Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха

Дошкольники с нарушениями развития могут получать помощь в детских садах как комбинированного (где есть массовые и специальные группы). Так и компенсирующего вида () где все группы специальные.

Обучение ведется по специальным программах, которые включают следующие разделы.

«Развитие речи» является одним из ведущих разделов, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Основными задачами являются: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи (устной, письменной, дак-

тильной); отработка различных видов речевой деятельности, проведение элементарных языковых наблюдений

Важные коррекционные задачи решаются в процессе реализации задач раздела «развития слухового восприятия и обучения произношению», целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи.

Работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена на решение следующих задач:

обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых

звучаний; создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи; формирование навыков речевой коммуникации;

Обучение произношению предполагает: создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры;

Так же, как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают элементарными математическими представлениями.

Особое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре..

Проводятся занятия по изобразительной и конструктивной деятельности.

Важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельностей, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. Ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка — значит обучать его перцептивным действиям,

с помощью которых ребенок исследует предмет и воспринимает

в нем новые качества и свойства.

Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром.

В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивают интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности.

Особую значимость приобретает музыкальное воспитание. С опорой на звукоусиливающую аппаратуру и вибрационную чувствительность задачи коррекции и компенсации недостатков решаются за счет формирования восприятия музыки, вокально-интонационного развития голоса, развития ритма движений и речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.

Дети, воспитывающиеся дома, могут получать коррекционную помощь:

- в сурдологических кабинетах системы здравоохранения по месту жительства;

- в стационарах при отделениях отоларингологии крупных больниц по месту жительства;

- в группах кратковременного пребывания при специальных дошкольных учреждениях (группах) и при научных медицинских и педагогических центрах;

-в Центрах медико- психолого-педагогической и социальной реабилитации системы социальной защиты.

Система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется. Закономерным этапом ее развития является поиск моделей интегрированного и инклюзивного воспитания и обучения.

Возможны следующие формы интеграции:

- временная интеграция, когда дети с нарушениями слуха объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;

- частичная интеграция, при которой дети, еще не способные наравне со слышащими сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются по 1-2 человека лишь на часть дня в массовые группы;

- комбинированная интеграции, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1-2 человека наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы.

- при полной интеграции ребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду.

- инклюзивные дошкольные группы, где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1-2 неслышащих ребенка, а группа из 4-5 детей). В смешанной группе работают не только два воспитателя, но и учитель-дефектолог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: