Рассредоточенная подготовка к сочинению и изложению

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений выделяется три этапа: 1)подготовка и организация сочинений; 2)их проверка и оценка; 3)анализ проверенных работ в классе.

Наибольшие трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при написании сочинений, связаны с отсутствием или плохим проведением подготовительной работы к сочинению и изложению.

Подготовка к сочинению может состоять в работе:

а)над словарём, имеющим целью вооружить учащихся необходимой для выполнения сочинения тематически подобранной лексикой. Это могут быть слова из пассивного словаря учеников или совсем новые предложенные им слова;

б)над предложением (в связи с грамматической стилистикой и с целью предупреждения грамматико-стилистических ошибок);

в)над орфографией и пунктуацией.

Подготовка к написанию сочинения начинается с объявления темы (за одну-две недели). Например, «Зимняя природа». Следует сказать также, что эта тема сформулирована широко, что каждый может уточнять её («Мороз и солнце! День чудесный!», «Зимнее небо», «Когда выпал первый снег…» и др.). Если это сочинение по картине, то начать нужно с выбора картины. В среднем звене это должна быть сюжетная картина («Опять двойка» Ф.П.Решетникова, «Тройка» В.Г.Перова и др.). Учителю самому следует внимательно рассмотреть картину, установить тему, идейное содержание, средства художественной выразительности. После этого следует продумать систему вопросов по картине, чтобы установить тему, понять замысел художника, учесть трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений, которые будут использованы детьми при описании картины. Следует также познакомиться с биографией писателя и историей создания картины.

Если предполагается писать сочинение-описание по теме, указанной выше, то учитель организует или нацеливает детей на наблюдение ими живой природы и на накопление материала по теме сочинения. Для этого можно читать какие-то статьи, стихотворения по теме сочинения, тексты с описанием природы. Тексты, найденные детьми, можно использовать при опросе, закреплении, можно специально проанализировать (тема текста, основная мысль, стиль, структура, языковые средства).

После этого следует показать, как нужно использовать и организовать накопленный материал: отобрать главное, установить последовательность событий (составить план); указать на возможное использование подходящих иллюстраций, на способы доказательства, если речь идёт о сочинении-рассуждении, указать, как делаются выводы. В качестве примера можно разобрать несколько вариантов возможного начала сочинения, его концовки.

При подготовительной работе происходит знакомство с различием сочинений-повествований, описаний и рассуждений и языком сочинения на бытовую тему, с одной стороны, и научным сообщением - с другой.

При подготовке плана текста-рассуждения необходимо выработать умение определять три композиционные части: тезис, доказательства и вывод. В тексте-описании также три части: в первой – общее впечатление об описываемом предмете, явлении; во второй – отдельные признаки предмета; в третьей – вывод. Рассуждение имеет подтипы: рассуждение-доказательство: почему?; рассуждение-объяснение: что это такое?; рассуждение-размышление: как быть, что делать?

При подготовке сочинений-описаний животных, внешности человека, картины нужно учить школьников составлять сложный план, в котором отражалось бы как существенное, главное во внешности, так и отдельные черты. Описание неоднородно: описание предмета отвечает на вопрос: каков предмет?, места: что где находится; природы: каково вокруг; состояния человека: каково ему.

Сочинение-повествование (рассказ) композиционно делится также на три части: начало события, развитие события (с кульминацией) и конец события. Все пункты плана будущего сочинения должны быть логически выдержаны и соответствовать типу речи.

На пути к созданию своего текста-описания можно использовать различные виды упражнений: - анализ текста-образца; - подробное изложение текста описательного характера; - творческий диктант; - сочинение-описание по картине (устное или письменное), - редактирование текстов-описаний с типичными недочётами.

Если предполагается дать сочинение с грамматическим заданием, то задание должно быть объяснено. Следует также показать, как оно должно быть выполнено.

Последним на этапе подготовки к сочинению является составление плана-конспекта урока.

Изложение, как и сочинение, это уже заключительный, завершающий этап целой серии предшествующих ему работ (упражнений) стилистического характера. Поэтому подготовительная работа может быть разнообразной, вестись продолжительное время, начинаться иногда за 5 – 7 уроков до изложения охватывать широкий круг видов работ и навыков. Это работа над новыми словами, которые встретятся в тексте (объяснение и запись примеров на доске и в тетрадях, в словарях), над словами с трудными орфограммами или на те правила, которые в данный момент изучаются в классе и др.

Следует учитывать тот момент, что по мере совершенствования навыков подготовку к изложению следует сокращать: читать только один раз, не писать план на доске, и не вводить предварительно устного пересказа текста.

Кроме того, тексты постепенно следует усложнять, увеличивать их объём, осложнять дополнительным грамматическим или лексическим заданием.

При подготовке к изложению нужно в первую очередь определить, какой вид обучающего изложения будет проводиться в данном классе и с какой целью. После этого выбирается текст. После ознакомления с текстом учитель выявляет возможные трудности усвоения содержания учениками. Учитель подчёркивает для себя слова, которые требуется объяснить, выделяет средства художественной выразительности.

Следующая ступень предварительной работы – логический анализ текста: членение на части, озаглавливание их, т.е. составление плана.

Самым главным является продумать систему вопросов, которые предусматривали бы раскрытие содержания и анализ языковых средств выражения мысли.

Можно также написать самому примерное изложение, особенно если это сжатое изложение.

Заключительный этап подготовки – составление плана и конспекта урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: