Исполнительную власть и ее органы в литературе и быту еще именуют административной властью (лат. администрировать – управлять, распоряжаться, заведовать). На нее возложено непосредственное управление государственными делами.
Исполнительную власть целесообразно рассматривать в двух аспектах:
1. В строго юридическом (узком) смысле как право и возможность субъектов управлять кем либо, подчинять своей волей других людей, издавать акты, осуществлять организационную работу как совокупность полномочий.
2. В политологическом смысле как подсистему государственной власти, образующую вместе с другими ветвями единый государственный организм и вырабатывающую управленческие решения под их влиянием.
Исполнительная власть проявляется через совокупность признаков:
· признаки реализующего характера отличают исполнительную власть как управляющее воздействие и практическую деятельность по организации исполнения законов, обеспечения исполнения актов высшего руководства;
|
|
· управляющее воздействие универсального характера проявляется, осуществляется непрерывно и везде, где функционирует человеческое сообщество;
· управляющее воздействие имеет не только стимулирующий, мобилизующий, но и административно-принудительный характер, опирается на силу, возможность самостоятельно осуществить физические, административно-штрафные и иные меры принуждения;
· управляющее воздействие предметного характера осуществляется на конкретных территориях с конкретным контингентом людей, вовлекает реальные ресурсы, использует инструменты материального стимулирования и мотивации.
Сущностными признаками органов исполнительной власти являются:
· они создаются самим сувереном – народом на основе конституционных норм и в силу этого обладают «первичным» мандатом;
· имеют правомочие учредительства государственных органов (федеральных и иных органов исполнительной власти), государственных учреждений, публичных служб.
По форме участия исполнительной власти в регулировании экономики и методам ее влияния на хозяйственную деятельность всю совокупность методов, с определенной степенью условности, можно разделить на административно-распорядительные или организационно-правовые и экономические, на прямые и косвенные.
Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним, например, можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, урегулирование социальных проблем, проблем окружающей среды и т.п. Роль этих методов существенно возрастает в критических ситуациях, во время войны, кризисного состояния экономики и т.п.
|
|
Экономические методы воздействия государства на хозяйственную деятельность реализуются через систему экономических регуляторов, которые можно представить через три группы:
налоги, налоговые льготы, амортизационные отчисления, цены, льготное кредитование;
финансовые средства государства (инвестиции из бюджета, субсидии, дотации);
государственные ограничения (лицензии, квоты, государственные заказы).
Прямые методы непосредственно воздействуют на субъект, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.
Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.
Всю совокупность воздействий экономических медов можно представить в следующих основных формах:
бюджетно-налоговая политика;
кредитно-денежная политика;
ценовая политика;
внешнеэкономическая политика.