Сущность, формы и показатели развития международной торговли товарами

Исторически первой и наиболее развитой формой МЭО является международная торговля товарами (МТТ), которая представляет собой форму связи между товаропроизводителями разных стран, возникающую на основе международного разделения труда и выражающую их взаимную экономическую зависимость.

На основе изучения теоретических основ международной торговли очевидно, что она развивается потому, что приносит выгоду участвующим в ней сторонам.

Благодаря ей:

- преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов;

- расширяется емкость внутреннего рынка, и устанавливаются связи внутреннего рынка с мировым;

- обеспечивается получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;

- развивается специализация страны, следовательно, повышается производительность использования ресурсов, увеличивается объем производства.

Расширение экспорта способствует повышению занятости. По данным ЮНКТАД, увеличение экспорта промышленных товаров на 1% ВВП вызывает рост занятости на 0,6-0,7%.

Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальной экономике (например, НИС Юго-Восточной Азии).

Вовлечение предприятий в международную конкуренцию вызывает необходимость постоянного совершенствования организационно-технической базы производства, качества выпускаемых товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики.

Кроме преимуществ для отдельно взятой страны, международная торговля оказывает влияние и на мировую экономику в целом.

Взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных комплексов отдельных стран усиливается настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой кризисные тенденции в других странах мира. Например, сокращение поставок нефти на мировой рынок странами ОПЕК в 1975 г. спровоцировало мировой нефтяной кризис.

Через международную торговлю реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей - вывоз капитала, производственная кооперация, научно-техническое сотрудничество.

Рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции.

Международная торговля способствует дальнейшему углублению МРТ и интернационализации хозяйственных связей.

Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех государств, выражаемых в долларах США.

Для оценки участия отдельной страны в международной торговле используются термины «внешняя торговля» и «внешнеторговый оборот».

Внешняя торговля - это обмен товарами той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг. Термин применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны. Для характеристики как международной, так и внешней торговли используются показатели: общего товарооборота, товарной структуры, географической структуры. Внешнеторговый оборот - сумма стоимости экспорта и импорта страны.

Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.

Основные формы международной торговли - экспорт и импорт товаров.

Показателями участия страны в международной торговле служат:

- экспортная квота - отношение экспорта товаров и услуг к ВВП, показывает, какая доля всей произведенной в стране продукции реализуется на мировом рынке.

- импортная квота - отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность национального производства и запасов импорта, показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении.

В зависимости от товарной специализации экспортно-импортных потоков международную торговлю принято различать и учитывать (по природе предмета купли-продажи) как торговлю: 1) готовой продукцией; 2) машинами и оборудованием; 3) сырьем и полуфабрикатами; 4) услугами и 5) интеллектуальной собственностью.

В связи с тем, что товарная специализация налагает свой (и часто достаточно существенный) отпечаток на содержание и, следовательно, формы международных коммерческих операций, следует начать рассмотрение с соотношения форм и методов международной торговли.

Под методом следует понимать принципиально обособленный способ достижения цели международной торговли, в которую вступает ее участник. Метод международной торговли – это способ осуществления торгового обмена (торговой операции или торговой сделки) между ее участниками, являющимися резидентами как разных стран (прямой метод), так и одной страны (косвенный и кооперативный методы). Несмотря на то, что обычно в международной практике, классическую основу которой составляют экспорт и импорт, выделяют два метода торговли, можно с определенной долей условности выделить 6 методов. Принимая во внимание ответственность и непосредственные действия по исполнению экспортно-импортных операций, это - два так называемых основных метода торговли:

- прямой экспорт (импорт) – совершение международной торговой сделки непосредственно между производителем/ продавцом и покупателем/ потребителем/ пользователем;

- косвенный экспорт (импорт) – совершение международной торговой сделки через посредника.

Однако, принимая во внимание современные реалии современного международного бизнеса, можно добавить еще один, третий метод, который, зародившись в среде малого бизнеса, занимает, можно сказать, срединное положение между классическими:

- кооперативный экспорт (импорт) – совершение международной торговой сделки через особого посредника, представляющего собой некую организационную форму бизнеса, созданную группой инициаторов этой сделки, совершение которой каждым отдельным участником указанной группы представляется невозможным, слишком рискованным и/или экономически неэффективным.

Если обособление первых трех методов обусловлено в первую очередь степенью причастности к непосредственному исполнению экспортно-импортных операций или тем, как ведутся эти основные операции (собственными силами, силами посредника или совместными усилиями заинтересованных сторон), то следующий, четвертый метод – это

- встречная торговля, которая выделяется как метод в силу особенностей подготовки, сопровождения и завершения таких международных коммерческих сделок, оплата по которым проводится без использования (твердой) валюты либо лишь частично покрывается валютой, т.е. заметно отличается и обосабливается способом и процедурой осуществления международных сделок.

История международной (и внутренней) торговли доказала жизнеспособность такого пятого метода, который предполагает проведение торговых операций через специальные институты:

- международные аукционы, биржи и торги. Учитывая тот факт, что все перечисленные институты имеют объединяющую их функцию установления качества и цены продаваемых через них товаров, исходя из соотношения спроса и предложения и оценок участников-покупателей, можно назвать этот метод институционально-конкурсным.

Шестой метод получил развитие лишь в последнее десятилетие ХХ века, когда претерпевает качественные изменения такой основной ресурс, как глобальные коммуникационные системы. Это – электронная торговля, или е-торговля.

Формы международной торговли столь же многообразны, как и содержание международной торговли в целом (таблица 3,4).

На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности. Так, к примеру, экспортер сталкивается с большим числом конкурентов на мировом рынке, чем на рынке внутреннем. Он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними национальными рыночными ценами, но и с мировыми, а также учитывать и возросшую массу покупателей.

Мировой товарный рынок - совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже товаров и услуг, имеющих специфические организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.) или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.

Мировой рынок характеризуется множественностью применяемых цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов. Множественность цен - это наличие ряда цен на один и тот же товар одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе.

Различают цены:

- по обычным коммерческим сделкам с платежом в свободно конвертируемой и неконвертируемой валюте;

- по клиринговым соглашениям;

- по программам в рамках государственной помощи и др.

Из этого множества цен можно выделить особый вид - «мировые цены» - цены крупных экспортно-импортных операций, в наибольшей степени характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами, а также цены, складывающиеся в важнейших центрах международной торговли.

Таблица 3.

Систематизация предметов международных коммерческих сделок

1. Товары в материально-вещественной форме
а) готовая продукция б ) машины и оборудование в) сырье и полуфабрикат ы
2. Научно-технические знания, интеллектуальная собственность
а) документарная форма (например, патенты, ноу-хау, копирайт) б) персонифицированная форма (командирование специалистов/инструкторов, обучение, гастроли)
3. Услуги класса «международный комплексный инжиниринг»или любая комбинация следующих составных частей
а) технологический инжиниринг – разработка/адаптация проектной документации и/или технологий, необходимых для модернизации производственных или инфраструктурных объектов б) консультативный инжиниринг – интеллектуальные услуги по проектированию производственных или инфраструктурных объектов, а также проведению шеф-монтажных и пусконаладочных работ в) строительный или конструкционный инжиниринг – комплекс услуг, входящих в технологический или консультативный инжиниринг, плюс все или любая из следующих позиций:
международные закупки материалов и оборудования, необходимых для реализации проекта;
организация международного проектного финансирования;
управленческий контракт, связанный с модернизируемым/создаваемым инжиниринговой компанией объектом
4. Услуги по совершенствованию маркетинговой/производственной деятельности
5. Бытовые услуги населению(например, химчистка, ремонты, общественное питание)
6. Услуги класса «международный туризм» (например, рекреационный, научный, образовательный, семейный, экстремальный, паломнический, экологический, шопинг)
а ) въездной туризм (экспорт туристических услуг) б) выездной ту ризм (импорт туристических услуг)
       

Таблица 2.

Формы и методы международных коммерческих операций

  формы методы
прямой косвенный Встречная торговля институциональный электронный
кооперативный
Импорт/реимпорт 1а, 1б, 1в, 6б
Экспорт/реэкспорт 1а, 1б, 1в, 6а
Международные биржи    
Международные аукционы 1а, 1в     1а,1в 1а,1в
Международные торги          
Оперативный лизинг 1б, 2   1б, 2    
Финансовый лизинг   1б, 2      

Признаки мировых цен:

- регулярность (в отличие от цен сделок, носящих эпизодический характер);

- коммерческий характером;

- открытость торгово-политического режима;

- свободная конвертируемость валюты платежа.

В современной МТТ применяются два вида основных цен: расчетные и публикуемые. Расчетные цены - это цены, индивидуально определяемые фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различными методиками. Публикуемые цены - цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. Они отражают уровень мировых цен и могут быть разделены на подвиды:

- справочные цены;

- биржевые котировки;

- цены аукционов;

- цены торгов;

- цены фактических сделок;

- цены предложения крупных фирм и др.

Факторы развития международной торговли в послевоенный период.

НТР, приведшая к изменениям в МРТ, созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному обновлению основного капитала.

Развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки.

Активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовлекающих в международную торговлю новые страны, регионы, товары.

Процесс либерализации МТТ под эгидой ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)/ВТО (Всемирная торговая организация) и других международных организаций.

Получение политической независимости колониальными странами и выделение из их числа НИС, ориентированных на производство товаров для внешних рынков;

Переход стран Центральной и Восточной Европы к рынку и повышение степени открытости их экономики.

Эти факторы обусловили современные тенденции развития МТТ.

Динамика МТТ характеризуется высокими темпами развития. С 1948 г. мировой экспорт товаров увеличился с 346 до 6272 млрд. долларов, т.е. в 18 раз.

Среднегодовой темп роста МТТ более чем в полтора раза опережал темп роста мирового производства. Внешняя торговля стран росла более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития национальных экономик.

Выросли экспортная и импортная квоты многих государств.

Географическая конфигурация МТТ отличается ассиметричностью: товарные потоки между отдельными странами или их группами формируются по территориальному или организационному признаку:

а) доля промышленно развитых стран в МТТ составляет 70-75%, развивающихся государств - 20% и бывших социалистических стран - 10%;

б) ведущую роль играют три мировых экономических центра - США, ЕС и Япония, на которые приходится 60% мирового экспорта;

в) около половины мирового товарооборота приходится на страны «Большой семерки»;

г) тенденция к постоянному росту удельного веса в МТТ присуща развивающимся странам. Но эта тенденция неодинаково проявляется в различных регионах развивающихся стран: растет удельный вес в мировом экспорте НИС Юго-Восточной Азии, возрастает доля Китая, намечается тенденция к снижению доли стран Африки (без ЮАР) в МТТ; снижается доля развивающихся стран Латинской Америки (за исключением Мексики, Бразилии, Аргентины и Чили);

д) с распадом СССР и СЭВ доля стран с переходной экономикой в МТТ резко снизилась, тенденцию удалось переломить только в начале ХХI в.

Основные потоки МТТ приходятся на взаимную торговлю передовых стран (61%), 27% - между этими странами и развивающимися государствами, 7% - между развивающимися странами, 5% - между странами с переходной экономикой и другими странами.

Особенностями товарной структуры МТТ (соотношение товарных групп в мировом экспорте) являются:

а) диверсификация потока товаров, вовлекаемых в МТТ;

б) увеличение удельного веса готовых изделий в целом и машинотехнической продукции в частности в МТТ под влиянием НТП, причем главными экспортерами и импортерами на этих товарных рынках выступают промышленно развитые страны;

в) сокращается доля МТТ сырьем и минеральным топливом, что связано со снижением роли сырьевых товаров в производстве развитых стран (в результате перехода в 80-е гг. к ресурсосберегающим технологиям), повышением их самообеспеченности сырьем (за счет интенсивного внедрения современных технологий в добывающие отрасли);

г) снижается удельный вес продовольствия из-за падения доли аграрного сектора в ВВП во всех группах стран, растущей самообеспеченности стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, падения цен.

Тенденции развития мирохозяйственных связей на рубеже XX-XXI вв. свидетельствуют об интенсивном развитии международной торговли услугами (МТУ). В развитых странах доля сектора услуг в ВВП достигает 70 и более процентов. МТУ - специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. За последнее десятилетие объем МТУ вырос в 6-7 раз и составляет 1,6 трлн. долларов. В мировом товарообороте доля услуг достигает более 20%. Кроме того, рост МТУ на 25% опережает рост МТТ. Поэтому МТУ оказывает все большее влияние на МТТ.

Основные отличия услуг от товаров в материальной форме заключаются в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются особенности МТУ по сравнению с МТТ:

- экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;

- в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны-продавца;

- ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;

- имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни, часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот, и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на виды:

- транспорт;

- поездки;

- связь;

- строительство;

- страхование;

- финансовые услуги;

- компьютерные и информационные услуги;

- роялти и другие лицензионные платежи;

- другие бизнес-услуги (правовые, рекламные и др.);

- лицензионные культурные и рекреационные услуги;

- правительственные услуги.

ВТО выделяет следующие формы МТУ:

- поставка услуг через границу, когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (транспорт, связь);

- перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование и др.);

- временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей);

- коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковские, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).

Факторы бурного роста МТУ:

- длительный экономический подъем в большинстве стран, который привел к повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм и платежеспособности населения;

- увеличение доли услуг в структуре ВВП стран мира, особенно промышленно развитых;

- НТП способствовал росту объемов производства, образованию новых видов услуг и расширению сфер их применения;

- развитие международных экономических связей стран и форм международных экономических отношений (МЭО)

Особенности и тенденции на мировом рынке услуг.

· Сокращение доли транспорта в экспорте услуг, связанное с падением доли перевозки грузов под влиянием уменьшения удельного веса сырья в МТТ; снижением фрахтовых ставок в условиях уменьшения спроса на перевозки.

· Увеличение доли туризма за счет увеличения доходов населения, совершенствования средств транспорта и гостиничного хозяйства.

· Наиболее динамично развивается сегмент «Особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги.

· Сокращение доли официальных или правительственных услуг.

· Увеличение инвестиций в сферу услуг. В США, Японии и ФРГ доля ПЗИ в сферу услуг других стран в начале 90-х гг. приблизилась к 50%.

· Долгое время на мировом рынке услуг (кроме финансовых) действовали мелкие и средние фирмы, но в конце 70-х - начале 80-х гг. на нем стали доминировать ТНК. Поэтому степень монополизации мировой торговли услугами выше, чем международной торговли товарами.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Какую выгоду дает международная торговля ее участникам?

2. Как измеряется и характеризуется внешнеторговый оборот страны?

3. Назовите показатели участия страны в международной торговле.

4. Какие признаки имеют мировые цены?

5. Назовите виды и формы международной торговли товарами.

6. Сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран – это:

а) международный рынок;

б) мировое экономическое пространство;

в) международная торговля;

г) внешнеторговый оборот.

7. Внешнеторговый оборот страны – это:

а) весь экспорт страны за исключением гуманитарных поставок и помощи;

б) все экспортные поставки;

в) сумма экспорта и импорта;

г) весь экспорт за исключением необлагаемых налогом товаров.

8. Вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране – это:

а) импорт; в) реэкспорт;

б) экспорт; г) реимпорт.

9. Выделите основные формы организации международной торговли:

а) сделки купли-продажи; г) бартерные сделки;

б) ссудные организации; д) биржевая торговля.

в) аукционная торговля;

10. Укажите два основных фактора, способствующих расширению международной торговли:

а) усиление интеграции;

б) переход на использование единой европейской валюты;

в) увеличение числа стран, использующих доллары при расчетах по операциям;

г) НТП в области транспорта, связи, информационных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: