Дошкольники с нарушениями развития могут получать помощь в детских садах как комбинированного (где есть массовые и специальные группы). Так и компенсирующего вида () где все группы специальные.
Обучение ведется по специальным программах, которые включают следующие разделы.
«Развитие речи» является одним из ведущих разделов, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Основными задачами являются: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи (устной, письменной, дак-
тильной); отработка различных видов речевой деятельности, проведение элементарных языковых наблюдений
Важные коррекционные задачи решаются в процессе реализации задач раздела «развития слухового восприятия и обучения произношению», целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи.
|
|
Работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена на решение следующих задач:
обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых
звучаний; создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи; формирование навыков речевой коммуникации;
Обучение произношению предполагает: создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры;
Так же, как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают элементарными математическими представлениями.
Особое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре..
Проводятся занятия по изобразительной и конструктивной деятельности.
Важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельностей, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. Ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка — значит обучать его перцептивным действиям,
с помощью которых ребенок исследует предмет и воспринимает
в нем новые качества и свойства.
Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром.
В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивают интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности.
|
|
Особую значимость приобретает музыкальное воспитание. С опорой на звукоусиливающую аппаратуру и вибрационную чувствительность задачи коррекции и компенсации недостатков решаются за счет формирования восприятия музыки, вокально-интонационного развития голоса, развития ритма движений и речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.
Дети, воспитывающиеся дома, могут получать коррекционную помощь:
- в сурдологических кабинетах системы здравоохранения по месту жительства;
- в стационарах при отделениях отоларингологии крупных больниц по месту жительства;
- в группах кратковременного пребывания при специальных дошкольных учреждениях (группах) и при научных медицинских и педагогических центрах;
-в Центрах медико- психолого-педагогической и социальной реабилитации системы социальной защиты.
Система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется. Закономерным этапом ее развития является поиск моделей интегрированного и инклюзивного воспитания и обучения.
Возможны следующие формы интеграции:
- временная интеграция, когда дети с нарушениями слуха объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
- частичная интеграция, при которой дети, еще не способные наравне со слышащими сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются по 1-2 человека лишь на часть дня в массовые группы;
- комбинированная интеграции, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1-2 человека наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы.
- при полной интеграции ребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду.
- инклюзивные дошкольные группы, где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1-2 неслышащих ребенка, а группа из 4-5 детей). В смешанной группе работают не только два воспитателя, но и учитель-дефектолог.