бумаге формата А4.
К бортовым информационным системам можно отнести и появившиеся недавно системы, предоставляющие различную информацию и услуги пассажирам самолетов. Они получили название систем развлечения пассажиров ( In-flight entertainment system.). В спинки кресел или в подлокотники монтируются терминалы, имеющие экран и необходимые органы управления (или сенсорные экраны, как, например, в случае, показанном на рис. 5.6), На этих терминалах демонстрируются фильмы, можно получить информацию о маршруте и: прохождении полета, с их помощью и при посредстве спутниковых систем связи можно подключиться в полете к Интернет.
Рис.5.6. Терминалы на ручках пассажирских кресел |